3 мин.

«Боксеров сборной Кубы готовил балетмейстер»

Христиан Юла открывает в блоге на Sports.ru серию интервью, которая будет полностью посвящена кубинскому боксу. Сегодня наш известный тренер Александр Зимин рассказывает о своем коллеге и хорошем приятеле Альсидесе Сагарро – самом успешном наставнике в истории любительского бокса, под руководством которого кубинцы завоевали 32 золотые олимпийские медали.

К 75 летию самого успешного тренера в истории мирового любительского бокса.

«Ученики смотрят на учителей, как в зеркало, и ты должен показать, что сам знаешь и умеешь. Я же знаю бокс так, как его не знает больше никто в мире – ни спортсмены, ни тренеры». Альсидес Сагарра Каро.

- Александр Васильевич, что было особенного в методике подготовки боксеров многолетнего наставника национальной сборной Кубы – Альсидеса Сагарра Каро? В чём было ноу-хау?

– Сагарра мог полностью раскрыть возможности ребят, с которыми работал. То, что мы видели в исполнении кубинских боксёров до того, как он был назначен главным тренером сборной, не очень-то впечатляло – это был обычный уровень. Сагарра же находил в бойцах тот невидимый инструмент, который разглядит только мастер, – находил, а потом настраивал его до идеального звучания. И музыка, которую исполняли затем его боксеры на ринге, вызывала восторг у всех, кто находился рядом, и приносила самые высшие награды олимпийских игр и чемпионатов мира.

Золотых медалей они выиграли действительно очень много, а талантливых и по-настоящему интересных ребят под его руководством выросло ещё больше. Практически любой из кубинских боксёров того времени представлял собой живую легенду.

- Как вы познакомились с Сагаррой?

– Я был ещё молодым и вместе с нашим знаменитым тренером Николаем Николаевичем Ли приехал на Кубу, где проходил турнир имени Хиральдо Кордова Кардина. Несмотря на большую занятость, Сагарра нашёл время и поздно вечером с нами встретился. И скажу вам, что он произвёл впечатление очень порядочного и образованного человека, очень дружелюбно был расположен и к нам, и к нашей стране. Он даже после этого турнира улетал к нам в Крым – в отпуск.

- С Карибского моря поехал отдыхать в Крым?

– (Смеётся) Да! И этот занимательный эпизод остался у меня в памяти на всю жизнь. Он сказал, что в Крыму очень хорошие санатории.

Здесь также нужно сказать, что в свое время Альсидес Сагарра не раз говорил о том, что его начало как тренера было основано на классике советского бокса – он досконально изучал учебники и конспекты наших тренеров, и, отталкиваясь именно от этих знаний, в дальнейшем развил свою методику – от природы гибким и подвижным кубинцам он добавил чувство ритма. Несколько раз в неделю кубинцы занимались хореографией со специально приглашенным балетмейстером.

- Балетмейстером?

Да, чемпионов с Кубы готовил балетмейстер. Делалось это для того, чтобы бойцы полностью овладели своим телом, ведь именно в танце, где соединяются ритм, движение и музыка, человек ощущает своё тело полностью. Кубинские боксеры, как и многие, владели классической техникой, но вот ритм и импульс их движений в ринге заставлял соперников врасплох.

- ?

– Удары шли неожиданно, шли тогда, когда их совсем не ждали, и тут же вторым темпом быстрые, виртуозные комбинации, вкупе с хорошей защитой при уходе с исходного положения! Всё это у кубинцев было отработано очень чётко. Конечно, этому способствовало и то, что по своей природе кубинцы очень приспособлены к любым условиям ведения боя, но без искусства обучения таких впечатляющих результатов им было бы непросто добиться. Как любой бриллиант засверкает только тогда, когда его хорошо отточат. Сагарре удалось стать первоклассным мастером именно в отточке таланта боксеров.

Сагарра озглавлял сборные команды Кубы по боксу 36лет (!) – с 1964 по 2000 годы – и стал одним из трех величайших тренеров ХХ века Латинской и Южной Америки по всем видам спорта и самым успешным тренером в истории мирового олимпийского бокса.