4 мин.

Почему Джокович лучше Надаля

Автор журнала Университета Джорджтауна Ноа Нельсон рассуждает о причинах доминирования Новака Джоковича и сравнивает его с другим теннисным титаном Рафаэлем Надалем, но не в цифрах и рекордах, а в плане развития личности.

В сезоне-2011 Новак Джокович показал невероятный рекорд соотношения побед и поражений – 70-6. Его серия из 41 победы подряд стала мировой новостью – непостижимый результат, учитывая, кем были его соперники. Его историческое завоевание – суммарные десять побед над Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем, заставили многих посмотреть в его сторону.

Если по-честному, я тогда устал от доминирования Новака. Накануне Открытого чемпионата Австралии-2012 я отчаянно надеялся, что Рафа возьмет реванш у Джоковича за поражения в финалах «Уимблдона» и US Open. Когда наконец этот парень, известный своими пародиями и бесконечным постукиванием мячом перед подачей, снова превратится в обычного человека?

Ответ, дамы и господа: ни-ко-гда. За последние четыре года мы могли наблюдать, как на наших глазах рождалась легенда. Правду говорят, что защита берет титулы: 14 «Шлемов» Надаля – яркое доказательство важности защитной мощи. Однако мир еще никогда не видел ничего похожего на прием Джоковича или его лазерный бэкхенд, который без всякого усилия растаскивает соперников по корту. Еще он никогда раньше не видел ничего похожего на процедуру подготовки Джоковича, лучше всего, возможно, заключающуюся в «безглютеновой каше», «цветовой терапии» и «батончиках из свежих фруктов», которые он потребляет в ходе матчей.

Финал Australian Open-2012, проходивший в удушливый вечер, с коротким мелким дождиком в четвертом сете, был великолепным поединком в нанесении ударов между лучшими игроками мира. Это был матч, наполненный агрессивными атаками и непогрешимой защитой; бой не на жизнь, а на смерть между соперниками в погоне за наследием Легенды – находящегося на пороге преклонных лет Федерера. Когда ранним утром 30 января 2012 года трофей был вручен Джоковичу, время официально повернулось… наступила эра Джоковича.

К чести Надаля – после того финала он выиграл еще четыре «Шлема». Джокович же в течение этого промежутка времени мог претендовать «только» на пять – не слишком впечатляющая статистика для позиции, которую я стану защищать в этой заметке чуть позже. Этот факт рождает любопытный вопрос: почему Джокович достоин признания в качестве альфы современного мужского тенниса?

Ответ на этот вопрос не является количественным; невозможно, взглянув на статистику Джоковича, отыскать там ответ. Вместо этого надо присмотреться к главной теме этой статьи: индивидуальности. Надаль в течение карьеры создал свою индивидуальность из воинственной обороны, рискованных скольжений поперек корта и методичной рутиной, предшествующей подаче. И эта индивидуальность искусно смастерила одного из лучших игроков всех времен. Однако эта индивидуальность создавалась, чтобы длиться только в короткий период расцвета рафиной карьеры – до травм, которые притормозили казавшегося неудержимым бойца.

Джокович же, с другой стороны, настолько превосходен потому, что его индивидуальность развивалась в ходе его карьеры. Давно минули времена «хилого бейслайнера», который «требовал присутствия тренера чаще, чем любой другой игрок тура». Теперь в игре Джоковича мы можем видеть влияние новой укоренившейся трудовой этики, которая мучительно принимает поражения и преобразует их в «мотивацию на месяцы вперед».

Давайте на секунду представим себе альтернативную реальность, в которой Надаль никогда не сталкивался с чередой травм, замедливших его приближение к 17 «Шлемам» Федерера. Так вот если бы мне пришлось выбирать между здоровым Надалем и здоровым Джоковичем с точки зрения того, кто выиграл бы больше мэйджоров после 2016-го, я, все же выбрал бы последнего.

Я пришел к этому заявлению не без тщательных размышлений и рефлексии. Я понимаю возражения против моей позиции: беспрецедентное доминирование Надаля на «Ролан Гаррос», его могучий крученый форхенд и передвижение по корту представляют огромную силу. Плюс, он игрок, научившийся играть на собственных ресурсах, не изменяя себе, принимая свои причуды и находя способ побеждать, несмотря на постоянные травмы.

Тем не менее, карьера Надаля определяется неспособностью мыслить вне неких рамок – неспособностью адаптироваться к переменам. Как показывает Джокович, наши самые громкие успехи могут прийти от взгляда на себя, анализа необходимых перемен и действия согласно этому анализу. Для того, чтобы спровоцировать самоанализ, может потребоваться доктор, «практикующий нетрадиционные теории медицины», но в сегодняшнем конкурентном, эгоистичном и индивидуалистичном обществе нужно уметь ценить перемены за их динамическую, очистительную для души силу.

На вершине любого вида спорта топ-атлетов друг от друга отличает мизерная разница. Многие указывают на волю и решимость как источник той самой разницы; другие могут небрежно бросить – «Просто сегодня он был лучше». Однако не существует такой вещи, как лучший игрок «сегодня». Мы – это сумма наших умений и навыков, и если из этого утверждения можно извлечь что-то полезное, так это только то, что любую часть целого можно изменить. Джокович – лучший теннисист мира потому, что постоянно ищет новые пути, а не снова и снова идет по проторенной дорожке и ждет, что на ней вдруг произойдет чудо.

Источник: The Georgetown Voice; перевод: Ольга Линде; фото: Global Look Press/Wang Lili/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Ryan Pierse-Pool, Matthew Stockman.