19 мин.

Этери Тутберидзе. Искусство «программирования идеала»

 

Жизнь - без начала и конца. 

Нас всех подстерегает случай. 

Над нами - сумрак неминучий, 

Иль ясность божьего лица. 

 

Но ты, художник, твердо веруй 

В начала и концы. Ты знай, 

Где стерегут нас ад и рай. 

Тебе дано бесстрастной мерой 

 

Измерить все, что видишь ты. 

Твой взгляд - да будет тверд и ясен. 

Сотри случайные черты - 

И ты увидишь: мир прекрасен. 

(А.Блок, из поэмы "Возмездие")

 

Вот и завершился этот тяжелейший для российского женского ФК пост-олимпийский сезон! Завершился он настолько беспрецедентным триумфом школы Э.Тутберидзе, что многих это даже, можно сказать, "застало врасплох". Более того, и для самой Этери Георгиевны, как мы теперь знаем, окончательные результаты сезона не были очевидны вплоть до того момента, пока не свершилась сокрушительная победа ее взрослых воспитанниц на Чемпионате Мира в Сайтаме. На глазах у миллиардов людей со всей планеты произошло "обыкновенное чудо", в которое изначально, положа руку на сердце, очень мало кто верил... включая тех, кто его, собственно, и сотворил: по словам Э.Тутберидзе, они с Алиной в этот раз приехали в Японию "просто, чтобы выйти на лёд для начала".     

Однако цель данной статьи - не подведение формальных итогов сезона (эту возможность оставим представителям ФФКР и различного рода "экспертам"). Наша цель совершенно в другом - предпринять попытку более глубокого и ёмкого осмысления уникального феномена "Новой вселенной" в женском одиночном катании - феномена Этери Георгиевны Тутберидзе. Уже который год высказываются различные гипотезы в отношении "секрета", с помощью которого ее подопечным удается достигать таких потрясающих результатов на мировом уровне. Одни утверждают, что в этой группе просто "больше работают". Хотя, на мой взгляд, это только один из аспектов, сама ЭТ в интервью японскому телеканалу подтвердила данную гипотезу, сказав, что секрет успехов ее воспитанников - в работе нон-стоп: "выкладываться на тренировках на 200%, чтобы на соревнованиях выдать 100%". Другие (в частности, ряд ее ведущих учеников) в один голос подчеркивают такую особенность работы с ЭТ как осознанность и самостоятельность, когда тебя никто ничего не заставляет делать, поскольку это надо тебе самому (полагаю, данный тезис уже полнее отражает реальное положение вещей). Третьи говорят, что у Тутберидзе и вовсе нет никаких особых секретов, а просто к ней приходят со всей страны наиболее одаренные дети, воодушевленные примерами действующих чемпионов. По моему мнению, наиболее адекватно высказался на эту тему, как ни парадоксально, никто иной как Брайан Орсер в своем недавнем интервью по итогам ЧМ: он оставил данный вопрос без ответа, лишь подчеркнуто повторив сам вопрос в виде восклицания: "Как она это делает!?"

Предлагаемый в данной статье ответ на означенный выше вопрос таков: Этери Тутберидзе владеет уникальным искусством - искусством "программирования идеала". Для этого ей необходимо созидать сразу в трех ипостасях (в каждой из которых она, на мой взгляд, обладает даром, граничащим с гениальностью): (1) Художника, (2) Наставника и (3) Лидера. 

1. Художник

"Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов" (Борис Пастернак)

Около месяца назад внучка великого Пабло Пикассо, автора знаменитой картины "Девочка на шаре", публично восхитилась на своей страничке в Instagram одноименной программой, созданной Этери Тутберидзе в сотворчестве с Даниилом Глейхенгаузом для Камилы Валиевой. За прошедшие годы нам запомнились многие чрезвычайно сильные образы, среди которых: "Девочка в красном пальто" (в исп. Юлии Липницкой, программа была поставлена совместно с И. Авербухом), Анна Каренина в исполнении Евгении Медведевой, Китри из балета "Дон Кихот" или, как ее прозвали болельщики, "Красная балерина" в исполнении Алины Загитовой и др.

