9 мин.

«Барселона». 7 составляющих успеха при Гвардиоле

Мы все прекрасно понимаем, что «Барселона» великолепна. Единственной проблемой остаётся понимание того, как ей удаётся добиваться этого. Здесь-то и возникает мой друг Альберт Капеллас. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с ним в любой точке Европы, мы непременно говорим о «Барсе». Мало кто знает предмет лучше. Капеллас работает в данный момент ассистентом тренера голландского «Витесса», но прежде он занимался координацией работы великолепного юношеского центра «Барселоны» - Ла Масии. Он помог привести клуб из местных окрестностей мальчика по имени Серхио Бускетс. Он тренировал Виктора Вальдеса и Андреса Иньесту, когда те ещё были детьми. В общей сложности Капеллас отработал в родном клубе девять лет.

Во время нашего последнего разговора за чашечкой эспрессо я несколько раз восклицал: «Ага!» Я наблюдал за «Барселоной» Пепа Гвардиолы бесчисленное количество раз, но теперь я наконец-то начинаю понимать: эта «Барса» стала не великой не только потому, что в её в составе играли прекрасные футболисты. Огромное значение имеет тактика, которая отлична не только ото всех остальных команд, но и от самой «Барселоны» предгвардиольского периода. Нынешняя же так натренирована, что порой напоминает команду из американского футбола, а не из соккера.

Перед погружением в детали их игры важно понять, как многое исходит от Гвардиолы. Четыре года назад вице-президент «Барселоны» поделилась со мной размышлениями о том, что ей хотелось бы видеть на посту главного тренера именно его. Но я не мог и подумать, что такое случится взаправду. 37-летний Пеп был практически новичком, который тренировал только одну команду в карьеру – «Барселону Б». Однако те, кто с ним работал, – Жоан Лапорта и Чики Бегиристайн – уже тогда считали его особенным. Гвардиола не просто понимал всю суть философии «Барсы», но и готов был её развивать.

Пеп пришёл в «Барселону», в собор, который построил Йохан Круифф, бывший игрок и тренер каталонского клуба. Задача тех, кто приходит в клуб после него, - ремонтировать и обновлять собор. Гвардиола всегда стремится к совершенствованию. Если случайный прохожий с улицы что-то говорит о футболе, он его слушает. Он думает о футболе всё время. Он взял в оборот идеи другого тренера-голландца «Барсы», Луи ван Галя, а также приспособил собственные знания, полученные в годы игры за «Брешию» и «Рому» в Италии, на родине обороны. Однако из-за того, что Пеп не горит желанием растолковывать все свои идеи средствам массовой информации, в конечном счёте вы смотрите на «Барсу», не имея под рукой справочника-дешифровщика.

Круифф является, пожалуй, самым оригинальным мыслителем за всю историю футбола, однако большинство его идей главным образом касались игры в нападении. «Барселона» пропустив три, забив пять? Он не возражал против этого.

Конечно, Гвардиола тоже был не прочь забивать по пять, но он был против того, чтобы пропустить хоть один. Если «Барселона» – собор, то, выходит, Пеп укрепил её контрфорсами. Вот некоторые из инноваций Пепа. Или, если хотите, секреты «Барселоны».

1. Прессинг

Ещё до схватки в финале Лиги чемпионов на «Уэмбли» Алекс Фергюсон отмечал: то, как «Барселона» давит своего соперника в попытках отобрать мяч, поистине поразительно. Он говорил, что это новшество Гвардиолы. Фергюсон признавался, что его команда была застигнута врасплох в римском финале Лиги в 2009 году и он ожидает исправления ошибок спустя два года. Но этого не произошло.

«Барселона» начинает прессинговать сразу же, как только теряет контроль над мячом. Это прекрасный момент для давления, поскольку игрок, овладевший мячом, пока что очень уязвим. Ему приходится отводить взор от игры, дабы совершить перехват или отбор, и на это тратятся силы. Как правило, ему требуется две-три секунды, чтобы вновь нащупать ориентацию на поле. Таким образом, «Барса» пытается лишить его мяча прежде, чем он сделает пас в более выгодную позицию партнёру.

