6 мин.

Вокруг света за 30 дней

До старта ведущих чемпионатов остается не так много времени, и европейские клубы начинают свои предсезонные турне. Около месяца топовые команды будут представлять новичков, мериться силами в выставочных матчах, завоевывать новых болельщиков и осваивать новые рынки. Старт будет дан уже завтра - в Америке начинается World Football Challenge. Блог Money Talks выяснил, куда и зачем полетят этим летом европейские топ-клубы.

Журналисты Daily Mail подсчитали, что в общей сложности клубы английской Премьер-Лиги преодолеют расстояние около 190 тысяч миль в перелетах по всему миру. Больше прочих налетает "Манчестер Юнайтед" - в программе ЮАР, Китай, Скандинавия. На официальном сайте "красных дьяволов" появилась серия воспоминаний бывших игроков клуба о турне в начале-середине девяностых, в частности о визите в Южную Африку в 1993 году. В том же году в этой стране был еще один английский топ-клуб - "Арсенал", который все последние годы использовал принципиально иной подход. Тренировочный лагерь в Австрии, никаких выставочных матчей по всему миру и один коммерческий турнир в Европе (Amsterdam Cup, затем Emirates Cup на новом стадионе) - таков был план Арсена Венгера. Но растущее отставание от других клубов в доходах от коммерческих соглашений заставило руководство "канониров" изменить свои планы. В прошлом году "Арсенал" выбрался в Азию, и, хотя поначалу речь шла о компромиссном решении проводить подобные турне только по нечетным годам, т.е. в лето без турниров сборных, и в 2012 году лондонцы поедут осваивать новые рынки.

Сделать это им будет не так просто. Запланированная поездка в Нигерию была отменена в последний момент. По официальной версии, организаторы не сумели предоставить все необходимое для выполнения требований лондонцев, что бы конкретно ни имелось в виду. Нигерия является достаточно специфическим местом для зарабатывания денег из-за уровня доходов населения и коррупции. Но эта страна, во-первых, является наиболее населенной в Африке, во-вторых, "Арсенал" является там самой популярной командой со времен Нванкво Кану. Так что можно ожидать, что несмотря на неудачную первую попытку, "Арсенал" не оставил идею африканской экспансии.

Лучшим примером, как из целого региона можно сделать рынок потребителей, являются все те же "Юнайтед". Клуб извлекает огромную прибыль из своей популярности в Азии. Коммерческие доходы за 2011 год составили 103,4 млн £, 10 из которых - результат сделки с DHL, название которой можно увидеть на тренировочной форме "МЮ" (первая сделка подобного плана в Англии). DHL одновременно является официальным логистическим партнером клуба и спонсором мирового тура-2012. Недавний опрос, проведенный компанией Kantar показал, что количество болельщиков МЮ по всему миру насчитывает 659 миллионов человек. Ошеломительная цифра, даже с учетом того, что опрос проводился по заказу самого клуба, причем год назад после победы в чемпионате и финала ЛЧ. Даже если считать масштабы фан-базы завышенной, тем не менее, это огромное количество потенциальных потребителей. Для сравнения - аналогичный опрос, проведенный "Арсеналом", насчитал около 100 миллионов "канониров" по всему миру. Большая часть фан-базы "МЮ" - это жители Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай - 108 млн чел., Индонезия - 55 млн чел., Индия - 35 млн чел., Вьетнам - 26 млн чел.)

В такой популярности нельзя недооценивать роль отдельных игроков. За МЮ в последние годы успели поиграть две главные поп-иконы от футбола: Дэвид Бекхэм и Криштиану Роналду, а также лучший игрок Азии последнего десятилетия Пак Чжи Сун. Этим летом Пак перешел в "КПР" ("рейнджеры", к слову, тоже едут в Азию этим летом), но в МЮ появился японец Кагава - новый претендент на звание культового игрока для Азии. В статье с характерным названием "Не беспокойтесь о голах, сфокусируйтесь на бренде" автор приводит слова одного из представителей "Реала", почему они в свое время предпочли Бэкхэма Роналдиньо: "Просто посмотрите, как красив Бекхэм, на его класс, его образ. Вся Азия в нас влюбится из-за Бекхэма. Роналдиньо слишком уродлив". Как бы странно ни смотрелись подобные мотивы с футбольной точки зрения, маркетологи обоих клубов знают свое дело. "МЮ" и "Реал" регулярно в топе Deloitte Money League по коммерческим доходам, а в свежеопубликованном рейтинге самых дорогих спортивных команд мира от Forbes эти два клуба заняли первые два места.

