15 мин.

10 подвигов Айртона Сенны

Блог Mirabeau вспоминает 10 лучших гонок великого Волшебника

1.Рождение человека дождя

Место действия: Гран При Монако 84-го года

bhnb

На самом деле, Сенна мог дебютировать в Формуле 1 далеко не в Тоулмене. О таланте паренька из Сан-Паулу выступающего под девичей фамилией своей матери были наслышаны многие. Берни Экллстоун устраивал для него тесты в Поль Рикаре, но Нельсон Пике заблокировал его подписание в пару к себе в Брэбем. Рон Деннис и Фрэнк Уильямс посчитали слишком рискованным подписывать к себе хоть и талантливого, но неопытного Бразильца. В итоге единственным вариантом оказался Тоулмен, заключивший с Сенной двухлетний контракт.

Первые гонки ничем примечательным не запомнились, машина страдала детскими болезнями, Сенна финишировал в двух гонках из 5 (оба раза на 6 месте). Следующим этапом был Гран При Монако…

Всё знают эту историю. Стартовав 13-ым в сложнейших погодных условиях, к 19-ому кругу Сенна прорвался на 2-е место, хладнокровно расправляясь со всеми кто попадался на его пути. Оставался только лидирующий Макларен Алена Проста. Сенна стремительно догонял Француза, но на 32-ом круге гонка была остановлена. Сенна был в ярости от такого решения. Он был уверен, что у него украли верную победу, обвинял Жаки Икса в фаворитизме по отношению к Просту. Справедливости ради, Сенна мог и сойти с дистанции той гонки, как потом оказалось, на болиде Бразильца были весьма серьёзные структурные повреждения, которые могли привести к сходу дистанции, если бы гонка не остановилась. Но как бы то ни было, пилотаж Сенны в Монако оставил неизгладимое впечатление. Джеки Стюарт, наблюдавший гонку, произнес: "Сегодня мы видели будущего чемпиона мира - Айртона Сенну".

 

2.Первая победа

Место действия:  Гран При Португалии 85-го года

 

23

Успехи Айртона в дебютном сезоне не обошли вниманием многие команды, Айртон и сам понимал, что с Тоулменом многого не добьёшься и стал практически в открытую вести переговоры с другими командами (Тоулмен из-за этого даже не пустил его на старт Гран При Италии). Настойчивее всех оказался Лотус , с которыми Бразилец и заключил контракт.

На первом этапе в Бразилии Сенна долгое время шёл в группе лидеров, но под конец гонки его подвела электрика. На втором же этапе в Португалии Айртон был неудержим.  Сенна легко выиграл субботнюю квалификацию (Поул в Португалии стал первым в карьере). Словно бы специально в день гонки пошёл сильнейший дождь, и Айртон ещё раз показал своё невероятное умение пилотировать под дождём. Лучший круг, лидирование от старта до финиша, почти минута преимущества над вторым местом, и главное, первая в карьере победа. Радости  Бразильских комментаторов не было предела 

 

3. 14 тысячных

Место действия: Гран При Испании  86-го года

jbj

Айртон долгое время лидировал в гонке, но к середине дистанции его обошёл неудачно взявший старт Найджел Мэнселл. Несмотря на то, что в руках Биг Найджа было абсолютное оружие FW11 (Один из лучших болидов в истории Формулы 1), он никак не мог оторваться от Бразильца. Круг за кругом трио Мэнселл-Сенна-Прост шли по трассе практически неразлучно.  На 62 круге Айртон решается на отчаянную атаку, в результате которой Мэнселл ошибается и прокалывает одно из колёс. Результат гонки уже казалось бы решён. Но Биг Найдж с этим не согласен. Оперативный пит стоп, и у Мэнселла в распоряжении 10 кругов и 20 секунд проигрыша Айртону.  Дальше творилась история. Мэнселл за рулём своего жёлто-синего урагана летел по трассе как ошпаренный, отыгрывая у Бразильца по четыре секунды с круга! За 4 круга до финиша отрыв составлял меньше 7 секунд, но тут на пути Найджа попался Прост. Ожесточённая короткая схватка и Мэнселл уже второй. Два круга до финиша, отрыв уже меньше 5 секунд. Сенна чувствует приближение Найджа и выжимает из машины все, что только можно. Последний круг, отрыв уже меньше двух секунд. На середине трассы Мэнселл окончательно догоняет Сенну. Одна неудачная атака, и вот они выходят из последнего поворота практически бок о бок! Финишную черту они пересекают одновременно. Будь финишная прямая в Хересе чуть длиннее, победу наверняка бы одержал Найдж, но удача оказалась на стороне Бразильца. 14 тысячных секунды в пользу Сенны! После гонки Айртон едва не потерял сознание от обезвоживания. "Я быстро пришел в себя, - сказал он репортерам, - победа - лучшее лекарство для восстановления сил».

