16 мин.

Бутсы adidas Predator придумал экс-игрок «Ливерпуля». В них Бекхэм забил с центра поля, а Зидан положил тот гол «Байеру»

От прототипа Predator отказалась Puma, Reebok, Nike, Umbro и даже adidas. Немцы передумали только после видео с Беккенбауэром.

Часто после окончания карьеры спортсмены не могут найти себя. Это совсем не про австралийца Крэйга Джонстона, которому одного футбола было мало. После ухода из «Ливерпуля», где он выиграл пять титулов, Кубок европейских чемпионов и Кубок Англии, Крэйг профессионально фотографировал, изобрел собственную доску для серфинга, неудачно вложился в футбольную школу и даже создал австралийское игровое телешоу The Main Event, которое затем адаптировали в Великобритании.

Он также придумал систему контроля за мини-барами в отелях (устройство сигнализирует, когда кто-то достает продукты). Джонстон увидел в этом бизнес еще во время многочисленных поездок с «Ливерпулем», когда он и его сосед по комнате Брюс Гроббелаар подозревали, что Стив Макмаон и Ронни Уилан совершают набеги на их холодильник.

Но главным успехом Джонстона стал прототип бутс, на основе которого adidas разработал культовую линейку Predator. Общей чертой серии стало резиновое покрытие на верхней части обуви для лучшего сцепления и контроля мяча. Идея пришла к Джонстону, когда он тренировал детей в Австралии. Как-то он сказал ребятам, когда учил их бить по мячу: «Думайте о ноге, как о ракетке для настольного тенниса». Один из детей в ответ бросил: «Наши бутсы не резиновые, а кожаные».

«Самое смешное, что тренировку пришлось отменить из-за сильного дождя, – вспоминает Джонстон. – Я помчался домой, взял ракетку для настольного тенниса, снял резину и обмотал ее вокруг обуви. Затем я вышел обратно под дождь, ударил по мячу и не поверил своим глазам. Это был момент истины».

Крэйг Джонстон

Крэйг потратил пару лет, создал сотни вариантов, но ни один из крупных производителей не поддержал его идею: «Я отнес их в adidas. Они сказали, что это не сработает. Потом я понес их в Puma, Nike, Reebok и Umbro, и все они сказали нет».

Тогда Джонстон зашел с другой стороны. Он вернулся в Германию и вышел на «Баварию». «Я сказал, что хочу увидеть Франца Беккенбауэра. Мне ответили: «Кто вы?». – «Меня зовут Крэйг Джонстон, я австралиец, который играл за «Ливерпуль».

В декабре 1990 года Джонстон встретился с Беккенбауэром, который совсем недавно привел ФРГ к титулу чемпионов мира. Кайзер попросил Джонстона вернуться на следующий день и захватить с собой четыре пары обуви. К Беккенбауэру присоединились Карл-Хайнц Румменигге, Пол Брайтнер и Ханси Мюллер. «Шел снег. Они пошли на тренировочную площадку, начали бить по мячу и говорить «яволь, яволь, яволь», – вспоминает Джонстон. Австралиец снял это на видео, чтобы показать его adidas.

Бренд с тремя полосками тогда находился в жутком кризисе, который начался еще со смерти основателя в 1978 году. Nike и Reebok в 1980-х провели агрессивные рекламные кампании, к концу десятилетия на них приходилось уже 50% рынка спортивной обуви в США, в то время как доля adidas сократилась до 3%. В 1987-м умер Хорст Дасслер, сын основателя. Через два года оставшиеся наследники продали 80% своих акций всего за 440 млн марок французу Бернару Тапи, скандальному владельцу «Марселя». Он также не справился и в 1993 году снова продал компанию.

Пол Гаскойн на представлении бутс adidas

Идея Джонстона adidas по-прежнему не возбуждала. Но Крэйг не сдался. Чтобы показать видео с немецкими легендами и новыми бутсами, он заявился на заседание совета директоров. На этот раз все сработало. Есть мнение, что компанию в те годы спасли две вещи: Predator Джонстона и Мадонна, которую на пике славы сфотографировали в красном платье adidas.