В текущем сезоне многие из нас совершенно влюбились в завораживающие образы "Ангела" и шекспировской Джульетты в исполнении Алёны Косторной, затаив дыхание, в восторге и восхищении смотрели мы на запредельные выступления "Пятого элемента" фигурного катания - Александры Трусовой, наши души уносились в высь вместе с уникальными по своей утонченности и пронзительности образами в исполнении Анны Щербаковой. Не говоря уже о необыкновенно трогательном лиризме Кристины Даэ ("Призрак оперы"), а также о трагизме роковой Кармен в программах Алины Загитовой.    

Особое внимание обращает на себя колоссальное разнообразие образов, их оригинальность и неповторимость, а главное - их поразительное соответствие индивидуальности исполнителя. Этери Тутберидзе не ставит просто "красивые" и "выразительные" программы, как делают большинство хореографов в мире (и то далеко не у всех получается). Опираясь на феноменальную творческую интуицию, она создает для каждого из своих воспитанников индивидуальный образ, направленный на выявление и раскрытие их лучших способностей, причем не только внешних, "проявленных" через темперамент, пластику, технический арсенал и т.п., но и глубинных, берущих свое начало в сокровенных свойствах души, часто вовсе незаметных извне. Таким образом, "программирование идеала" Этери Георгиевна начинает с гениально точного "считывания" идеального образа, способного как своего рода волшебный ключ наиболее ярко и полно раскрыть уникальную "божественную искру" в каждом конкретном ученике или ученице, создать условия для проявления их высшей природы.

Очень важно, что здесь невозможен произвол, волюнтаризм. Необходимо обладать особым, редчайшим даром, чтобы "услышать" потаенную истинную сущность ученика настолько точно, ясно и чисто (без каких-либо примесей или помех) как некую идеальную "музыку", чтобы создаваемая программа явилась своего рода отражением его (её) "сущностного кода", открывая бесценную возможность для достижения целостной проявленности в идеальном художественном пространстве. Только такое реальное "попадание в цель" позволит воплотить по-настоящему сильный, запоминающийся образ, который будет затрагивать души зрителей до слез. При этом важно отметить, что иной раз "идеальный образ" может, на первый взгляд, быть совершенно непохожим на личность исполнителя в повседневном восприятии большинства окружающих (и даже его самого). Так, например, Алёна Косторная в одном из интервью признавалась, что и Даниил Глейхенгауз, и даже она сама были весьма удивлены поначалу выбором образа Ангела для короткой программы, предложенным Этери Георгиевной. Однако ЭТ настояла. И, как позже выяснилось, именно эта программа феноменально раскрыла Алёну. Прозреть сокрытые от обычного глаза сущностные черты ученика (иной раз неведомые даже ему самому) - это поистине непостижимый талант. Так великие режиссеры "видят" идеальные роли для своих актеров, а великие дирижеры "слышат" идеальные замыслы композиторов.

Приходится признать, что в современном фигурном катании кроме Этери Тутберидзе столь точного метафизического соответствия между программой и сущностью исполнителя никому другому достичь не удается (большинство хореографов в ФК, вероятно, даже и не ставят перед собой такой цели, поскольку все равно не обладают такими способностями). Для объективности следует отдельно отметить нашего соотечественника, выдающегося хореографа, Илью Авербуха. Помимо ЭТ, он, пожалуй, наиболее близко подходит в некоторых своих постановках к решению данной задачи. Еще следует вспомнить о другом выдающемся мастере - Марине Зуевой. Мне кажется, неслучайно, что именно к ним в разные периоды и по поводу разных своих учеников обращалась сама Этери Георгиевна с целью постановки программ и всегда очень высоко отзывалась об их таланте и мастерстве. 

Еще одной знаковой особенностью Тутберидзе как Художника является комплексность ее подхода к созданию образа. Кто еще добивается такого "монолитного единства" всех аспектов программы - музыки, хореографии, сюжета, костюма и технических элементов? Ни одной случайной детали. Всё ею лично продумано и прочувствовано до мельчайших нюансов и потому сразу создается в целостной гармонии. По этой самой причине, кстати говоря, Этери Георгиевне порой приходится вести себя по-диктаторски. Иначе произведение искусства создать не получается. "Демократия" может обеспечить создание "консенсусного" ремесленного продукта неплохого качества, но для создания художественного шедевра требуется абсолютная диктатура Мастера, по крайней мере, в части основополагающих идей и решений. Остальные участники процесса могут помогать, но не своевольничать. Таковы законы подлинного искусства, тут уж ничего не поделаешь.   