Нечто похожее между Айртоном и Найджелом произойдёт через 6 лет после этих событий – но об этом чуть позже….

 

4.За гранью

Место действия: Гран При Монако 88-го года

 

nn

Монте Карло, конец первой квалификационной сессии перед Гран При Монако. Лучший результат пока принадлежит Алену Просту. Но у Сенны, который стал его напарником в Макларене в 88-ом году, осталась ещё одна возможность на быстрый круг. И вот он появляется на трассе. То, что произойдёт через 6 минут, объяснить не сможет никто. 2 секунды - именно столько он привезёт Просту на этом круге. Он привёз 2 секунды абсолютно такому же болиду, за рулём которого находился один из 10 лучших пилотов в истории Ф1! Прост был ошарашен, и максимум на что его хватило, так это уменьшить разрыв до полутора секунд во время второй квалификационной сессии.

Во время гонки он был так же невероятно быстр, как и в субботней квалификации. Нн пилотировал за гранью возможного, всё отрываясь и отрываясь от всех преследователей.

"В тот день я внезапно понял, что больше не веду машину осознанно, что я словно в другом измерении, - вспоминает Сенна. - Круг стал, как бы, туннелем и я лечу вперед и вперед. И я понял, что это за пределами сознательного восприятия".

Гонка была уже в его кармане, но секундная потеря концентрации, и болид Айртона уже стоит в ограждении перед въездом в туннель. "В те выходные я был настолько близок к победе, что расслабился, открыл лазейки для ошибок, - признавался Сенна. - Но я усвоил этот урок. Я потерял уверенность в себе, но она ко мне возвращается. После  того случая я стал сильнее. Каким-то образом я стал ближе к богу. Это важно для меня как для человека".

 

5.Титул

Место действия: Гран При Японии 88-го года

 

jbhhbh

Айртон приехал в Японию лишь с одной целью - побеждать. Именно победа гарантировала ему титул чемпиона. Сенна легко выиграл очередной поул (который стал для него 12-ым в том сезоне!). Но на старте едва не случилось непоправимое – Айртон замешкался и болид заглох! Каким-то невероятным усилием воли, он двинул болид с места, и благодаря тому, что прямая в Сузуке идёт под уклон, сумел оживить заглохший движок Хонды. В первый поворот Сенна входил 14-ым. К концу первого круга он был уже 8-ым, к концу второго – 6-ым. К 16 кругу Сенна благодаря сходу Каппели вышел на второе место, и тут на трассе пошёл дождь! Это был знак для Сенны, знак того, что даже погода сегодня за него. Ему понадобилось 10 кругов, чтобы догнать Проста. На 28 круге случилась развязка. Сенна атаковал Проста на главной прямой и вышел в лидеры. Условия всё ухудшались, Сенна даже подавал сигналы маршалам с просьбой остановить гонку, но просьбам Бразильца не вняли. Гонка получилась адски тяжёлой, но результат всей жизни был достигнут. Он стал чемпионом мира, и он выиграл этот титул непосредственно у Проста.