Первые adidas Predator представили в 1994 году перед чемпионатом мира в США. Бутсы стоили больше 100 фунтов, что было неприлично дорого по тем временам. Но тестирование показало, что игроки с «хищниками» на ногах сильнее били и лучше контролировали мяч. Топовое сцепление объясняли инновационными резиновыми полосками на верхней части обуви.

В апреле 1994-го в «предаторах» забили первый гол на профессиональном уровне. Трудно представить лучшую рекламу новым бутсам, чем этот гол-красавец. Стадион «Айброкс», «Рейнджерс» против «Селтика», шотландец Джон Коллинз кладет со штрафного в девятку.

В бутсах Predator Бекхэм забивал с центра поля, а Зидан в финале ЧМ и ЛЧ

Удар Коллинза стал лишь скромным началом большой истории. В 1996-м молодой Дэвид Бекхэм положил «Уимблдону» с центра поля. Через несколько дней его вызвали в сборную, а карьера будущей суперзвезды пошла на взлет.

Знаменитый гол был забит в «хищниках», причем чужих. Дэвид слышал о новых бутсах и перед стартом чемпионата попросил adidas выслать ему пару. Трудно поверить, но для будущего символа Predator еле нашли обувь подходящего размера. «Я получил бутсы перед игрой. Они оказались изготовлены персонально для Чарли Миллера (полузащитник «Рейнджерс»). Имя было вышито на язычке. Парни в раздевалке это сразу заметили», – вспоминал Бекхэм.

Зинедин Зидан оформил дубль в финале ЧМ-1998 в Predator Accelerator. Тогда оба гола он забил головой. А вот легендарный мяч в ворота «Байера» в финале Лиги чемпионов-2002 Зизу положил в не менее знаковых Predator Mania.

Между двумя этими событиями в финале Евро-2000 случился хайлайт карьеры другого француза. Вышедший на замену Давид Трезеге вколотил золотой гол итальянцам в Predator Precision.

В предыдущем посте мы вспоминали, как Бекс в форме Umbro вывел Англию на ЧМ-2002. Тот самый штрафной в ворота греков на 93-й минуте он забил в белых Predator Precision. Всю карьеру Бекхэм был символом adidas Predator.

Стивен Джеррард играл в «предаторах» с 19 лет. В эпичном стамбульском финале ЛЧ-2005 он тащил «Ливерпуль» к трофею в Predator Pulse. Год спустя состоялся еще один финал Джеррарда. К этому времени футболист играл уже в Predator Absolute. На последней минуте решающего матча за Кубок Англии капитан завалил «Вест Хэму» с 30 метров и перевел игру в овертайм (впоследствии «Ливерпуль» победил). Гол признали лучшим в сезоне.

Хави носил adidas Predator с самого начала карьеры. В них также выступали Гаскойн, Рауль, Кака, Дель Пьеро, Баллак, ван дер Сар, ван Перси и другие. «Хищники» пользовались популярностью и у регбистов. Героем ЧМ-2003 в Австралии стал англичанин Джонни Уилкинсон, который в бутсах Predator забил на последней минуте дополнительного времени хозяевам турнира. Неожиданная победа Англии вызвала смешанные чувства у австралийца Джонстона, придумавшего «предаторы».

«На 100% законно, на 0% справедливо». Успех Predator – это сочетание инноваций, дизайна и продуманной рекламы

Есть несколько причин, почему «предаторы» так взлетели. Директор по продукту adidas Роберт Ашкрофт сформулировал это так: «Всегда был спрос на новизну продукта – как внешнего вида, так и инноваций, которые он предлагает. Создав уникальный внешний вид и предложив технологии Predator, мы смогли показать то, чего никогда раньше не видели».

Два десятилетия adidas постоянно внедрял новые технологии и шлифовал агрессивный дизайн «хищников».