2. Наставник

"По вере вашей да будет вам" (Евангелие от Матфея)

   

Чтобы идеал воплотился в реальности, создать для ученика его "идеальную программу" необходимо, но недостаточно. Нужно еще добиться того, чтобы ученик ее всецело осознал и прочувствовал, чтобы программа по-настоящему "ожила". И здесь хотелось бы отметить несколько моментов, фундаментально отличающих школу ЭТ от большинства остальных школ ФК. 

Во-первых, осмелюсь высказать тезис, что Этери Георгиевна обладает уникальной способностью на очень высоком уровне работать с сознанием своих учеников, делая ставку на развитие их духовной самостоятельности и ответственности. Неслучайно в одном из своих интервью она как-то произнесла такие слова: "Самое главное для меня - воспитать, вот именно воспитать... я больше ничего не требую, на самом деле". Думаю, не все представляют себе, что стоит за этими ее словами. Недавно наш известный и уважаемый тренер по ФК, Инна Гончаренко, поделилась своими наблюдениями за японским подходом к тренировочному процессу, подчеркнув его радикальные отличия от нашего подхода: "Я пришла к выводу, что все идет от воспитания. До пяти лет японский ребенок делает все что хочет. А вот потом его очень жестко берут в рамки, и ребенок воспитывается как прислуга у взрослых: ни слова против, глазки постоянно вниз, все что сказал взрослый, - это непреложный закон". Данное различие в системе воспитания, как отмечает Гончаренко, приводит к значимому различию в тренировочном процессе: "Нашего спортсмена надо все время погонять: давай, давай, не стой, работай. Японцу же надо четко разложить всю тренировку: ты делаешь то-то и то-то, по такому рисунку, столько-то раз. Дальнейшее можно не контролировать". Ничего не напоминает? Правильно! Ровно по такому принципу построены тренировки в группе ЭТ, хотя и с российскими спортсменами, а не с японцами. Достаточно вспомнить слова Алёны Косторной: "У нас в группе такой подход, что ты сам работаешь, потому что это надо тебе; тренеры могут только помочь".

Во-вторых, наряду с развитием высокой степени самоосознания у ученика в группе ЭТ культивируется полное доверие Наставнику. И это тоже восточный принцип, увы, часто чуждый западному вечно сомневающемуся сознанию. Доверие Учителю, намеренное "выключение" собственного эго и критического мышления, работа на основе "чистой веры". Древние давным-давно поняли, что силой настоящей веры можно в буквальном смысле горы свернуть. Несмотря на то, что этот же постулат лежит в основе Христианства, наша западная культура не слишком его "впитала" на повседневном уровне. Поэтому все многочисленные разговоры о том, что "Тутберидзе - тренер для юниоров, не задающих вопросов и принимающих все на веру, а ко взрослым спортсменам с развитым критическим мышлением нужен иной подход", есть, по-моему, ничто иное как непонимание фундаментальных основ подхода Этери Георгиевны к тренировочному процессу. Зато все потом удивляются: "Как она это делает?!" Очень просто - с помощью веры. Видимо, для нее слова, сказанные Спасителем: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас", - это не просто слова, а руководящий жизненный принцип. Люди, которые этого не понимают (например, тренер А. Волков из академии Плющенко), могут искренне полагать, что Тутберидзе "своих маленьких девочек держит под колоссальным давлением, делает с ними всё, что хочет, а они делают всё, что она говорит. Скажи им сделать пятерной прыжок, они пойдут. Они разобьются, но пойдут. Но когда ребёнок начинает взрослеть, то с ним так нельзя". В этом фрагменте нашумевшего интервью как нельзя лучше сформулировано, на мой взгляд, главное заблуждение (не буду судить - искреннее или лукавое) относительно того, кто под кого должен меняться - Этери Тутберидзе под развращенных современной цивилизацией подростков-нигилистов, или же наоборот - обучающиеся у нее подростки должны стараться освоить основы управления собственным сознанием с помощью усмирения своего эго, освобождения (хотя бы частичного) от гнёта своего бунтующего (особенно, в период пубертата) критического мышления через моральную самодисциплину, развитие силы веры, сохранение детской непосредственности и открытости на мир. За этим вопросом стоит глубочайший мировоззренческий конфликт между философией ЭТ и популистскими лозунгами критикующих ее тренеров, журналистов и иных так называемых "экспертов". Немудрено при такой пропасти между менталитетами, что недавний результат ЧМ в Сайтаме всех оппонентов ЭТ поверг в шок своей как бы полной невероятностью. Поэтому они нашли для себя лишь одно объяснение случившемуся - ЧУДО!  

