18 мин.

Мы съездили к Федору Емельяненко в Старый Оскол. Побывали в храме и олдскульных залах, а еще поспарринговали с его командой

Репортаж Алексея Сафонова.

29 декабря в японской Сайтаме Федор Емельяненко подерется с Куинтоном Рэмпейджем Джексоном. В том самом месте, где феерил во времена легендарного PRIDE. Вся подготовка Последнего императора прошла в Старом Осколе.

В последние годы Емельяненко предпочитал выезжать на сборы в Голландию, но на этот раз остался дома: в Россию прилетал один из его тренеров Питер Тайссе, да вся команда Fedor Team тоже была здесь.

Алексей Сафонов съездил в Оскол и увидел заключительные этапы подводки к бою. А еще вместе с Кириллом Сидельниковым – 6-кратным чемпионом мира по боевому самбо, бойцом, которого давно в США прозвали Baby Fedor – сгонял в 4 знаковых места города: храм, два первых зала Емельяненко и тот самый лес, где Федор наматывает километры в 99% хайлайтов.

Федора даже в будни поджидают в зале с 8 утра. Все ради рукопожатия

Старый Оскол – совсем небольшой город (200 квадратных километров с населением 223,8 тысячи человек), до которого ехать на поезде от Москвы примерно 10 часов. Как говорят местные, он формально поделен на две части: новую и старую. Старая – что-то вроде гетто, где легко можно подраться в первые 5 минут. Новую все больше и больше застраивают частными домиками и коттеджами, да и в целом город разрастается.

С ночного поезда нас встретил Сидельников. Подбросил до Дворца спорта имени Александра Невского – это примерно 10-15 минут езды от вокзала. Чтобы оценить масштаб города: Кирилл не живет вплотную с залом, но выезжает за 10 минут до начала тренировки, приезжает, переодевается, а потом еще 2 минуты ждет. 

Сейчас это не просто зал для тренировок: сюда приезжают на полноценные сборы, потому что в нем есть абсолютно все. Огромный зал поделен на две части: слева на татами занимаются дети, справа, за ширмой – профессионалы или ребята, которые уже выступают по любителям. В этой же части клетка и много боксерских мешков. А еще в день нашего приезда привезли конструкцию для кроссфита. Еще на первом этаже есть сауна, небольшой бассейн, массажный кабинет и качалка.

На втором – общежитие (в комнате по две койки), там же кухня. В коридоре лежит экипировка: перчатки, накладки на ноги, шлемы, бинты, борцовки и лапы. В прачечной с кучей стиральных машинок сушится белье.

Почти сразу у входа – огромные застекленные полки с наградами Емельяненко. Пятиэтажные кубки за победы в PRIDE: над Антонио Ногейрой, Марком Хантом и так далее.

Мы приехали примерно в 08:05. Первая тренировка команды – в 09:30, но детей уже потихонечку привозили к залу. А еще на первом этаже у гардероба стоял мужик – я как-то не придал этому значения, думал, сотрудник дворца спорта. Но в 09:10 приехал Федор.

– Федор Владимирович, можно вам руку пожать? Удачи пожелать! Ой, а еще сфотографироваться – можно?

Конечно, Емельяненко не отказал. Утро рабочего дня, а его час стоят и ждут, чтобы просто пожать руку. Наверное, это один из потенциально главных отвлекающих факторов при подготовке к боям в Старом Осколе.

Первая тренировка – отработка ударной техники и шикарная атмосфера с шутками

Начало утренней тренировки: 3 раунда по 5 минут на скакалке, а минута отдыха – это отжимания или планка. Федор в Осколе – это совершенно другой человек, не тот, которого привычно видеть в Москве, Питере, США или где-либо еще. Тут он много шутит, подкалывает ребят: Вадима Немкова, Валентина Молдавского (также бойцы Bellator), Никиту Михайлова (претендент на пояс Fight Nights) и вообще всех, с кем общается. 

Сидельников травмирован: после чемпионата мира по боевому самбо у него на руке гипс, но на каждую тренировку он приезжает, чтобы просто посмотреть.

– Зачем?

– А что еще делать?  Визуализация – тоже хороший урок.

– Что сейчас будет?

– Отработка ударной техники. Как правильно разворачивать плечи, концентрировать удар, откуда и куда должен лететь. Чтобы не было замаха и всего-всего.

– Как думаешь, это много сил отнимает у Федора – уделять столько внимания ученикам?

– Отнимает, но тренерская работа все равно идет на пользу. Когда он объясняет, то видит ошибки, это помогает самоанализу.