Первое поколение Predator (1994) прогремело, потому что впервые на верхнюю часть обуви добавили резиновые пластины. Они должны были повысить способность игрока удерживать мяч даже в сырую погоду. Это и пытался показать Джонстон, когда снимал в снегу Беккенбауэра и Румменигге. Но резиновые плавники уменьшались с каждым годом и к 2002 году полностью исчезли. Возможно их значимость была несколько преувеличена, но в первые годы они служили эффективным маркетинговым инструментом. 

С самого начала «предаторы» заложили сильные визуальные традиции черного, красного и белого. Даже когда в моду вошли бутсы разных цветов, в линейке Predator главными оставались классические. Постепенно дизайн приобретал все более узнаваемые черты, которые сейчас принято называть «ДНК «хищника». В 1995-м к трем белым полоскам и красной подошве добавился знаменитый откидной язычок. Модель назвали Predator Rapier. Цвет на запуске остался черно-красно-белым, но впервые были выпущены и другие цвета.

Следующей версией «хищника» стал Predator Touch (1996) с покрасневшим откидным язычком и увеличенной зоной для удара. Компания также представила шипы Traxion, которые впервые были не круглыми, а прямоугольными. Для игроков, предпочитающих классику, компания выпустила «предаторы» с другой подошвой.

Перед ЧМ-1998 adidas создал Predator Accelerator – одну из самых знаковых моделей в истории линейки. Изогнутые к шипам три полоски, полупрозрачная подошва и асимметричная система шнуровки (для более широкой ударной поверхности) помогли Зидану стать чемпионом мира на домашнем турнире.

Predator Precision выпустили к Евро-2000. Ключевым изменением стало добавление сменных шипов Traxion, чтобы игроки могли приспособить свои бутсы к условиям поля. Резиновые вставки визуально разделили на тонкие линии, а три белые полоски красиво разместили практически по всей длине обуви.

Predator Mania (2002) – самая культовая из линейки «хищников». В модели была масса новшеств – усиленная защита пятки и эластичный ремешок для фиксации откидного язычка. Резиновые зубья, вокруг которых изначально строился дизайн «предатора», окончательно исчезли. Их заменил верх из кожи кенгуру.

В конце 2003 года adidas выпустил Predator Pulse. Он выделялся инновацией Power Pulse, смещающей центр тяжести для большей мощности при ударе.

Predator Absolute (2006) сохранил эту функцию. Модель была выпущена в разных цветах, в том числе в специальной золотой версии для Зидана. Именно в этих бутсах француз эффектно завершил карьеру в финале ЧМ-2006.

Predator мощно рекламировали. Месседж был в том, что любой, кто носит пару Predator, сможет положить мяч в нужный угол с любого места. Такие ожидания были преувеличены, но хорошо продуманная рекламная кампания сделала все, чтобы люди поверили.

«На 100% законно, на 0% справедливо» – с таким лозунгом «хищники» впервые вышли на рынок.

За следующим рекламным роликом adidas отправился в Бразилию. Ну как не купить бутсы, удар которых выносит вратаря вместе с сеткой?

 Ролик для Predator второго поколения, в котором явно подчеркиваются резиновые вставки.

 Один из первых амбассадоров линейки Пол Гаскойн снялся в рекламе Predator Touch (1996).

В следующем году Touch рекламировала толпа звезд, среди которых Дель Пьеро, Бекхэм и ван дер Сар.

Перед ЧМ-1998 компанию Дель Пьеро и Бекхэму составили Зидан и Клюйверт. На этот раз игроки представляли Predator Accelerator.

В успехе Predator Mania (2002) огромная заслуга Зидана и Бекхэма. Миллионы болельщиков мечтали о модели, желая быть похожими на кумиров.

Перед ЧМ-2002 к французу и англичанину присоединился Пьерлуиджи Коллина.