К слову, в основополагающей монографии "Фигурное катание на коньках" профессор А.Мишин отмечает: "Если спортсмену внушить, что он вполне подготовлен, чтобы выполнить данный технический прием, то результаты не замедлят сказаться. Важно только, чтобы уверенность фигуриста в своих силах не переросла в самоуверенность. <…> Нередко срывы происходят из-за снижения мобилизованности, собранности при выполнении спортсменом тех элементов, которые он считает легкими. Правильно распределяя внимание, контролируя себя при выполнении всех элементов программы, фигурист учится избегать срывов". Написано другими словами, но, по сути, о том же. Однако мало кто, видимо, отдает себе отчет, что стабильное поддержание точного психологического баланса, описанного Мишиным, является задачей вовсе не механистической, а в каком-то смысле нравственной, потому что пресловутая самоуверенность - "родная сестра" звездной болезни, а "правильное распределение внимания" не удерживается в течение всей программы без овладения собственным сознанием на качественно более глубоком уровне, чем банальные спортивные аутотренинги и "самоприказы". Вы никогда не задумывались, как йогам удается лежать на гвоздях и не пораниться, ходить по раскаленным углям босиком и не обжечься? А как китайские монахи пробивают голым кулаком кирпичную стену? Когда найдете для себя ответы на эти вопросы, вероятно, подойдете ближе и к пониманию того, как на самом деле Трусова и Щербакова прыгают четверной лутц. 

3. Лидер 

"Лучшая защита - нападение" (Александр Македонский) 

 

Отдельного восхищения заслуживает и третья ипостась Этери Тутберидзе - лидерская. Ослепительная женщина, выдающийся творец, художник, в то же время - редчайший педагог, наставник и еще при этом блестящий тактик и стратег, владеющий высшим "военным" искусством - уступив сражение, выиграть  войну. Вот уж сочетание возможностей, которое нечасто можно встретить в нашем мире.

Во-первых, сам за себя говорит состав "Tutberidze_team" и ее внутренняя среда: искренняя не просто лояльность, а самая настоящая любовь истинных соратников и лучших учеников, возможность работать всем коллективом на одном дыхании над объединяющей творческой задачей, глубочайшее взаимное человеческое уважение и симпатия, единство базовых ценностей, бескорыстное и самозабвенное служение общему делу. Одно это уже есть непреложное свидетельство выдающихся лидерских способностей создателя и двигателя этой потрясающей Команды. 

Во-вторых, невозможно без переполняющего чувства восторга наблюдать, с каким непостижимым стратегическим и тактическим талантом была разыграна штабом ЭГ глобальная "партия" на "театре военных действий" мирового женского ФК в этом сезоне. Вот лишь некоторые выборочные факты:

1. Внезапный (после не очень успешных контрольных прокатов в Москве и "завывания" ряда экспертов про "недостаточно горящие глаза") превентивный удар в самом начале сезона, в Оберстдорфе, где была сходу задана высочайшая планка (так, кстати, никем и не перебитая до сих пор) в 238 баллов по сумме двух программ Алиной Загитовой, действующей ОЧ, прямо в пост-олимпийский сезон (напомним, что ранее, кроме легендарной Катарины Витт никому из ОЧ не удавалось продолжать держаться в мировом топе в первый же год после выигранной Олимпиады). Тогда именно Этери Георгиевна одна поехала в Германию с Алиной и, по словам последней, "правильно ее настроила" (!) перед обоими прокатами. Стоит также упомянуть, что обе программы для Алины были изначально составлены просто гениально, поскольку сочетали в себе традиционно высокую художественную ценность и колоссальный конкурентный потенциал по баллам - причем без элементов "ультра-Си" (если не относить к таковым каскад 3Lz3Lo), да еще и с оптимальной адаптацией под новую систему оценок.

2. Планомерная сложнейшая стратегическая работа в течение всего сезона не только и не столько над техническими возможностями и навыками действующей Олимпийской чемпионки (хотя "Кармен" была поставлена в какой-то мере "на вырост"), сколько над развитием ее инструментария в сфере управления собственным сознанием. Быстро таким вещам научить невозможно, но за целый сезон можно пройти большой путь - что мы и увидели в конечном итоге во всей силе на Чемпионате мира. Провести человека через ТАКОЕ, что свалилось на Алину в пост-олимпийский год, и суметь не только не сломать ее, но, напротив, вывести на принципиально новый уровень психологических возможностей - это больше чем грандиозное достижение. Это - подвиг. Совместный. Тренера и ученика.

