12 мин.

Не-все-звезды первой половины сезона

Пока шли затянувшиеся каникулы, успело произойти так много всего, что пытаться сделать обзоры отдельных игр, даже нескольких сразу, было бы безумием. За это время состоялся матч всех звезд, который принято считать точкой отсчета "второй половины" сезона, несмотря на то, что после него остается чуть больше 30 игр. Половина сезона - достаточно серьезный рубеж, чтобы можно было подвести предварительные результаты.

Для хоккейных луддитов самой важной статистикой остаются победы, и это самый позитивный показатель Канадиенс на протяжении 40 игр сезона. Монреаль постоянно находится на первых позициях конференции, то возглавляя дивизион, то уступая первенство соперникам. По проценту набранных очков Хабс идут на четвертом месте в лиге, уступая только Предаторз и Дакс на западе и Айлендерс на востоке. Удастся ли и дальше команда оставаться так высоко зависит от самих хоккеистов - по сравнению с первыми 20 играми сезона, процент набранных очков снизился, но уже сейчас Канадиенс если и не гарантировали себе место в плей-офф, то максимально близки к этому, и борьба ведется в основном за домашний лед.

К счастью, Монреаль находится в лидерах чемпионата не только по количеству очков. На протяжении всего сезона Хабс стабильно держатся в тройке лучших команд по числу пропущенных шайб, лидируют по проценту выигранных вбрасываний благодаря усилиям Мэнни Малотры и Ларса Эллера, и обладают лучшим процентом выигранных матчей, если команда забила первой. В числе очевидных слабостей команды - большое количество допущенных по своим воротам бросков, небольшое количество собственных и, как следствие, довольно среднее количество заброшенных за игру шайб. Канадиенс пропускают мало, но забивают не намного больше.

На протяжении всего сезона у Монреаля было две проблемы - игра в большинстве и игра против Лайтнинг. Если с Министерством Обороны сделать ничего нельзя, то игру в неравных составах удалось вывести из состояния “хуже только у Баффало” и довести реализацию до целых 17%. Если восходящая тенденция продолжится, то к концу сезона команда сможет выйти на приемлемый для контендера уровень реализации большинства.

Статистика очевидно говорит о том, что Канадиенс успешная команда, которая лишь отчасти зависит от удачи. Это абсолютная правда, потому что большая часть успеха Хабс полностью зависит от Кэри Прайса. Вратарь Канадиенс продолжает проводить фантастический сезон, невзирая на медленный старт. Если взять отрезок с начала прошлого календарного года, то Прайс является лучшим вратарем лиги, как по количеству пропущенных шайб, так и по отраженным броскам. В играх навылет ему и вовсе нет равных. В этом сезоне Кэри постоянно сравнивают с Пеккой Ринне, который проводит ничуть не менее выдающийся сезон, но любой, кто смотрит за игрой обеих команд, знает, что оборона Нэшвилла и оборона Канадиенс это две большие разницы. Если не случится чего-то невероятного, то в этом году Везина будет разыгрываться именно между Прайсом и Ринне, и преимущество на стороне Кэри, который, по правде, заслуживает не только Везину, но и Харт. Без него Хабс вряд ли бы вообще были в зоне плей-офф.

Если для вратарей команды первая половина сезона была стабильной (хоть и не простой, учитывая, как часто канадиенс полагаются на голкипера), то для защитников и нападающий все оказалось не так просто.

Начав сезон с практически идеальной линией защиты, Монреаль очень быстро сделал два шага назад на каждый сделанный шаг вперед. Желая избавиться от мертвого груза контрактов Рэне Борка и Трэвиса Моэна, которые оказались лишними в команде, Марк Бержевен обменял нападающих на защитников Брайана Аллена и Сергея Гончара, соответственно. Несмотря на то, что оба хоккеиста были взяты “до истечения контракта”, Мишель Террьен тут же поставил обоих в состав, предпочтя ветеранов молодым Джарреду Тинорди и Натану Болье. Те несколько игр, которые Аллен провел в составе, мучительно напоминали прошлый сезон, и не только потому, что на льду снова оказались защитники под номером 55 и 6. Впрочем второй номер, наверное, нужно вывести из обращения команды. После Дагласа Мюррея и Брайана Аллена он точно проклят.

Эксперимент с Алленом продлился меньше десяти игр, после которых Брайан сначала “царапался” перед каждой игрой, а потом и вовсе был выставлен на вейвер и отправлен в Гамильтон. К сожалению, Аллен не был единственной проблемой команды в защите.

