3 мин.

Ничего Особенного

Обещаю, слово «автобус» вы увидите в тексте только один раз. Считайте, что это уже произошло. Все «тики-таки», «антифутболы» и другие слова-паразиты также оставим воинам форумов и комментариев. Этот современный «остроумный» сленг надоел не меньше чем манная каша в детстве, не так ли? Лучше поговорим о чём-то особенном.

В футболе много «профессоров». Этим прозвищем величают всех кого ни попадя, от Арсена Венгера до азербайджанского футболиста Махмуда Гурбанова. Кто угодно считается профессором, если его мысль видна, читаема на поле. Мысли Жозе Моуринью не просто видны, они зачастую озвучены им же самим на пресс-конференциях и в многочисленных интервью. Правда, к футболу порой отношения они имеют мало.

Потому-то и «профессором» португальского специалиста никто не называет. Хотя уж он-то заслужил его как никто другой. В 2009-м году Моуринью был удостоен докторской степени Лиссабонского технического университета за достижения в футболе. Получается, ступень профессорства он давно перешагнул.

По словам самого Жозе, визитной карточкой его работы всегда были теплые отношения со своими игроками. Дружба, проникающая на футбольное поле. Его всегда любили болельщики всех клубов, с которыми он работал. О нём тепло отзывались бывшие подопечные. Дмитрий Аленичев как-то окрестил Моуринью «вторым отцом». А лучшим тренером в мире его в разное время называли такие большие люди как Лэмпард, Матерацци, Гвардиола и… сам Жозе!

Раздутое эго португальского тренера очень часто заслоняет футбольные заслуги. К его фигуре прочно прилепилось гордое и вызывающее прозвище «The Special One» - Особенный. Собственно, этим «украшением» Моуринью тоже одарил себя сам. А потому каждый сезон от него справедливо ждут и требуют поступков, под стать тренеру – особенных.

Речь идет не только о регулярном отчебучивании чего-нибудь эдакого, вроде недавнего отказа на пресс-конференции отвечать на вопросы, заданные на испанском или португальском языках. От него ждут настоящих, громких побед. Соразмерных особенному аппетиту.

При Моуринью «Порту», «Челси» и «Реал» набирали рекордное количество очков в своих чемпионатах. За ним тянется вереница чемпионских званий, кубков стран и Лиги Чемпионов. Там и тут признавали Жозе лучшим тренером недели, месяца, года… Начиная с сезона 2002/03 португалец не оставался без хотя бы одного трофея. Но этот год для него-таки станет «особенным».

По просторам интернета уже разгуливает забавная карикатура. Вот Жозе спокойно провожает взглядом улетающий в небеса Кубок Англии. Вот он нервно дергает рукой в сторону уплывающего кубка английской Премьер-Лиги. На третьем кадре «Особенный» в облике свирепой гориллы в отчаянии рассекает воздух лапой, а в голубом небе насмешливо парит кубок Лиги Чемпионов, самый лакомый футбольный кусок клубных состязаний.

После огорчительного поражения в полуфинале от «Атлетико» стало ясно: в 2014 году, впервые за 11 лет, Жозе Моуринью останется без трофея (в то, что «Манчестер Сити» и «Ливерпуль» подпустят «Челси» к чемпионскому золоту, верится с трудом). Не сомневаюсь, что этот факт больно щёлкнет по самолюбию португальца, несмотря на то, что свое отчаяние он тщательно маскирует. На послематчевой пресс-конференции «Особенный» был спокоен, и в гориллу не превратился.

И вообще на протяжении всего сезона португалец нехарактерно осторожничал в высказываниях. «Мы не боремся за титул», говорил Жозе. Как выяснилось, не зря. Выиграй он любой из четырех возможных кубков – и фанаты, и босс Абрамович были бы только рады. А вот не выиграл, так и придраться не к чему. Не обещал ведь. Но, получается, и не стремился?

Вот уж не поверю. Свою же собственную «визитную карточку» в виде дружеско-братских отношений с подопечными игроками Моуринью разорвал на мелкие кусочки, покидая мадридский «Реал». Сперва обозвал футболистов «предателями», «мерзавцами» и «сукиными сынами», а затем вытряхнул огромное скопление сора из мадридской избы, вступив в заочную войну с Криштиану Роналду. Своим же, между прочим, соотечественником.

После всего этого – и не стремиться завоевать титулы? Не доказывать свою профпригодность? В конце концов, добровольно прерывать персональную трофейную серию, оставляя стыдливое пустое место в своём особенном резюме? Даже не зная Моуринью лично, можно смело утверждать – слова «не боремся за титул» – обыкновенное лукавство.

Другое дело, что португалец понимает – никто его не уволит ни за подобные высказывания, ни за отсутствие результата. Ему дадут время отдышаться, оглядеться, и вырисовать из тех набросков, что получились в первый год после возвращения в «Челси» цельное масштабное полотно.

А этот год запомнится для Жозе Моуринью по-своему. Годом, в котором не произошло ни подвига, ни фокуса, ни чуда. Ничего особенного.