Кроме того, если футболист выиграл мяч в зоне обороны, а «Барселона» имеет возможность снова его отобрать, это открывает путь к воротам. Это стихия Лионеля Месси, который обладает настолько резвыми рефлексами, что иногда перехватывает мяч спустя доли секунды после потери.

Итак, игрок «Барселоны» ведёт охоту за мячом, дабы восстановить владение. Но он никогда не охотится в одиночку, его партнёры всегда готовы помочь. Если в прессинг вступают только один-два футболиста «Барсы», сопернику очень просто их обыграть.

2. «Правило пяти секунд»

Если «Барса» не вернула себе мяч спустя пять секунд после потери, игроки отходят назад и формируют компактную оборону из десяти человек. Дистанция между футболистом передней линии (чаще всего им оказывается Лео Месси) и последним защитником (скажем, Карлесом Пуйолем) всего от 25 до30 метров. Сопернику невероятно тяжело сделать пас в таком усечённом пространстве. Римский финал стал нагляднейшей демонстрацией «каталонской стены»: всякий раз, когда манкунианцы овладевали мячом, они сталкивались с одиннадцатью точно расположенными по полю игроками, которые, словно издеваясь, говорили: «Попробуйте пройти через это».

Для «Барселоны» сохранять компактность как при прессинге, так и при выстраивании обороны, не так уж и сложно в силу того, что игроки большую часть матча проводят близко друг к другу. Хави и Иньеста особенно редко отдаляются от мяча. Круифф как-то рассказал Стиву Макларену (бывший менеджер сборной Англии, сейчас работает в «Твенте») следующее: «Знаете, как «Барселоне» удаётся отбирать мяч столь быстро? Это потому, что нашим игрокам не нужно бежать назад больше 10 метров, потому что они никогда не делают передачи длиннее, чем на 10 метров».  

3. Больше правил проведения прессинга

После того как «Барселона» выстраивает свою «стену», они ждут момента для повторного давления на соперника. В этом деле они опираются не на инстинкты; скорее, есть чёткие подсказки, когда начинать прессинг. Одна из них – плохой контроль мяча со стороны соперника. Если мяч отскакивает от ноги, ему придётся опустить глаза вниз, чтобы найти его, а это лишает его возможности видеть поле. В этот момент ближайшие к нему игроки «Барсы» и начинают пытаться вступить в отбор.

Есть и другая: когда соперник, владеющий мячом, двигается по направлению к собственным воротам. Это сужает его возможности, он больше не может сделать пас вперёд, пока «Барса» не предоставит ему время вновь. «Барса» этого времени не даёт, получая территорию в своё распоряжение.

4. Правило «3-1»

Если игрок соперника получает мяч вблизи от штрафной «Барселоны», каталонцы следуют итальянскому стилю. Они применяют то, что называют правилом «3-1»: один из четырёх защитников выдвигается на мяч для того, чтобы совершить отбор, а другие трое собираются в кольцо в двух или трёх метрах от предполагаемого места отбора. Так создаётся двойной слой защиты. Гвардиола взял это правило себе на заметку в Италии. Это настолько простая, но в то же время эффективная идея, что вы будете удивлены, отчего же не все топ-клубы её используют.

5. Без неожиданностей

Когда «блаугранас» выигрывают мяч, они совершают что-нибудь необычное. Большинство ведущих команд считают трактуют момент перехода мяча от одной стороны к другой – turnover, если исходить из баскетбольной терминологии – как решающий, определяющий. В такие моменты игроки соперника не в лучших позициях, поэтому вы имеете возможность провести быструю контратаку и забить гол. Такие команды, как «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» нередко пытаются забить в течение трёх секунд после перехода владения, поэтому их игрок стремится сделать разрезающий пас. Но у голландско-барселонской модели роли распределены иначе.

Когда игрок «Барсы» выигрывает мяч, он не пытается исполнить разрезающую передачу. Клубная философия такова: он отвоевал мяч, это замечательное достижение, более ничего особенного от него не требуется. Всё, что он должен сделать, это отдать мяч ближайшему партнёру. Логика «Барселоны» заключается в том, что игрок, только что вступавший в отбор, потерял ориентацию на поле и является не самым лучшим вариантом для резкого развития ответной атаки.