Алексей Емелин, мягко говоря, не оправдывает возложенных на него надежд. Я первый давал Алексею все возможные авансы, делая скидку на игру справа, восстановление после травмы, пропущенную предсезонку, но на данный момент все авансы исчерпаны, а кредиты на нулях. С начала сезона Террьен упорно ставил Емелина в топ-4, но Алексей избегал статуса худшего защитника команды только благодаря присутствию на льду Аллена и Вивера. В большинстве ситуаций Емелин выглядит на льду потерянным, он принимает спорные решения и регулярно становится причиной атак на ворота. Некоторые из них закономерно заканчиваются голами, и Алексей уже должен Прайсу два сухаря. Даже преступно консервативный Террьен признал проблемы Емелина, сократив его игровое время и отправив играть в третью пару. На одной из тренировок Мишель припугнул защитника возможной ротацией с Майком Вивером, который резко сдал за лето и провел в составе меньше 30 игр, но дальше тренировки седьмым номером дело пока не зашло. Учитывая, что обменять Емелина будет крайне сложно из-за суммы контракта и запрета на обмены, ситуация довольно безрадостная. Лучшая оценка за матч “не провалил игру” совсем не то, что ждут от защитника с кэп-хитом в 4 миллиона.

Неожиданно плохой сезон проводит Том Гилберт. Его игру нельзя назвать ужасной, но она значительно хуже ожиданий и того, что он показывал во Флориде. Скорее всего, имеет значение то, что Том выходит на лед с Емелиным, потому что в начале сезона Гилберт справлялся с самыми сложными ситуациями на льду, но валить все на партнера было бы неправильно.

Нет худа без добра, и если Гилберт проводит сезон ниже ожиданий, то Гончар играет значительно выше своих. Основной задачей Сергея должна была стать игра в большинстве, но пока результативностью при розыгрыше лишнего Гончар похвастаться не может, зато неплохо набирает очки в равных составах. На деле главной ответственностью Сергея стало “воспитание” Болье, с которым они неразлучно играют в паре. Натан, который успел за пару месяцев и поиграть на позиции нападающего, и скататься в Гамильтон, наконец, окончательно закрепился в составе Канадиенс и стабильно играет во второй паре. Он пока не набирает много очков, но его присутствие на синей линии одно из немногих светлых пятен в обороне команды.

Единственной парой защиты, к которой нет претензий, это ПиКей Суббан и Андрей Марков. Да, они не идеальны, и Марков по-прежнему проводит на льду слишком много времени для своего возраста, но они делают все от них зависящее и даже немного больше, в том числе являются основной движущей силой ожившего большинства.

Среди форвардов чуть меньше противоречивых результатов - почти все нападающие команды играют в рамках ожиданий, но общую картину портит компоновка линий тренерским штабам.  Каким бы хорошим не был хоккеист, он должен играть на своем месте, чтобы быть успешным. Эффективный вингер должен играть с краю, центр - в центре, чекер - в четвертом звене, снайпер - с хорошим распасовщиком. Если в команде центр играет с краю, чекер - на позиции снайпера, а снайпер в центре, то результат будет закономерно плохой. Именно такая ситуация и царит в нападении Монреаля.

Дейл Уиз продолжает регулярно играть в топ-6, где ему совсем не место, а Ларс Эллер не имеет право более чем на одного талантливого вингера. Алекс Гальченюк, перешедший играть в центр в начале декабря, вернулся на фланг - официальная версия гласит, что хоккеист сам попросил Террьена вернуть его на край, но мне очень сложно в это поверить. За 18 игр, что Алекс провел на своей естественной позиции, он набирал около очка за игру и отлично справлялся со своими обязанностями. Вернувшись на край, он пока не сильно потерял в результативности, но команда ощутимо потеряла в эффективности - Давид Деарнэ снова играет в центре, и с этой задачей он, очевидно, не справляется. После очень убедительной игры на фланге, он опять стал одним из слабых игроков команды.

Пожалуй, единственным форвардом Хабс, которому можно записать минус в личном зачете, это Мэнни Малотра. Я уже писал, что Монреаль подписал Мэнни с одной целью: выигрывать вбрасывания, и с этой ролью он отлично справляется, но от выигранных вбрасываний нет никакого толку, если команда теряет шайбу в следующую секунду. Создается впечатление, что Маллотра играет по принципу “выиграть вбрасывание и умереть” - очень часто он выхватывает шайбу на точке и отправляет назад, она ударяется в борт и отлетает к форварду соперника. Но самая большая проблема в том, что кроме вбрасываний Маллотра не отмечается вообще ничем - он с трудом обороняется, он не спешит начинать атаки, хотя именно его прорывы после вбрасывания составляли львиную долю успеха Ванкувера, который почти смог, и все еще не может попасть в ворота. Низкая эффективность уже стоила Мэнни нескольких игр в пресс-боксе, и не исключено, что когда П.А. Паренто оправится от сотрясения, Маллотра снова вернется на лавку.

В этот момент возникает закономерный вопрос - если у форвардов все в порядке, если в защите наметились явные положительные тенденции, если даже большинство начало приносить очки, то почему же каждый вечер на льду оказывается неповторимое шоу Кэри Прайса и его волшебных сейвов?

 

Вопрос практически ритоический, так как ответ на него закономерен - если с ростером все в порядке, а у команды проблемы, значит, дело в использовании ростера. Для описания тактической составляющей игры Канадиенс прекрасно подходит мем “все очень плохо”, только в случае Хабс все даже немного хуже.