“Пойдя на последний круг, я испытал благодарность. Я благодарил бога”

После гонки Гальвао Буэно, бразильский телекомментатор, очень близкий Сенне человек, спросил: "Теперь ты - чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран, отказываясь в этой жизни от многих радостей, теряя старых друзей. Теперь что-то изменится?" Айртон ничего не ответил. Он... заплакал".

 

6.Отобранная победа

Место действия: Гран При Японии 89-го года

 

jmkm

Тот этап стал одним из двух пиков конфронтации между Сенной и Простом (2 пик наступит через год, там же в Сузуке). Напарники по команде уже не общались, команде пришлось ставить в боксах ширму и делить команду на McLaren-Прост и McLaren-Сенна.

Сенне для того, чтобы сохранить шансы на титул нужно было обязательно побеждать и он сразу же продемонстрировал свои намерения, выиграв все практики, и квалификацию в субботу, привезя Просту больше секунды. Но старт гонки лучше принял Француз и вырвался вперёд. Силы были равны. Болид Проста, лучше настроенный на максимальную скорость, отрывался на прямых, в то время как Сенна брал своё в поворотах.Для атаки Сенна выбрал Треугольник Casio –место самого жёсткого торможения на трассе. На 43 круге Сенна попытался в первый раз атаковать Алена, но атака была жёстко отбита. Несколько кругов ушли на подготовку ещё одной атаки. На 46 круге Сенна ещё раз попробовал атаковать….

Мнения относительно этого эпизода разняться. Одни считают, что сумасшедшая атака Сенны была причиной этого столкновения. Другие же считают, что Прост намерено, пошёл на контакт, уповая на слишком странную траекторию входа в поворот. Так или иначе, два Макларена замерли на трассе. Прост сразу же покинул болид и побежал в боксы, откуда уже направился в судейскую. Ну а Сенна не собирался сдаваться, и с помощью сотрудников трассы, которые подтолкнули болид, сумел завести свой двигатель. Один круг со сломанным передним крылом, оперативный пит стоп. Сенна снова в борьбе. Он второй, впереди него только Беннетон Наннини и 6 кругов в распоряжении. Всего круг понадобился Айртону, чтобы выйти в лидеры (Итальянца он прошёл всё в том же треугольнике Casio), и довести гонку до победы. Айртон ликовал, но ликование было коротким. Спорным судейским решением Сенна был дисквалифицирован, победа досталась Наннини, а титул Просту. Рон Деннис попытался опротестовать решение, но протест отклонили. А Айртона, который не смог сдержаться и откровенно высказал президенту FISA Жану-Мари Балестру все, что о нем думает (решение он считал заговором Проста и Балестра, которые находились в дружеских отношениях) оштрафовали и лишили суперлицензии на 1990 год.

 

7.Победа на Родине

Место действия: Гран При Бразилии 91-го года

 

jjj

Для любого пилота победа в домашнем Гран При событие особенное, Бразильцы в этом плане немного выделялись на фоне остальных своим маниакальным стремлением победить дома, для них это было сродни победе в чемпионате мира – Сенна не был исключением, но…

…Долгое время Айртону не везло. Четырежды он стоял на поуле, дважды был на подиуме, несколько раз победа ускользала от него прямо из под носа. Когда нибудь удача должна была повернуться к нему лицом – и это случилось.

Для начала Сенна снова (уже в пятый раз) выиграл квалификацию, на последних минутах опередив Рикардо Патрезе. На следующий день Бразилец блестяще стартовал, захватив лидерство и планомерно увеличивая преимущество над преследователями – кроме Мэнселла, который как тень преследовал Волшебника. Но здесь вмешался случай. Сначала Британца задержали на пит стопе, затем случился прокол, а потом Биг Найдж и вовсе самоустранился из гонки (полуавтоматическая коробка Уильямса просто развалилась). Это произошло на 59 круге дистанции. Новым преследователем Сенны стал Патрезе, но тот проигрывал 37 секунд. На следующем круге Рикардо потерял еще три секунды, и теперь Сенне оставалось проехать самую малость - 10 коротких кругов в Интерлагосе. И тут картина вновь поменялась! За несколько кругов до этого на болиде Бразильца возникла огромная проблема - "выпали" третья и пятая передачи! Но Сенна не собирался мириться с обстоятельствами и совершил настоящее чудо. Адаптировав свой стиль вождения, на одной шестой передаче, прилагая нечеловеческие усилия Айртон сумел выдержать это испытание 10-ю кругами. На финише Айртон просто не мог поверить своему счастью. у него свело плечо и шею, он не смог закончить круг почета, едва не потеряв сознание. На подиуме изнеможенный Сенна едва удержал в руке кубок победителя, но это уже было не важно. Ещё одна цель жизни была достигнута.

