5 мин.

Революция в скаутинге

Образ старого скаута, рыскающего по провинциальным футбольным стадионам, по-прежнему актуален. Однако, как и прочие аспекты игры, разведка не стоит на месте. Благодаря компьютерной базе данных сегодня легко найти желаемого игрока даже в других часовых поясах – так, словно в один из ветреных вторников вы навестили Транмер (населённый пункт в Мерсисайде – прим.).

Стивен Хьюстон – главный технический скаут «Гамбурга» – представляет новое поколение футбольных разведчиков. В прошлом году он покинул «Челси», после чего присоединился к штату бывшего спортивного директора «синих» Франка Арнесена. Именно с Хьюстоном связывают строительство разведывательной сети немецкого клуба. Он убеждён, что компьютерная разведка больше не прерогатива единиц, а неотъемлемая часть всего скаутинга в целом.

«Я думаю, мы победили в этой борьбе. В 2008-ом, когда я только начинал, словосочетание «техническая разведка» было диковинным. Мы были ограничены в выборе программных продуктов, которые можно было приобрести для облегчения работы. Сейчас клубы имеют технических скаутов, приобретают специальные компьютерные программы, позволяющие им охватывать различные лиги и чемпионаты, — можно сказать, в скаутинге произошла мини-революция.

Футбольные клубы определённо обратили своё внимание на эту сферу. На мой взгляд, Премьер-лига очень чутко реагирует на инновации. На конференциях и семинарах постоянно присутствуют представители почти всех команд Премьер-лиги. Крайне любопытно наблюдать за происходящими изменениями, вспоминая, что было в 2008-ом».

Эффективность

Хьюстон отнюдь не утверждает, что традиционные методы разведки умерли. Клубы должны просматривать игроков во плоти. Но старые методы не имели под собой систематизированной основы, скауты в силу ряда причин могли наблюдать за одними командами чаще, чем за другими, и это явно не соответствовало потенциалу рынка. Эффективность – вот название новой игры.

«Статистика играют ключевую роль в нашей работе, однако нам требуются по-настоящему классные скауты, дабы следить за футболистами вживую. В свою очередь, техническая разведка позволяет нам действовать более эффективно. Скауты не могут просматривать все матчи; им не под силу наблюдать за каждой командой. Но у вас есть обилие ресурсов, и ваша задача – использовать их с максимальной эффективностью.

К примеру, если мы хотим подписать молодого игрока, почему мы наблюдаем за командами, где большинство игроков гораздо старше требуемого нами возраста? Интересно также посмотреть на то, правильно ли вы определи типаж искомого футболиста. Вы часто слышите, как тренеры во всеуслышание заявляют – мы нуждаемся в забивном нападающем. Они действительно нуждаются в нём? Они абсолютно уверены в этом? Это подтверждает статистика?»

Аппетит публики к качественному анализу большого футбола, кажется, не знает границ. Популярность таких компаний, как Opta, и веб-сайтов наподобие Zonal Marking продолжает расти. Двадцать лет назад было бы необычно услышать разговоры о голевых передачах. Сейчас же точность пасов Леона Бриттона известна всем. Но для технических скаутов вроде Хьюстона данная информация слишком поверхностна. Они должны копать глубже.

«Это не наш случай – просто сказать, что игрок забил X голов или полузащитник отдал X голевых передач. На такую простую, казалось бы, вещь, как гол, мы смотрим иначе. Существует множество разновидностей забитого мяча: степень его сложности, качество гола. Передачи, к примеру, разделяются на простые передачи и передачи на трети поля соперника. Самое трудное в том, чтобы разобраться, что действительно важно, а что вторично как на командном уровне, так и на уровне индивидуальных характеристик.

Если вы попросту ориентируетесь на процент точности передач, вы наверняка возьмёте в свою команду оборонительного полузащитника вроде Джона Оби Микеля из «Челси», который, как правило, выполняет короткие и не несущие остроты пасы. Передачи на трети поля соперника делать сложней, и проникающие пасы создают гораздо более выгодные моменты для нападающих, чем, скажем, фланговые кроссы или что-то вроде этого.

Вы также, помимо фактора команды, должны учитывать фактор лиги. Этот как раз тот момент, где вы действительно начинаете анализировать и переваривать статистические данные. В конце концов, любой игрок «Барселоны» при любом раскладе сделает больше передач, чем игрок из менее пасующей команды.

Тому есть много разнообразных подтверждений. В Голландии забивается много голов и вы запросто отыщете там множество нападающих, которые за сезон забивают больше 20. Как это перевести на другие чемпионаты? Можно взглянуть на исторические тенденции, обусловленные подобными трансферами футболистов – из Голландии в другую страну. И это то, что многие команды пытаются понять – как произвести ту или иную покупку эффективно.

Необходимо задаваться вопросом, сколько раз вы видели просматриваемого игрока против соперника высокого уровня. Также очень важна история травм. Мы взяли на правах свободного агента Рене Адлера, который не так давно вернулся в сборную Германии. У него была травма колена, он не играл в течение года, но раньше Адлер был фантастическим вратарём, у нас имелись мотивы рассмотреть его кандидатуру».

Качество

Приобретение Адлера было очевидной для всех сделкой, но это первый раз, когда Хьюстон упоминает стоимость подписания игрока. В первую очередь он видит свою роль в том, чтобы определять, насколько хорош тот или иной футболист.

«Основное правило разведки заключается в качестве. Мы пытаемся найти футболистов высокого уровня, а на следующей стадии узнаём, реально ли их заполучить. Но можно задействовать все ресурсы и инструменты, которые сообщат вам, что Лионель Месси – лучший игрок мира, однако от этого у вас не прибавится шансов приобрести его!

На следующей стадии необходимо выяснить, какие игроки недооценены. И именно здесь техническая разведка действительно способна принести немалую выгоду. Реально ли найти футболистов, обладающих задатками больших мастеров? Может, в чемпионатах, которые не так хорошо известны или популярны?

У «Гамбурга» были финансовые проблемы, долги. Такая ситуация делает нашу роль ещё более значимой, потому что мы не ограничиваемся поиском недооценённых талантов. Дополнительно мы ищем игроков, чей возраст позволяет в будущем рассчитывать на их перепродажу. Однако на первом месте всё равно остаётся их качество».

Полагает ли Хьюстон, что когда-нибудь мы будем в состоянии поместить игрока в рамки одного числа, характеризующего его футбольный уровень, его значение; числа, эквивалентного той самой формуле, что была выведена авторами революционного явления из мира бейсбола под названием «Moneyball»?

«Конечно, это будет идеально – иметь лёгкий ответ на любой вопрос. Но футбол – это не бейсбол, в котором реально создать концепцию «Moneyball». Это красивое сочетание науки и искусства. Вызов заключается в том, чтобы попытаться отсортировать важные и незначительные показатели, и это далеко не всегда так уж просто. Прогресс будет, однако вас всё равно не покинет ощущение, что сделали всё не так хорошо, как это можно сделать».

Адам Бэйт, SkySports

TacticOn