В прошлом большом обзоре, посвященному ноябрьским играм Монреаля, я писал, что создается впечатление, будто у Канадиенс нет тактического плана на игру, они выходят на лед, безыдейно бегают, не зная кому отдавать пас и что делать, как играть против конкретного соперника. Этим можно было объяснить слабые первые периоды команды - хоккеисты выходят на лед, сталкивается с противником, за период понимают как против него играть, после чего выдают сильные 40 минут. За прошедшие три месяца я полностью убедился, что дело обстоит именно так.

У Монреаля нет плана на игру против конкретного соперника, и очень часто команда играет на уровне оппозиции, вляпываясь в комичные ситуации типа двух проигрышей Баффало в сезоне. У Хабс серьезные проблемы с общей тактикой - самым частым выходом из своей зоны по-прежнему является проброс, самым популярным входом в зону соперника - вброс. Фактически, Канадиенс играют в “знаменитый” северо-американский “бей-беги”, о котором так долго твердили большевики, хотя не только лига в целом уже давно отказалась от подобного стиля, но он еще и катастрофически не подходит конкретно этой команде. Контролируемые переходы между зонами складываются из длинных пасов через линию и редких прорывах нападающих (в основном, Макса Пачиоретти). По сути, единственное, что у Канадиенс есть в активе, это талант хоккеистов, на котором они продолжают выигрывать игры. Талант невозможно отнять, игрок может только обленить и состариться. И если с первым пока проблем нет, то перспектива второго постоянно маячит на горизонте - пример Майка Вивера не уникален, рано или поздно, спад произойдет у всех возрастных хоккеистов.

В одном из последних интервью, Суббан сказал, что у команды хороший план на игру, и когда удается ему придерживаться, Хабс побеждают. Судя по всему, этот план - “повести в матче, а дальше пусть Прайс делает свое дело”. Канадиенс регулярно переигрывают все команды лиги, от лучших до худших, и результат в таких случаях зависит исключительно от Прайса.

В качестве примера, чтобы не быть голословным, можно привести игру с Далласом 29 января. Хабс начали игру медленно и Старз полностью контролировали лед, запирая хозяев в своей зоне благодаря эффективному форчеку, но потом в игру включились два основных кузнеца успеха Канадиенс - удача и индивидуальное мастерство. Сначала вброшенная в зону Емелиным шайба невероятным образом залетела в ворота, а потом Гальченюк с передачи Болье сотворил маленький шедевр.

На первый перерыв Канадиенс могли уйти с преимуществом в две шайбы, но за три секунды до сирены удача вернула гостям долг - Даллас выставил шестого игрока на вбрасывание в зоне соперника, выиграл борьбу на точке и Джейми Бенн забил гол. Получилась наглядная иллюстрация того, почему нужно всегда снимать вратаря на вбрасывании в чужой зоне за три секунды до конца периода. Конечно, остается вопрос, почему Террьен, имея возможность смениться (вбрасыание было перенесено в зону Канадиенс из-за офф-сайда) не выставил на лед двух центров вместо одного Маллотры, которого удалили с точки. Тем не менее, втрое уступая гостям по количеству бросков, Канадиенс должны были быть рады преимуществу в одну шайбу. Счет вполне мог быть 3-1 в пользу гостей.

В самом начале второго периода Суббан восстановил преимущество в две шайбы при розыгрыше удаления, и после этого команда передала игру Прайсу. Даллас дважды играл 5-на-3, пытался реализовать еще несколько удалений, но за все 26 бросков вторых 40 минут смог забить всего один раз. Суммарно за всю игру Прайс отразил 40 бросков из 42. Против 26 бросков Монреаля. Это даже не уровень Торонто, это гораздо хуже.

То же самое повторилось в игре с Вашингтоном, только Прайсу (и штангам) пришлось стоять на голове всю игру, пока команда, за редкими исключениями типа выброса шайбы из ворот Марковым, наслаждалась зрелищем.

А что происходит, если в воротах стоит не Прайс или если Прайс не проводит игру вечера, можно было наблюдать уже в следующих двух играх, сначала с Аризоной, где Хабс после двух быстрых голов Гальченюка просто бросили играть, так и с Баффало, где команда опять раскачивалась весь первый период, а когда включилась в игру, было уже слишком поздно.

Лучшим образом мои впечатления от последних двух игр суммирует все тот же Алекс, как бы говоря нам: “что это за хрень?!”

По-прежнему, сложно однозначно сказать, какие Хабс настоящие - те, которые не могут забить вратарю-новичку из Аризоны или те, которые переигрывают Рейнджерс в своеобразном реванше главной битвы вратарей сочинской Олимпиады. Но с каждым неуклюжим поражением, с каждой игрой, которую Прайс единолично вытаскивает с небольшой помощью от талантливых полевых, ответ на этот вопрос становится все более неприятен.