8 мин.

«Зимой Гаджиева увели мы, теперь его увели у нас»

Брать интервью мне выпало у Дмитрия Зароченцева – самарского поклонника футбола и хоккея, но поступившего в «Международную школу спортивной журналистики» на секцию баскетбола.

– В своем эссе ты написал, что работаешь в еженедельнике, где пишешь про футбол и хоккей. Почему в ШМЖ ты выбрал именно баскетбол?

В футболе изначально был, как я понимаю, большой конкурс. Оговаривалось, что туда возьмут только тех, кто возьмет какие-то нестандартные темы, а я по натуре своей, скорее, попсовик, знаю много, но все-таки то, что на поверхности, то о чем говорят СМИ. Я, например, никогда не шарю по интернету в поисках каких-то неизвестных инди-групп. Хоккей я знаю получше баскетбола, но выбрал второе, потому что хочу ориентироваться в этом виде спорта куда лучше, чем сейчас.

– Говорят, что баскетбол  лучшая игра с мячом, к чему очень ревниво относятся поклонники футбола. Какое у тебя мнение на этот счет?

– Ахах. Ты хочешь меня поймать, потому что я футболист. Выскажусь так: баскетбол я очень уважаю, хотя бы вот почему. Когда я выхожу на площадку во дворе или еще где-то, приходится очень много бегать. Игра очень интенсивная и расслабиться некогда, нужно быть сконцентрированным все игровое время. В футболе такого нет. Там постоянные паузы. Плюс профессиональные баскетболисты без проблем играют несколько игр на неделе. Это мне нравится и в хоккее тоже. Хоккеисты и баскетболисты всегда в игре. Футболисты же начинают ныть от того, что приходится пару раз в неделю выйти на поле.

– Журналистская этика  вещь животрепещущая и всегда вызывающая много конфликтов  и споров. Один из самых известных скандалов в отечественной спортивной журналистике последних лет  просочившийся в интернет-трансляцию разговор Дмитрия Губерниева с Дмитрием Градиленко во время перерыва матча «Спартак»  «ЦСКА», где прозвучали оскорбления в адрес Вячеслава Малафеева, а также упомянуты в нелучшем свете его покойная жена и скончавшийся студент Иван Агафонов. Какое у тебя отношение к этой ситуации?

– Думаю, что журналистика, своего рода тоже вещь такая, что расслабляться в ней, как и в баскетболе, нельзя. Особенно, когда работаешь в прямом эфире. Прямой эфир  это высший пилотаж, «разбиться» в нем очень просто. Губерниев виноват в этой ситуации. Но осуждать его могут не все. Те, кто любят в интернете писать всякие гадости, одного поля ягоды с ягоды с нашим лучшим (действительно так считаю) биатлонным комментатором. Если посмотреть с другой стороны, то современное общероссийское ТВ базируется на скандалах исключительно. Самый яркий пример  НТВ. Так что, я не исключаю, что это мог быть осознанный шаг со стороны Дмитрия. В конце концов, на его карьере это никак не отразилось.

Не отразилось, но репутация подмочена прилично, разве нет?

– Подмочена, но у меня такое ощущение, что ему это безразлично. Лет через пять об этой истории уже почти все забудут, а он к тому времени будет птицей самого высокого полета.

– Какие российские спортивниые журналисты тебе импонируют больше всего?

– Раньше нравились многие, но сейчас это сошло на нет. Если брать комментаторов, то футбол  это Роман Нагучев, хоккей  Дмитрий Федоров, баскетбол - Роман Скворцов. Среди пишущих назвать кого-то не так просто. Еще, когда я был младше не очень любил Владимира Маслаченко. Сейчас понимаю, что был глупым. Он по-настоящему мудрый был человек. Бывает, смотрю записи матчей с его комментариями.

– У кого из спортивных журналистов ты бы хотел взять интервью?

– Взял бы у Стогниенко интервью. Я бы у него поинтересовался какого это с футбола переключиться на дзюдо. Побеседовал бы с Никитой Белоголовцевым, интересно узнать как изнутри устроен канал «Дождь», плюс ко всему он старается быть в теме всех передовых видов спорта: футбол, баскетбол, хоккей, теннис, бокс. Третьим назову Владимира Гомельского. Он играл на профессиональном уровне в баскетбол и его манера комментаторская мне очень нравится, но, к сожалению, редко его слышу: баскетбол я смотрю на России-2, а на Первом этот вид спорта не частый гость. Еще есть такой забытый человек, как Григорий Твалтвадзе. Он комментировал первый в моей жизни Чемпионат Мира по футболу, так что запомнил я его на всю жизнь.

– Ты сказал, что тебе импонирует Роман Нагучев. Как тебе его знаменитое «блЯЯЯстящеее!»?

– Смотрел раз пятнадцать это видео. Я люблю перлы комментаторов, особенно Геннадия Сергеевича Орлова.

– Считаешь нормальным, что по регламенту клубы могут накладывать вето на работу телекомментаторов, как это сделал «Спартак» в отношении Алексея Андронова, а такие люди, как Геннадий Орлов комментируют матчи «Зенита» от начала сезона до конца, и уже не первый год?