Это означает, что «Барселона» не полагается на элемент неожиданности. Перестроения занимают у них несколько секунд, потом они говорят: «ОК, мы идём». Соперник совершенно точно знает, что «Барса» будет делать. То есть сложность не в том, чтобы предугадать их действия, а в том, чтобы воспрепятствовать им.

Исключением можно считать только те ситуации, когда «Барселона» выигрывает мяч вблизи чужой штрафной. Естественно, тут они сразу же двигаются к воротам.

6. Владение на протяжении 9/10 времени матча

Владение мячом – ключевая тактика «Барселоны» со времён Круиффа. Многие команды не испытывают беспокойств насчёт этого компонента игры. Они знают: вы можете владеть мячом неимоверно много и всё равно проиграете. Однако «Барса» стремится иметь владение на уровне 65-70%: в позапрошлом году у них было 72%, в прошлом – чуть меньше 70%.

Логика владения мячом двояка. Во-первых, пока мяч у вас, соперник не может вам забить. Команды вроде «Барселоны», в составе которых мало футболистов, хорошо играющих в отборе, нуждаются в обороне посредством владения. Как отметил Гвардиола, без мяча «Барса» – ужасная команда.

Во-вторых, если «Барса» владеет мячом, соперник вынужден преследовать её игроков, что порядком изматывает. Даже когда они отбирают мяч, то зачастую сразу же с ним расстаются. Владение «Барселоны» замыкается в этаком «добродетельном круге».

«Барселона» относится к владению с таким фанатизмом, что даже такой защитник, как Жерар Пике, в собственной штрафной площадке будет исполнять нацеленную передачу, а не бездумно выносить мяч подальше. Почти в любой другой команде вратари вправе делать с мячом что угодно. Например, голкипер сборной Англии Джо Харт обычно слепо выбивает его с рук подальше – и это слабая сторона игры англичан. Но с английским отношением к этому, пожалуй, сделать ничего и невозможно: вратари не умеют пасовать. В «Барселоне» же мыслят иначе.

Жозе Моуриньо, главный тренер «Реала» и мститель «Барсы», попытался использовать преданность каталонцев игре в пас. На «Бернабеу» в декабре (речь о сезоне 2011/12 – прим.) мадридские форварды преследовали Вальдеса с самого начала матча, чётко осознавая, что он не будет выбивать наобум. В итоге вратарь ошибся, и Карим Бензема забил гол на 23-ей секунде игры. Тем не менее, Вальдес продолжил пасовать, а «Барселона» выиграла 1:3.

Отличительная черта вратарей, воспитанных в системе «Барселоны», – в этом у них есть сходство только с вратарями «Аякса», к примеру, с Эдвином ван дер Саром а – то, что все они могут играть в футбол как полевые игроки.

7. «Правило одной секунды»

По тому же футбольному пути, что и «Барселона», не идёт больше ни одна футбольная команда мира. Это их сила, но также и слабость. Затрудняется интеграция в команду приобретённых на стороне футболистов. У «Барсы» была политика покупки игроков, возможно, входящих в десятку лучших в мире, но многие из них не прижились на «Камп Ноу». Например, Златан Ибрахимович и Тьерри Анри. Можно сюда же причислить и Давида Вилью, который был знаком с принципами игры по сборной Испании, но после перелома ноги осел на скамейке.

Жоан Оливер, предыдущий исполнительный директор клуба, объясняя риск трансферов, назвал это «правилом одной секунды». Успешность перемещения на поле определяется менее чем за секунду. Если игрок нуждается ещё в нескольких долях секунды на раздумья и поиск партнёров на поле, потому что он не знает должным образом манеры игры другого парня, то общекомандное движение разрушится.

Педро – отнюдь не великий мастер, но, так как он воспитывался в Ла Масии, он способен играть в игру «Барселоны» лучше, чем приходящая звезда. Мальчики в Ла Масии большую часть детства проводят в игре в пас, особенно в любимое Круиффом «шесть против трёх». Как однажды сказал Круифф, футбол – это хореография.

Никто не мыслит так же. Потому-то большинство игроков в «Барселоне» доморощенные. Это больше необходимость, нежели осознанный выбор, но такая стратегия в основном работает как надо.

Саймон Купер для Soccer Training Info 

(текст написан весной 2012 года, перевод адаптирован на настоящий момент)