"Реал" вместе с "Челси" и "Ливерпулем" примет участие в World Football Challenge, который будет проходить в США и Канаде. Европу в турнире будут также представлять "Милан", "ПСЖ" и "Селтик", а их соперниками станут ведущие североамериканские клубы. Регулярные туры европейских топ-клубов в Америку начались в 2003 году: девять проведенных игр собирали около 53 тысяч зрителей в среднем. На следующий год посещаемость упала до 40 тысяч, компания-организатор понесла убытки 2 млн $ в 2003 году, 5 млн $ в 2004 году и заявила о своем банкротстве. Впрочем, World Football Challenge должен получиться более успешным в коммерческом плане, доходы удваиваются год от года, а это уже третий подобный турнир. Всего у турнира 11 основных спонсоров, включая титульного - Herbalife.

Предсезонные поездки становятся привычным делом не только для грандов АПЛ. Единицы предпочитают проводить все предсезонные матчи в Европе, не говоря уже об Англии. Антагонисты на футбольном поле, "Сток" и "Суонси", двигаются в одном направлении на поле маркетинга. Обе команды едут в Штаты за своим куском американского пирога. Речь, разумеется, о заокеанской аудитории. "Астон Вилла" также наведается в США, "Эвертон" - в Индонезию (титульный спонсор "ирисок" - пивовары `Chang из Таиланда), "Сандерленд" - в Корею и так далее.

Подобные турне родили в АПЛ в свое время идею 39-го тура, который будет проводиться за пределами Англии. Этот весомый бонус собирались предложить к перезаключению контрактов  с телевидением, которое прошло месяц назад. Впрочем, идея показалась слишком радикальной, и ее сочли нецелесообразной в предложенном формате.

А вот игры за Суперкубок, которые давно стали товарищескими с чуть более повышенной ответственностью, все чаще будут проводиться на выезде. Пионерами стали итальянцы, сыграв в 1993 году в Вашингтоне. Затем был 2002 год в Ливии - вотчине экс-диктатора Каддафи (чья семья была тесно связана с итальянским футболом), 2003 - снова в Штатах, и в последние годы в "Птичьем гнезде" в Пекине. Пекинский национальный стадион, похоже, становится местом проведения главных товарищеским игр лета - совсем скоро здесь сыграют "Арсенал" и "Манчестер Сити", а с 2013 года стадион станет местом проведений еще одного Суперкубка - испанского. По информации испанских источников федерация получила около 40 млн € за то, что следующие семь лет игры за Суперкубок пройдут в Пекине.

Клубы Бундеслиги предпочитают проводить свои testspiele в родной Германии и окрестностях. И это тоже объяснимо, так как основные статьи доходов немецких клубов - это продажа билетов и, главное, спонсорские контракты с компаниями крупнейшей европейской экономики. Поэтому мировая экспансия для них остается второстепенной задачей за редким исключением. Главное исключение - это "Бавария", которая позиционирует себя как глобальный бренд, а также "Гамбург", который составит компанию "Сандерленду" в предсезонном турнире в корейском Сувоне. Почему именно эти не самые популярные в мире клубы примут участие в Peace Cup? Ответ несложен: Сон Хын Мин в составе "Гамбурга" и Донг Вон Чжи в "Сандерленде". Искать новых болельщиков в других регионах можно и без Пак Чжи Суна или Дэвида Бекхэма в составе.

Теперь вы также сможете следить за свежими новостями спортивной экономики в твиттере @ru_moneytalks и подписаться на обновления блога вконтакте по адресу vk.com/ru_moneytalks