Основная часть занимающихся готовилась к чемпионату ЦФО по боевому самбо: за ними следили Михаил Воронов и Александр Мичков, бессменные тренеры Оскола.

Федор встал в пару с Немковым, Молдавский – с Михайловым. И по ширине зала они отрабатывали удары: руками, ногами и коленями. Емельяненко не работал только на себя. Он очень часто останавливался, чтобы посмотреть на другую пару и сделать замечания. Этот элемент тренировки шел примерно полчаса.

Дальше – небольшая заминка и расход. Федор уезжает домой, а остальные живут во дворце спорта: обед и небольшой отдых до вечерней тренировки.

А мы с Сидельниковым поехали смотреть Оскол. Но для начала я хотел все-таки узнать историю прозвища.

– Почему тебя прозвали Baby Fedor?

– Мне был 21 год, тогда проходил командный турнир M-1. Мы выиграли, я победил во всех 4 боях. А Федя только начал драться в Affliction. И мне тоже предложили там выступить – против матерого Пола Буэнтелло. И американцы меня так прозвали. Может быть для того, чтобы лучше раскручивать бои. Плюс мы всегда вместе с Федором на съемках, тренировались вместе – я как спарринг-партнер. Да и по технике похожи. С кого еще мне было ее брать?

У команды Емельяненко свой храм, в который ходят бойцы. А два первых зала Федора до сих пор функционируют

Первым делом приехали к Храму Святой Богородицы. Это небольшая территория где-то в получасе езды от зала, за чертой города. Сам храм – маленький и деревянный.

– Это тот храм, который мы все любим, чтим и уважаем.

– Командой сюда ходите?

– И командой, и у кого как получится. Как правило – каждое воскресенье приезжаем.

– Почему именно сюда?

– Как таковой истории нет. Это пригород Старого Оскола – Федосеевка. Тут не было храма, людям некуда было ходить – до ближайшего надо ехать. Поэтому построили здесь, и начали ездить даже городские. Храм вообще приятное место, а этот – особенно, он уже как свой, наш.

– И к батюшке тоже одному ходите?

– Да.

Сразу после этого поехали в лес, который находится прямо в городе. Федор – фанат кроссов. О том, как бегают в Осколе, рассказывают все спортсмены, приезжающие сюда на сборы. Хайлайты тренировок Емельяненко неизменно начинаются с этого места.

– В 500 метрах отсюда находится старый зал имени Александра Невского: откуда все началось, где Федор тренировался с детства. Вышел, потренировался, пробежался – с тех пор так и осталось. В лесу все-таки бегать приятнее, – рассказывал Сидельников. Я помнил, что здесь раньше было бездорожье, но сейчас место обустроили.

– Дорожек ведь не было, верно?

– Да, буквально этим летом сделали парковую зону. Но если сопоставить видео, то по деревьям поймешь – это то место.

– Про бег в Осколе чуть ли не легенды ходят.

– Федор с детства любил бегать, именно много. Перед тренировкой бегаем 7-8 км. Для кого-то это разминка – кто-то весит 70 кг, ему нормально. А кто больше сотки, как я – думаешь, зачем мне остальное надо? Но выдерживаешь, конечно, а что еще делать.

– Слышал истории, что когда Федор собирается на бег, некоторые чуть ли не прячутся.

– Обычно все выходят. Просто Федор реально бегает много и с хорошим темпом, не трусцой.

Старый зал Александра Невского и правда совсем рядом. С 1975-го по 1980-й он назывался СПТУ-12, секция «Оскол-76», дальше до 1997-го – клуб Невский – ОАО ОЭМК, а потом СДЮШОР им. Невского. Насколько я знаю, в соседнем доме жили родители Емельяненко.

Сейчас это место по-прежнему функционирует: на входе висят фотографии Федора (в том числе с Путиным), в холле доска почета почти со всеми ребятами из Fedor Team, и прямо над дверью в зал – также фото Последнего императора. Ощущение, что входишь на тренировку под его присмотром. И лозунг: «Вера и настойчивость определяют успех».

По словам Сидельникова, тут раньше были очень жесткие тренеры.

– В дзюдо не брали из-за возраста, поэтому в начале пошел на карате. Где-то во втором классе. Сейчас для детей это весело и интересно, а тогда встал, не дай бог слово сказал или пошевелился – сразу вжууух! Так себе для ребят, которые только от родителей оторвались. Поэтому с карате мы не подружились. Потом уже в пятом классе оказался на дзюдо, была дружная компания.

– Как так вышло, что в итоге многие выходцы из этого зала сформировались в Fedor Team?

– Это уже вопрос к Федору, наверное. Просто когда Емельяненко вернулся, он решил подтянуть молодых бойцов, создал команду. Мы в нее попали, потому что были знакомы, он видел нас в деле, плюс мы местные.

В зале дзюдо новое татами, но все остальное – еще со времен Федора. Шведские стенки, лестницы, турники и канаты. За дверью – олдскульная качалка, на стенках висят разрядные нормативы и техника выполнения упражнений. В ней добавились тренажеры, но само железо еще с тех времен.

– Я жал немного, – говорит Сидельников. – 150 кг. А вот Федор жал 180 кг – для его веса это много. Сейчас стою здесь, воспоминания мелькают. Все здесь прошло: и молодость, и юношество, и подростковый период. Все время здесь были, тренировки, качалка, баня.

Последнее место экскурсии по Старому Осколу – зал «девятка». Он находится на базе ПТУ №9, отсюда и название среди своих. Если в клубе Невского все оттачивали базу самбо и дзюдо, то в «девятке» – бокс. Кстати, здесь занимался и Денис Лебедев.

Массивные железные ворота в старом здании, абсолютно обшарпанный подъезд со сбившейся краской и трафаретная надпись «Зал бокса». На входе сразу лежит огромная покрышка, по которой отрабатываются удары кувалдой, а впереди – постеленные маты и еще пару шин.

Слева, в конце зала – обвисшие канаты, без ринга. Просто обозначающий его квадрат. На стене рисунок и фраза: «Неси, молодежь, благородно и гордо высокое знамя советского спорта!».

Этим летом во Дворце спорта Невского был ремонт, поэтому бойцы Fedor Team готовились в «девятке». Сейчас там носятся в основном дети.

«Спорт – это здоровье и рекорды и победа, и еще спорт – это всегда честная борьба», – очередная надпись над частью зала, где висят мешки.

Вечерняя тренировка – борьба и спарринги. Дальше день отдыха и баня, но Федор еще пробежал 15 км

Вторая тренировка начиналась в 16:30. Мы пришли в 16:20, а Федор уже боролся в партере с Михайловым. Отдавал ему позицию гарда снизу, подсказывал Никите действия, а сам успешно защищался.

Немков и Молдавский провели несколько раундов по 5 минут на мешках (я к ним присоединился), а затем началась основная работа: боксерские спарринги.

Теперь это одно из самых крутых воспоминаний моей жизни: работать в четверке с Емельяненко. Суть была простая: 3 раунда по 5 минут, а каждую минуту – смена партнера. Пока Федор стоял с Немковым, меня бил Молдавский. Потом этим занимался Вадим. В общем, моей задачей было хоть как-то не дать остыть ребятам, пока они не спаррингуют с Федором.

У меня было не так много времени, чтобы следить за парой Емельяненко, потому что количество пропущенных зашкаливало, но одно подметил: все с улыбкой и в шикарном настроении.

Правда, атмосфера зала в Осколе – невероятная. Емельяненко и команду часто осуждают за то, что они на протяжении карьеры никуда не выезжали. Да, опыт других мест тренировок – необходим, как и методики подготовки, но когда есть свое место, которое всем оборудовано – зачем? Спарринг-партнеры есть, тренеры есть, зал для борьбы есть, мешки есть, кроссфит-зона теперь тоже есть, клетка есть. Восстановительные процедуры – массаж, баня, бассейн – все есть. И только в Осколе Федор и ребята могут чувствовать себя дома, в необходимой для морального состояния атмосфере.

Вечерняя тренировка уместилась примерно в час. И дальше все довольные разошлись. Следующий день – день отдыха. Кто-то по своему желанию может провести легкое занятие утром, но обязательно все идут в баню: восстанавливаться и обо всем болтать.

Только у Федора сначала кросс – 15 километров. И после этого тоже баня. На момент нашей поездки до боя оставалось 19 дней. Теперь до противостояния с Куинтоном Джексоном – пара суток.

Скорее всего, это последний бой Емельяненко в Японии. Месте, где началась его легенда. Но это не последняя подготовка в Старом Осколе – месте, где он стал легендой.

Емельяненко подерется в Сайтаме с самой эффектной легендой Pride. Там Федор никогда не проигрывает

Соперник Емельяненко – настоящий псих. Пристает к журналисткам во время интервью и называет себя первым Конором

Фото: Никита Бурчак