 

8.Удержание зверя

Место действия: Гран При Монако 92-го года

 

hbhb

В истории формулы 1 есть множество гонок, которые из-за одного “случая” внезапно из будничных и порой скучных превращались в одни из самых запоминающихся. Пожалуй гонка в Монако того года входит в их число. Будем откровенны. До 70 круга сомнений в том, что Найджел Мэнселл одержит очередную лёгкую победу не было ни у кого. Он доминировал в чемпионате, легко выиграл квалификацию, привезя тому же Сенне больше полутора секунд, уверенно лидировал в гонке (Сенна на тот момент проигрывал больше полуминуты). Но именно в этот момент вмешался тот самый “случай”.

Внезапно Мэнселл почувствовал некий дисбаланс в задней части болида. Посчитав, что проблема в ослабленной колёсной гайке, Британец отправился на пит стоп. Отрыв был гигантским и механики Уильямса неторопливо сменив колеса, выпустили пилота обратно на трассу. Какого же было их удивление, когда они поняли, что выпустили Мэнселла позади Сенны!

Финальные круги той гонки вошли в историю. Мэнселл на свежей резине был гораздо быстрее Бразильца и пытался атаковать в каждом повороте. Сенна начисто перекрывал любые возможности для атаки . Идеальная оборонительная тактика оставила не удел Биг Найджа. Сенна одержал свою 5 победу в Монако, сравнявшись с Грэмом Хиллом по количеству побед в княжестве.

 

9.Концерт Человека Дождя

Место действия: Гран При Европы 93-го года

 

jnjnj

Первый круг Сенны в той гонке до сих пор считается одним из величайших прорывов в истории Формулы 1. В сложных погодных условиях (Хотя дождь для Сенны всегда был хорошим знаком). Айртон вошёл в первый поворот только 5-ым. К середине круга Сенна был уже вторым преследуя Проста, а к концу круга он и вовсе вышел в лидеры. Это было настоящее доминирование. Сенна ещё раз продемонстрировал, что нет никого, кто мог бы с ним сравниться в умении пилотировать под дождём. Несмотря на лучший болид, ни Прост, ни Хилл так и не смогли приблизиться к Бразильцу. Он летел по трассе, словно и не было никакого дождя. К концу гонки отрыв Волшебника был настолько гигантским, что в одном круге с ним смог удержатся только Хилл.

 

10.Рекорд

Место действия: Гран При Монако 93-го года

 

jbhjbhjb

Победить в Монако уже почётно, сделать это несколько раз значит навсегда вписать себя в историю Автоспорта.  Сенне удалось это сделать 5 раз, и приезжая в 1993 году в Монако, он естественно держал в уме мысль, что осталась всего одна победа для установления абсолютного рекорда по количеству побед в Монако.

В квалификации Айртон не смог подняться выше 3-его места. Но во время гонки все реальные конкуренты самоустранились. Прост совершил фальстарт, за который получил 10 секундный stop&go. Какое-то время после него лидировал Шумахер, но гидравлика подвески и возникший из-за неё пожар вынудили его сойти с дистанции. Таким вот образом Сенна вышел в лидеры гонки, и без особых проблем довёл гонку до своей победы. Да гонка вышла рядовой,  и даже немного скучной, но главное было именно то, что Сенна одержал 6 победу. До сих пор этот рекорд по количеству побед в Монако незыблем, и наверняка останется таковым ещё на протяжении множества лет.