3. Удержание безусловного и неоспоримого лидерства в течение ВСЕГО последнего юниорского сезона великого "трио" - Трусовой, Косторной и Щербаковой (когда ближайших преследователей от них отделяет пропасть). Шокирующий четверной лутц у Анны, несколько четверных, в т.ч. в каскаде с тройным, у Саши (а ведь некий Б. Орсер в конце прошлого сезона зачем-то обзывал Сашу "краткосрочным феноменом"), запредельно компонентное и техничное катание у Алёны, позволяющее ей держаться в этом "трио" абсолютно на равных даже в отсутствие в ее программах элементов "ультра-Си"... в результате - все (!) этапы Гран-при выиграны девочками из "трио" (они там были по одной), в финале Гран-при, где они втроем впервые "встретились" - почти весь пьедестал - их (у Алёны - золото); затем на взрослом (!) Чемпионате России - вообще беспрецедентный результат: весь пьедестал занимает "трио", исполнившая чистейший 4Lz Анна - Чемпионка России. Затем такая же картина на Первенстве России (с той лишь разницей, что золото - у Саши). Затем золото и серебро ЮЧМ - у Саши и Анны с космическим отрывом. А бронзу удается вырвать американке по той простой причине, что Алёна Косторная в последний момент не смогла поехать из-за медицинской проблемы с ногой. Кстати, отсутствие Алёны на ЮЧМ как нельзя более красочно показало, что может произойти (и происходит), если "трио" не в полном составе: в этом случае никто даже близко не гарантирует России полный пьедестал (Синицына боролась как лев, надо отдать ей должное, но ее судьи все же умудрились "затоптать" под американку; а вот с Косторной такие "фокусы" едва ли могли бы у судей пройти). Так что все вновь убедились, что "трио" - это просто другая лига по отношению к остальным юниоркам планеты. 

4. И тут, в конце юниорского сезона, прямо на ЮЧМ, Даниил Глейхенгауз объявляет, что все трое (Алена, Аня, Саша) переходят со следующего сезона во взрослые. А сразу по приезде с Чемпионата начинают учить тройной аксель. Тоже все трое. Другими словами - японкам шлем мы пламенный привет! В этот момент ТШ Рики Кихиры окончательно понимает, что понятный шанс у их воспитанницы выиграть мировой титул, скорее всего, только один - в этом сезоне. Блестящий тактический ход, по-моему, с точки зрения создания дополнительного психологического давления на Кихиру. 

5. К слову о Кихире. Довольно неожиданно и как-то молча, без каких-либо анонсов, прямо посреди сезона (что уж совсем неприлично) Лиза Турсынбаева, которую никто в начале сезона вообще особо не брал в расчет, исполняет докрученный (!) четверной сальхов не где-нибудь, а на Чемпионате четырех континентов. И пока весь наш ФК-бомонд завывает как ветер в ивах про "провал" (прости Господи!) Алины Загитовой на Чемпионате Европы (провал - это, имеется в виду, серебряная медаль; это у нас по новой моде называется теперь "провал"), ТШ Кихиры получает внезапный удар под дых оттуда, откуда его никто не ждал - Лиза Турсынбаева, вернувшись после пятилетнего пребывания под руководством Брайана Орсера где-то во второй десятке к Этери Тутберидзе, берет и прыгает 4S. Да, на ЧЧК она с него падает, но докручивает ведь при этом! И японцы, разумеется, думают в этот момент: а что если она его на ЧМ успешно приземлит? Ведь на ЧЧК Лизе даже с падением с 4S удалось занять сразу за Кихирой уверенное второе место на пьедестале. А, если бы с 4S она не упала, что тогда? И тут у Кихиры, наверняка, появились очень нехорошие мысли, а перспектива золота на ЧМ стала вдруг восприниматься совсем не такой безоблачной. А ведь другого шанса не будет - "трио" Т.-Щ.-К. на подходе. Да какой там на подходе, уже пришли практически, можно сказать.

