5 мин.

West Ham United: «I'm forever blowing bubbles»

Рано или поздно мы бы всё равно дошли до этой песни, правда ведь? Несмотря на всю уникальность и многочисленность британского футбольного песенного фольклора, те или иные мотивы периодически повторяются разными клубами. К примеру, любимый всеми "You’ll never walk alone" кроме "Ливерпуля" исполняется  болельщиками десятков команд, среди которых есть и британские "Селтик" и "Ипсвич" (кельты, на мой сугубо субъективный взгляд, поют даже лучше трибун Энфилда). А вот "Forever Blowing Bubbles" – песня совершенно уникальная и принадлежит всецело "Вест Хэму".

Перенесёмся на сверкающий Бродвей, в 1918 год, где в театре Winter Garden не совсем блистает, но, тем не менее, 142 раза демонстрируется публике мюзикл "The Passing Show of 1918". Это достаточно банальный мюзикл о молодой девушке, отличившийся лишь композицией "Forever Blowing Bubbles", которая вмиг становится хитом.  Её перепевает множество известнейших исполнителей того времени, среди которых особо выделяются нью-орлеанцы "The Original Dixieland Jass Band" – совершенно легендарные ребята, записавшие первый в истории джаз-альбом. Уже тогда эта песня так или иначе становится связанной со спортом. В 1919 году состоялся скандал в мире бейсбола: команду из Чикаго – "Уайт Сокс" – обвинили в сдаче матча Мировой серии "Цинциннати Редс". Ринг Ларднер – спортивный журналист, отличавшийся большой любовью к сатире – озаглавил свою статью об этом скандале, используя цитату из популярной песни со слегка изменёнными словами: «I'm forever blowing ballgames».

В начале 20х годов песня попадает в мюзик-холлы Британии, а следом за этим, уже в конце 20х, её слышит тренер "Вест Хэма" – Чарли Пейнтер – от своего друга и коллеги Корнелиуса Била. Бил тренировал школьную футбольную команду, где играл мальчик по имени Билли Джей Мюррей. История умалчивает о том, как сложилась жизнь этого парня, но именно благодаря нему мы можем слышать эту чудесную песню на трибунах Вест Хэма. Легенда гласит, что маленький Мюррей был как две капли воды похож на персонажа картины Джона Эверетта Миллеса “Bubbles”, и эта картина в те времена вовсю использовалась в рекламе мыла Pears. Как только Билли Джей, получивший прозвище Bubbles, забивал гол или просто хорошо действовал на поле, Корнелиус Бил напевал ему вслед строки из популярной песни "Forever Blowing Bubbles". Надо сказать, что тогда на матчи школьных команд собиралась серьёзная публика (по тысяче человек, почти как на домашних матчах московского Динамо сейчас), и болельщики, услышав как Корнелиус Бил подбадривает своих подопечных, также стали исполнять эту песню. Вместе с Бабблсом в той школьной команде на поле выходил Джим Барретт. Вскоре этот талантливый центральный защитник переходит в "Вест Хэм", где быстро влюбляет в себя "Болейн Граунд", забив в финале молодёжного первенства страны на глазах тысяч болельщиков гол в ворота "Ливерпуля". Любители футбола, помнившие молодого паренька по играм в одной команде с Билли Джей Мюрреем (тем самым Бабблсом), вспоминают и песню, под аккомпанемент которой те выступали. Так "Forever Blowing Bubbles" начинает звучать на трибунах "Вест Хэма" – примерно с 1925 года, когда Барретт закрепляется в основном составе (в лондонском клубе он проведёт всю карьеру, до 1939, его сын начнёт выступать также в "Вест Хэме"). 

Эта песня становится гимном клуба, хотя складывается впечатление, что она и проклятие "Вест Хэма". Всё дело в тексте: он удивительным образом перекликается с историей этой команды.

Я вечный мечтатель Мои мечты как пузыри Они поднимаются в небо И исчезают в облаках Удача не стоит на моей стороне И её не не вернуть обратно И я выдуваю пузыри Пузыри летящие в никуда

"Вест Хэм" никогда не опускался ниже второго дивизиона английской лиги, но ни разу и не завоевывал ее главный трофей – наивысшим достижением команды остается третье место в чемпионате в 1986-м. Центральная глава истории клуба писалась в 60-е: команда выиграла Кубок Англии в 1964-м, затем Кубок Кубков в 1965-м, а футболисты "Вест Хэма" были главными героями сборной Англии на триумфальном чемпионате мира-1966: капитан Бобби Мур, забивший в финале Мартин Петерс, и Джефф Херст, автор знаменитого хет-трика. Иными словами, "Вест Хэму" никогда особо не везло. Притом, что благодаря успехам 60х годов, за этот клуб стало болеть много людей по всему Лондону – мне довелось пообщаться вживую с фанатом "Вест Хэма", который рассказал, что по популярности его любимый клуб занимает одно из первых мест среди коренных лондонцев (это можно подтвердить тем фактом, что именно "Вест Хэму" достался Олимпийский стадион на 60 000 человек). За "Арсенал", "Челси" и "Тоттенхэм" болеют в основном иммигранты, что связано с популярностью этих клубов по всему миру. А "Вест Хэм" – явление локальное. По крайней мере, до 2004 года. Потому что в 2004 произошло совершенно уникальное событие, лихо повлиявшее на популярность этого клуба по всему миру.

В 2004 по сценарию известного в узких кругах писателя Дуги Бримсона выходит художественный фильм «Хулиганы» (британское название – «Green Street», на этой улице находится "Болейн Граунд"). Режиссер-девушка Лекси Александр набирает неплохой актёрский состав (Элайджа Вудс, Чарли Ханнэм) и выдаёт фильм, ставший настольным учебником для молодых околофутбольщиков по всему миру. Показательно, что в том же году выходит другой фильм, оказавший большое влияние на субкультуру – «Фабрика футбола». И в отличие от «Грин Стрит», это как раз кино о футбольном хулиганизме как явлении. Помните бессмертное изречение Дэнни Дайера (кстати, в реальной жизни болеющего за "Вест Хэм"): «Зачем мы это делаем? А чем ещё заняться на выходных?!». По-моему, это как раз весьма полно иллюстрирует смысл субкультуры футбольных хулиганов (это конечно тема для отдельной аналитической статьи, поэтому не в этот раз).  «Хулиганы» же произведение более популярное, для более широких слоёв населения и с более серьёзным подходом к вопросу: вполне себе социальная драма. Но куча молодых людей, посмотревших фильм, не уловили всю мораль, в него заложенную, и принялись одеваться, как Чарли Ханнэм, стричься, как Чарли Ханнэм, и болеть за ту же команду, что и его персонаж в фильме. Этой командой стал "Вест Хэм". Руководство клуба не оценило такой бесплатной рекламы, и всеми силами открещивалось от участия в картине. Фильм на мой субъективный взгляд далеко не самый лучший на тему околофутбола, но есть в картине потрясающий момент, самые последние кадры с уходящим в закат хоббитом, обессмертившие песню "Forever Blowing Bubbles" на киноленте: