6 мин.

«Псих» Ламар, лис Шенахан, детские грабли «Канзаса». Чем запомнились «дивижионалы»?

«Псих» Ламар

Теме психологической (не)устойчивости спортсменов посвящены многие «киношные» полотна. Зачастую именно душевные ураганы, а не перипетии матчей, становятся главной темой голливудских творений. Поскольку же искусство неотделимо от реальности, подобные сюжеты мы встречаем и в жизни.

Из последних примеров – игра Ламара Джексона в последнем для «Балтимора» матче сезона. Не хочется козырять штампами вроде «квотербек поплыл». И уж тем более нет желания поливать его ушатом грязи. Но всё же стоит признать очевидное – в эмоциональном плане Ламар находился не в своей тарелке. Причём едва ли не с первых минут. Сперва Джексон отвлекался на беседы с оппонентом (фразочки в стиле «отлично выглядишь» либо «у тебя красивая улыбка» там явно не встречались). Позже переключился на арбитров, требуя фол едва ли не после каждого «инкомплита». Наконец, умудрился схлопотать штраф после своего же «интерсепта», сыграв самоотверженно, но всё же слишком рискованно – в первую очередь для себя. В результате всё это вылилось в очередной невнятный пост-сезонный «перформанс». В двух матчах плей-офф карьеры Джексона – чуть более 50% «камплитов» и 3 «интерсепта» на 3 тачдауна. И даже привычно солидная линейка «выноса» в последнем матче ситуацию исправила не сильно.

Конечно, не стоит забывать, что в православное Рождество квотербек отметил лишь 23-летие. Возраст, в котором большинство из нас стесняется подойти к незнакомому человеку. Что уж говорить о выступлении на глазах десятков тысяч бушующих фанатов (один из них трагически погиб прямо во время встречи). И уж тем более не стоит списывать со счетов влияние масс-медиа. Несомненно, неустанные разговоры о феноменальности Ламара создали дополнительное давление на «второгодку». Посему, опять же, спускать всех псов на Джексона достаточно глупо и опрометчиво. Тем более после более чем впечатляющей «регулярки».

Но что же можно сказать наверняка? Несомненно, разговоры о величии Ламара и титуле лучшего квотербека в НФЛ пока сильно преувеличены. Джексон, конечно, заслуживает выданных авансов. Но только путь на Пантеон всегда длинен и тернист. И для того, чтобы его преодолеть, нужно обладать множеством качеств. В том числе и психологических.

Отдых во вред?

К слову, фиаско «Балтимора» породило вопрос о целесообразности отдыха Джексона в последнем матче «регулярки». Напомним, что на 17-й неделе основной квотербек «Рэйвенс» не провёл на поле ни секунды. Конечно, то было обоснованное решение. Турнирные задачи дружина к тому моменту решила. Да и на результат дуэли с «Питсбургом» отсутствие Джексона не повлияло. Да только с учётом пропуска первого раунда Ламар две недели оставался без игровой практики – той самой, которую не заменит ни одна тренировка.

Конечно, легко рассуждать пост-фактум. Но, возможно, всё же стоило использовать Джексона в последнем матче «регулярки»? Естественно, лимитировано. Половину, четверть, на отдельных владениях? Но, конечно, всё это писано вилами по воде. Ведь несложно догадаться, с чем бы съели Джона Харбо, получи Джексон даже несерьёзное повреждение.

Феноменальный Генри

Одно из неписанных правил НФЛ: главный герой удачного «драйва» получает шанс на тачдаун. Иными словами: если, скажем, ресивер принял пас на 50 ярдов и был остановлен невдалеке от «энд-зоны», будьте уверены – атакующая команда всеми правдами и неправдами попытается подарить ему тачдаун. Поэтому, когда Деррик Генри во второй четверти снова разорвал защиту «Балтимора», пробежав 66 ярдов, выбор следующей комбинации не оставлял сомнений. Действительно, именно через него «Теннеси» и попытались занести мяч в «энд-зону». Не вышло. На втором дауне Деррика убрали из формации. Что промолвил ему тренер – оставалось загадкой. Впрочем, недолго. После неудачного второго дауна Генри вновь вернули на поле. Крайне нежданно – вместе с Мариоттой. Специфический подбор кадров, конечно, намекал на обманный манёвр. Но мало кто ожидал именно этого…

В итоге Генри всё же получил заслуженный тачдаун, пусть и неортодоксально. Прекрасное дополнение к 195-ярдовой игре.  

Лис Шенахан

Впрочем, даже редкая и внушительная статистика Генри удивила мало. Как-никак, в матче с «Нью-Инглэндом» он также набегал немало. Да и «регулярку» команда завершила на втором месте по количеству ярдов на выносе. Третья же дружина по этому показателю, «Сан-Франциско», вновь умудрилась удивить. Нет, не результатом. Всё-таки именно «49-е» являлись фаворитом дуэли с «Миннесотой». Но началом встречи, в котором Шенахан вдруг напомнил, почему во время работы в «Атланте» его считали атакующим профессором. Так, Кайл ошарашил «викингов» резким и не сильно типичным для «Сан-Франциско» перекосом в пасовое нападение. Что не только вылилось в ранний тачдаун, но и заложило фундамент для дальнейших хитростей. Так, во втором владении, пусть и не результативном, Шенахан, напротив, сделал явный акцент на выносную игру. После чего, перестав балансировать между крайностями, но привычно активно используя «моушены» и прочие уловки, окончательно поставил в тупик оппонента. Вкупе с парочкой продолжительных «драйвов» и усилий одной из лучших защит лиги этого хватило для уверенного выхода в финал НФС.

Детские грабли «Канзаса»

И если результат калифорнийского матча не удивил никого, то сюжет поединка в Канзас-Сити поставил вопрос о реалистичности происходящего. Ведь ещё в начале второй четверти подгоняемые остервенелыми трибунами хозяева «горели» 0:24! Впрочем, счёт никак не вытекал из логики игры – и стал следствием ужасающе непозволительных ошибок «Чифс». Так, к первому тачдауну привело то, что сразу три (!) защитника хозяев отвлеклись на потенциальный скрин – и оставили Стиллса в гордом одиночестве. Пас на 54 ярда – и счёт открыт. Второй тачдаун «Хьюстона» случился моментально после заблокированного панта. Третий – после того, как Хилл умудрился выпустить мяч из рук во время приёма панта.

Иными словами: только за первую четверть «Чифс» трижды наступили на детские грабли. Благо быстренько оправились. За последующие семь владений Махомс и компания заработали семь (!) тачдаунов. В том числе и «благодаря» Обрайену. Во второй четверти при счёте 24:7 тренер «Хьюстона» зачем-то решился на «фейк пант» на своей же 31-ярдовой линии. Причём манёвр вышел достаточно топорным. Сперва гости долгое время совещались (что уже намекало на возможность «фейка»), после чего попытались пробежать четыре ярда на выносе. Не вышло. Риск – конечно, дело благородное. Но далеко не всегда оправданное.

Звонок от бывшего

Наконец, переполненные кинематографическими сюжетами выходные завершились подобающе. Глубокой ночью по московскому времени «Сихокс» получили звонок от бывшего. Нет, не хмельного и отчаявшегося. Напротив, здорового и вдохновлённого. Так, именно Джимми Грэм, проведший в «Сиэтле» три сезона, подвёл символическую черту под последним поединком выходных, заработав решающий первый даун для «Грин-Бэя». Конечно, вопрос «пересёк ли Грэм линию или нет» впору перевести в разряд вечных. Однако явных доказательств для того, чтобы изменить принятое на поле решение, после повтора судьи не нашли.

Таким образом, «Пэйкерс» вернулись в финал НФС после трёхлетнего перерыва. Ну а заодно перечеркнули геройства Уилсона, едва не совершившего феноменальный камбэк, даже с учётом выкошенного травмами «бэк-филда» (два ностальгических выносных тачдауна Линча стали следствием коротких ярдов до «энд-зоны»). Из-за отсутствия стабильных «бегунков» в составе «Сиэтла» хозяева достаточно глубоко садили своих «сэйфти», практически полностью пресекая возможность длинного паса. В итоге Уилсон раз за разом был вынужден ломать комбинацию из-за отсутствия открытых партнёров – и набирать ярды на ногах. Получалось более чем достойно – квотбербек пробегал по 9 ярдов за попытку и в целом набрал 64 выносных ярда. Для сравнения – это больше, чем у Аарона Джонса, а также всех партнёров Уилсона вместе взятых. Однако для подвига этого всё же не хватило.