3 мин.

Искусственная оборона

В современном формате кинопроизводства, подверженного влиянию сериалов и блогеров You-тюба особую нишу занимают ленты, снятые с оглядкой на приятное старое доброе прошлое, в новаторском, но ретро-стиле. Вот вам опус в стиле Агаты Кристи 21 века «Достать ножи», вот вам стилистика американских сказок конца 80-х в «Малифисенте», а вот и «Король лев» в реалистичной компьютерной обработке. Интересные режиссеры пытаются по-своему понять и переснять (а иногда и подкинуть плохонький сиквел) кино своей юности/молодости следуя «как бы» определенным канонам жанра. Ярко выраженные положительные/отрицательные персонажи, обязательная любовная линия, продуманный мотивирующий хэппи-энд. Именно такого неоклассического «фильма про карате» я и ожидал, скачивая неоднозначную, как выяснилось, работу молодого техасского режиссера Райли Стернса. Запомните это имя.

Итак, в «Искусстве самообороны» помимо типичного, для VHS-боевиков, названия – такое же банальное описание. Забитый офисным планктоном бухгалтер становится жертвой уличного нападения и решает (волею случая) стать увереннее и сильнее благодаря (да, ладно!) занятиям Карате, которые не только подтянут форму и сожмут хрупкие кисти в кулаки, но и помогут постичь истинную силу, мудрость и т.п., и т.д. Со временем он обязательно (я так думал) добьется успеха, уважения, заодно непременно отомстит обидчикам и заслужит обязательную любовь. Примерно так.

Повинуясь подобным рассуждениям я недельки две после скачивания (вива, торрент!) откладывал просмотр сего продукта, пока сегодня утром не решил запустить что-нибудь попроще для легкого утра.

И какая же бомба/засада меня поджидала!!! Имя Джесси Айзенберга (номинация на «Оскар» и фамилия почти как «Breaking bad») как-то наводила на мысль, что фильмец-то непрост, но я, конечно, и предполагать не мог что настолько.

Первые минут 30 всё идет по задуманному шаблону: неуважение, нападение, секция карате и понимающий сенсей – всё это под бодрый саундтрек. Но в тот самый момент, когда герой (или уже Герой) одолевший серость и робость должен восстать и доказать…он тупит, уступает, а потом рыдает в машине. А затем не к месту жестит на работе. WTF?!

Другой палец

Ранее показанный как милый чудак, тот самый ботан вдруг становится начинающим упорным социопатом. Резкие переходы на неоправданную агрессию, полное отсутствие сочувствия и переживания - этот новый Джесси не предстает неким рыцарем, а вдруг потихоньку превращается в злобного и отмороженного маргинала. Ведомый сначала советами, а затем и просто приказами своего вдруг преобразившегося сенсея, «как бы» отсутствуя при этом.

В последней трети фильма всё повествование, как и мир главного героя несколько раз переворачивается с ног на голову, ломая сначала довольно простую указанную философию карате (некие 10 правил), а потом и некоторые остатки морали бывшего бухгалтера. Сюжет цепляет и громкую для нынешних США тему харрассмента, обсуждает, не осуждая, мелкую бытовую месть и ставит знак вопроса на счет права на убийство абсолютного негодяя. Сценарий написан настолько мастерски и порой сатирично, что даже подчеркнуто гротескные повороты (вроде крематория в спортзале) укладываются в канву повествования и не вызывают отторжения.

Как вы заметили (вряд ли, конечно), но на ресурсе я не писал уже…давно, и даже это некий показатель качества и силы данной картины, которая, конечно, must see для любого, даже независимого от мира единоборств мужчины. Это ответ тому ещё «Бойцовскому клубу» звучащий на рубеже новых «нулевых». Это неожиданный вопрос «что дальше?» всем этим фильмам/людям в которых заложено желание победить любой ценой. Это в очередной раз предостережение про «бойся своих желаний» даже тех, о которых ты ещё не знаешь. И это кино про добро, которое с кулаками, но в первую очередь добро.

Гибель собаки главного героя – нет, не очередная отсылка, например, к «Джонни Уику», а реплика про любовь. Которая обязательно есть, даже тогда, когда ты её не замечаешь.

Смотрите умное, хорошее кино, читайте книги, выбирайте спорт. С вами был Даллас-61, и это, надеюсь, очередное мое возвращение.