– Ненормальная ситуация. Дело клубов играть так, чтобы наш чемпионат хотелось смотреть. Тогда будут продажи телеправ, самоокупаемость и так далее. Ну а раз такое есть, то было бы весело, если бы 15 клубов наложили вето на Орлова. А вообще против этого комментатора сейчас ничего не имею. Раньше бесился, а теперь просто забавно бывает его послушать. Надо понимать, что он вряд ли сам рад от такого решения «Газпрома». Ну и стоит признать, Геннадий Сергеевич старается быть объективным. Хотя если бы я был болельщиком «Зенита» и смотрел по ТВ каждый матч, то сошел бы с ума, наверное.

– Ты веришь в то, что Виктор Гусев  злой рок нашей сборной?

– Нет, не верю. Но на всякий случай я бы не давал ему комментировать матчи хоккейной команды в Сочи. А то мало ли что.

– Расскажи о своих любимых спортсменах...

– Ох, первым на ум приходит Андрей Каряка. В свое время у нас в Самаре по нему сходили все с ума. Все мальчишки хотели стричься как Каряка, бить штрафные как Каряка, праздновать голы как Каряка. Я исключением не был. Когда узнал, что его продают в «Бенфику», чуть не расплакался. Сейчас такого любимчика у меня, наверное, нет. Но с годами я стал ценить преданность спортсменов. Не люблю тех, кто бегает из клуба в клуб. С другой стороны, как писал Довлатов: «Неподкупность чаще волнует тех, кого не покупают».

Поскольку у нас блог о баскетболе, то выделю кое-кого и из этого вида спорта. Но тренера, а не игрока. Это Дэвид Блатт. Меня радовало то, как он серьезно относится к работе в чужой стране. Такое нечасто увидишь.

– Скажи, как самарец, как у вас в городе восприняли уход Гаджи Гаджиева в «Анжи» прямо посреди сезона?

– Болельщицкая среда разделилась на три лагеря. Одни полностью понимают его решение, другие, наверное, злятся на Гаджиева, но в виду его заслуг не могут ничего сказать. Третьи его отныне ненавидят. Третья группа самая малочисленная, в основном из активных фанов состоит. На игре, которая была сразу после ухода Гаджи Муслимовича они заряжали: «Гаджи Гаджиев - позор России» в сторону обычных трибун, но поддержали их единицы. Сам наблюдал как одному такому поддержавшему чуть нос не расквасили. Думаю все понимают, что в жизни многое возвращается бумерангом. Зимой Гаджиева увели мы, теперь его увели у нас. Сейчас о нем уже никто не вспоминает, все очень рады, что появился местный тренер. Этого очень не хватало городу, Самара устала от постоянной текучки кадров. В общем, за 2004 и 2005 года у нас готовы простить все, что угодно.

– Сейчас Гаджи Гаджиев в четвертый раз возглавил «Анжи». Если он вернется в третий раз в «Крылья», как его встретят?

– Да нормально встретят. Кто-нибудь что-то покричит, да успокоится. Если будет результат, то замолчат и те, кто что-то кричал. Но не думаю, что он вернется. Это уже перебор. Да и теперь руководители клубов вряд ли решатся его пригласить.

– Если отбросить уход Дэвида Блатта, как думаешь, в чем причина ужасного выступления сборной на нынешнем Евро?

– Самое циничное, что мне доводилось слышать  это что такое выступление было в планах нового руководства РФБ. Мол, ото дна проще оттолкнуться, чем остаться на плаву. Я вот думаю, что сборная не смогла сыграть как единое целое. Получать 4 баранки было нельзя, даже если бы играли без тренера, даже если бы без Шведа. В чем-то быть может схожая ситуация с футбольной сборной. И у тех и у других славное прошлое позади, но пора его выкинуть. Футболисты обложались в прошлом году, и сейчас строится новая команда. Тоже самое, только с более внятными результатами, надеюсь, будет и с баскетбольной командой.

– Как думаешь, у наших игроков есть будущее в НБА? Ведь тот же Карасев, например, абсолютно «сырой» и явно не готов к тяжелым физическим нагрузкам, не говоря уже о хорошем выступлении...

– Думаю, что кроме единичных случаев вроде Кириленко, ждать ничего особо не стоит. Единственный по сути вид спорта, где россияне могут быть на виду за границей, это, конечно, хоккей. Потому что все наш хоккей уважают, не смотря на период неудач. Плюс между заокеанским баскетболом и нашим в десятки раз больше разница, чем между НХЛ и КХЛ. Ни ментально, ни физически большинство наших игроков не готово к такому переезду. Но сейчас, вроде как, процесс глобализации вовсю идет. Может, лет через 30 ситуация поменяется.

– Последний вопрос. Финальная стадия школы международной журналистики. За красный диплом борешься ты и еще один человек. Заключительное задание – написать статью на выданную тему размером на 30,000 знаков. Качество также будет оцениваться, но приоритет – срок сдачи. Кто первый напишет, тот и станет победителем. От одного источника ты узнал, что твой соперник не имеет доступа к интернету и не может узнать финальное задание. Твои действия?

– Конечно, хочется из себя сделать правильного парнишу. Но если я напишу, что подождал бы пока ему врубят интернет, то мне все равно ведь никто не поверит, так? Короче, если бы я узнал это уже во время процеса написания, то доделал и отослал бы, наверное. Но жизнь меня учит, что диплом не главное в жизни. Так что вряд ли у моего оппонента как-то сломалась судьба от такого.