6. Теперь к слову о "нехороших мыслях". Пока действиями Тутберидзе/Дудакова/Турсынбаевой эти самые "мысли" были убедительно заселены в головы как самой Рики, так и ее ТШ, на другом фронте (европейском) основные войска были отозваны на закрытую перегруппировку: Алине заменили смартфон на кнопочный телефон, она начала больше гулять на природе, рисовать, читать книги... вы давно жили такой жизнью? Оказывается, очень действенная штука. Здорово прочищает мозги. И, хотя Алина, судя по всему, периодически протестовала и, возможно, в какие-то моменты вообще мечтала все бросить, но планомерно формирующееся более зрелое и могучее сознание постепенно укреплялось в ней, пусть даже поначалу и незаметно для нее самой.

7. Для вящего "троллинга" японцев перед Чемпионатом мира ТШ ЭГТ где-то одновременно с Чемпионатом четырех континентов выкладывает в соц. сети видео, где Алина исполняет на "удочке" четверной флип. А что? Пусть японцы, готовясь к ЧМ, ломают голову, вдруг и Алина квад вставит в программу? От ТШ ЭГТ чего угодно ведь можно ожидать - Лиза же вставила! Так что давление на воображение Кихиры планомерно усиливалось.

8. Финальная битва в Сайтаме. В последний момент перед выездом в Японию (судя по интервью главных действующих лиц, данных ими "сгоряча" сразу после Чемпионата мира) Алину вновь посетил небольшой мандраж, и они даже всерьез рассматривали с Федерацией возможность сняться с главного старта сезона. Но здесь вновь, судя по всему, проявляется гений Тутберидзе как лидера: Алина как-то передумывает сниматься, а Федерация как-то передумывает подвергать шансы Алины сомнению, короче, все дружно как-то передумывают в правильную сторону и "как один" едут в Японию. Ну а что произошло в Сайтаме, вы уже знаете: прямо перед началом проката КП, по словам комментатора 1 канала, Этери Георгиевна "что-то очень эмоционально выговаривает Алине", и та выходит на лед и исполняет свою короткую программу на 82 балла (т.е. практически "впритык" к ранее поставленному мировому рекорду Кихиры). Кихира же - напротив, мандражирует и падает с трикселя, набирая лишь около 70 баллов за свою КП. Затем, на произвольной программе Алина почти повторяет свой блистательный "Оберстдорфовский" уровень исполнения "Кармен" (по всей видимости, как и тогда, в Германии, Этери Георгиевна вновь "хорошо настраивает" свою воспитанницу на этот старт) и Алина уходит по итоговым баллам в открытый космос (237,5), опережая свою ближайшую неожиданную преследовательницу... (кого бы вы думали? нет, не Кихиру, а Женю Медведеву) почти на 14 баллов (т.е. с прошлогодней Олимпиады разница в баллах между старинными "боевыми подругами" выросла чуть более чем в 10 раз). Что и требовалось доказать.

9. P.S.: термоядерная "полировка" после победы в ядерной войне. Алина Загитова только что блестяще откатала свою "Кармен" на ЧМ. Весь мир в шоке: люди не могут толком осознать, как могло здесь, в Сайтаме, случиться практически "дежавю" Пхёнчхана - Алина первая, Женя - вторая... опять... а Кихира, главная фаворитка Чемпионата, у себя дома - лишь третья! Все смешалось в доме Облонских!.. И вот, пока все пили валокордин и потихоньку приходили в себя, стараясь сжиться с мыслью о случившемся, на льду непринужденно происходит мировая премьера чистого четверного прыжка, исполненного женщиной во взрослом разряде на официальном международном старте - Элизабет Турсынбаева впервые в этом сезоне (а также впервые за всю мировую историю ФК) чисто приземляет четверной сальхов. И получает серебряную медаль ЧМ, оттеснив Женю на третью ступень пьедестала, что беспрецедентно во всех аспектах происходящего. "Две из двух", - как чуть позже скажет по этому поводу Этери Георгиевна в экспресс-интервью Леше Ягудину. А между тем из далекого Саранска буквально через день как бы "глухим отзвуком" приходит еще одно известие: Саша Трусова, выступив "в рабочем порядке" на юношеской Спартакиаде, набирает в ПП за технику 102 (!!!!!!!!!) балла, итого за ПП - почти 177 (!!!!!!!!!) баллов, а за обе программы суммарно - 254,3 балла (т.е. на 16 баллов больше, чем мировой рекорд действующей Чемпионки мира среди взрослых). 

< ЗАНАВЕС! >