Спустя 10 лет после первых «предатора» были представлены Predator Pulse (2004). Главными амбассадорами бренда по-прежнему оставались Бекс и Зизу.

Реклама Predator Absolute (2006) перед чемпионатом мира в Германии стала одной из самых запоминающихся в эпоху «хищников». В ролике снялось много звезд, а Лэмпард совершил пророческий удар от перекладины. Помните, как в 2010-м у Фрэнка и всей Англии украли гол в ворота Германии? За четыре года до этого Лэмпард точно так же «не забил» немцу Оливеру Кану. Перемотайте сразу на 1:40.

Следующие версии adidas Predator все больше отдалялись от традиционных. Но отказ от откидного язычка, выпуск множества ярких цветов, использование синтетических материалов не помогли создать более совершенного «хищника», чем Accelerator или Mania.

Как adidas возрождает Predator

С годами игроки перешли на более легкие и технологичные бутсы. Серия утратила популярность, поэтому в 2015-м adidas прекратил выпуск Predator и переключился на новые бутсы Ace. Но окончательно забыть о «хищниках» не получилось.

В 2017 году в день рождения Бекхэма adidas выпустил ремейк Predator Mania. Новинка почти в точности повторяла Mania 2002 года, но с добавлением современных элементов (например, подошвы Sprintframe, которая уменьшает вес обуви и улучшает амортизацию). Кроме того, новые бутсы сделаны не из кожи кенгуру, а из эко-материалов.

Потом adidas выпустил еще один ремейк. На этот раз вспомнили о Predator Precision 2000 года, в которых гоняли Бекхэм, Зидан и Джеррард.

В том же 2017-м adidas совместно с Бекхэмом выпустил три обновленные версии Predator Accelerator. Чтобы отметить более чем 20-летнее партнерство новой обувью, Бекхэм работал с дизайнерами непосредственно в штаб-квартире adidas в Германии.

Наконец, в конце 2017-го adidas окончательно возродил «хищника». Predator 18+ и 19+ почти не отличаются друг от друга, что несколько разочаровывает. Но они прилично отличаются от предшественников. Дизайн без шнурков, верхняя часть из материалов Primeknit с Controlskin (заявлено лучшее сцепление с мячом) и подошва ControlFrame (заявлено стабилизация движения) – все это есть в современных «предаторах». Оба новых поколения продаются по цене 300 евро.

Predator по-прежнему пользуются популярностью у звезд, пусть и не так массово, как раньше. В них играют Поль Погба, Месут Озил, Деле Алли и Иван Ракитич. «Мы хотели создать самые инновационные бутсы, сохранив оригинальную философию, которая сделала Predator легендой. Технологии, использованные в новых Predator, позволят таким спортсменам, как Погба и Деле, полностью реализовать креативность», – отметил вице-президент adidas Football по дизайну Сэм Хэнди.

Вот так стильно Поль и Месут представили возвращение «хищника». Тут вам и отсылки к Зидану, Дель Пьеро и даже слогану «100% законно, 0% справедливо».

В этом году adidas Predator исполнилось 25 лет. К юбилею немцы выпустили ограниченную коллекцию Predator Accelerator Зидана и Predator Precision Бекхэма. В рекламном ролике легенды выбирают, кто больше других достоин обновленных бутс.

Adidas Predator – культовый бренд. Но его могло и не быть, если бы в свое время один человек не проявил упорство и настойчивость. Во времена, когда Погба и Деле Алли еще не было на свете, рано закончивший с футболом Крэйг Джонстон убеждал лучших производителей мира поверить в его идею. Однажды он сказал: «Я не был футболистом, который стал изобретателем. Я был изобретателем, который стал футболистом».

Наверное, это действительно так.

📸 Подписывайтесь на самый модный спортивный инстаграм

Фото: Gettyimages.ru/Junko Kimura, Gary M. Prior/Allsport; REUTERS/Action Images; Gettyimages.ru/Jamie McDonald/Allsport, Laurence Griffiths; twitter.com/adidasUK