8 мин.

Этери Тутберидзе. Тайна новой реальности

И его поведано словом,        

Как вы были в пространстве новом,              

Как вне времени были вы...

А. Ахматова, "Поэма без Героя".

 

В середине прошлого столетия известный советский астрофизик, Николай Козырев, изучая физические свойства времени, экспериментально показал, что некоторые процессы, уменьшая энтропию (то есть, увеличивая упорядоченность и гармонию), ослабляют плотность времени, и его поглощают. В первый момент многим захочется спросить: "Минуточку, что это вообще значит? Как можно сделать время менее "плотным"? Но разве Вы никогда не замечали, что наше восприятие одного и того же отрезка времени (скажем, длиной в минуту) меняется в зависимости от того, чем данная минута у нас наполнена: если мы пребываем в тягостном ожидании, такая минута нам может показаться "целой вечностью", но если мы смотрим прекрасный захватывающий фильм, та же минута пролетит незаметно, "как одно мгновение". Не даром есть известная пословица: "Счастливые часов не наблюдают"; то есть в некотором предельном случае "абсолютного счастья" или "абсолютной увлеченности происходящим" ощущение времени может не просто ослабнуть, но исчезнуть вовсе, и мы почувствуем полное "слияние с Вечностью" в прямом смысле слова. Но какое отношение имеют эти отвлеченные и, как может показаться, слегка заумные рассуждения к деятельности Этери Тутберидзе? На мой взгляд, самое прямое. И вот почему.

В прессе, и российской и зарубежной, можно нередко встретить утверждение, что Этери Тутберидзе "совершила революцию в женском фигурном катании". И в качестве доказательства обычно приводят четверные прыжки. Потом делают оговорку, что надо, мол, еще подождать, сумеют ли "юниорки-квадистки" сохранить эти прыжки до взрослого возраста и т.д. Я же хотел бы поделиться принципиально другим взглядом на то, чем именно "новая реальность", созданная Этери Тутберидзе в женском одиночном, фундаментально отличается от ранее существовавшей "традиционной" реальности. 

В традиционном женском ФК в течение практически любой программы (включая самые яркие и запоминающиеся) было всегда легко уловить постоянное чередование двух принципиально разных режимов концентрации исполнителя: "повышенного" - на прыжках (в меньшей степени на вращениях) и "умеренного" - на всём, что "между" - т.е. на переходах, больших дугах, дорожках и т.п. Это делалось осознанно. Мария Бутырская в одном из интервью прямым текстом говорит о том, что различные хореографические элементы между прыжками традиционно воспринимались фигуристами как возможность "отдохнуть" и подготовиться к следующему технически сложному элементу. Поэтому время в программах протекало "дискретно" - от одного прыжка (или каскада) до другого, а между ними - своего рода "пустоты" для отдыха и настроя на следующий "подвиг". Программы Тутберидзе построены по совершенно другому принципу: никакой дискретности; наоборот - "герметичная" непрерывность воплощения образа во времени, когда концентрация не снижается ни на мгновение вне зависимости от типа элемента; каждый переход, каждая спираль, каждая дорожка максимально осмыслены и несут не меньшую (а то и большую) содержательную нагрузку, чем прыжки. В некоторых статьях пишут, что усложнение связок, дорожек, вращений и других непрыжковых элементов явилось банальным следствием изменения системы оценки. В целом, возможно, что всё именно так. Однако лишь Этери Тутберидзе удалось сделать из этого "структурного сдвига" мощнейшее художественное оружие, с помощью которого в женском фигурном катании возник в общем-то новый жанр, основанный на "бесшовной" подаче образа с равномерной и при этом очень высокой интенсивностью на протяжении всего проката.

Одним из наиболее ярких примеров владения таким катанием является, на мой взгляд, Алёна Косторная. Достаточно посмотреть ее КП в этом сезоне, исполненную, скажем, на этапе юниорского гран-при в Линце. Среди более младшего поколения на сегодняшний день в этом плане выделяется, пожалуй, Камила Валиева благодаря программе "Девочка на шаре". Из взрослых Алине Загитовой удавалось выйти на такую "континуальность" сквозной линии в "Призраке оперы", как минимум, пару раз за сезон - в частности, на Кубке Ростелекома в Москве. При этом стоит отметить, что несмотря на всеобщность тенденции усложнения непрыжковых элементов по-прежнему фигуристки, не учащиеся у Тутберидзе, катаются в "старом жанре" - от элемента к элементу. Особенно это заметно у представительниц Североамериканского континента. Наверное, надо отдельно отметить попытку Рики Кихиры приблизиться к "новому жанру" хотя бы в некоторых аспектах. Если, например, целостность образа ей пока не очень даётся в связи со средней балетной одаренностью и нестабильностью тройного Акселя, то эффект "внезапности" прыжков (когда она буквально "взлетает" в них будто без подготовки) ей уже несколько раз покорился.  

Чтобы более наглядно проиллюстрировать этот "сдвиг" от старого традиционного катания к континуальному катанию по законам жанра Э.Г. Тутберидзе, давайте сравним практически идентичную связку элементов - заход на двойной Аксель с Ина Бауэра - в исполнении блистательной, но "традиционной" фигуристки, Ким Ён А, и представителя школы ЭТ, Алёны Косторной.

Как мы видим, Ким делает около 6 шагов для набора скорости, затем элемент Ина Бауэр, после которого она дополнительно отталкивается правой ногой ото льда перед махом, и этот нюанс сразу же отделяет прыжок от предыдущего элемента, поскольку к нему заметным для зрителя образом происходит "дополнительная подготовка". Если же посмотреть на подобный фрагмент у Алёны, то мы, во-первых, видим в два раза более короткий "разгон" перед элементом Ина Бауэр (что сразу уменьшает плотность времени), а, во-вторых, видим кажущийся внезапным взлёт в 2А почти без дополнительного отталкивания ото льда перед махом правой ноги по ходу вперед, с которого начинается уже сам прыжок (что снова снижает плотность времени).

Хочется еще привести в качестве иллюстрации "нового жанра" заход на 2А у Алины Загитовой, которая прямо перед прыжком делает Шарлотту, что при чистом исполнении само по себе исключает возможность "основательной подготовки" к прыжку как к дискретному действию.

Возможно, еще более контрастным примером может служить сравнение подготовки к каскаду 3-3, начинающемуся с Лутца, в исполнении Ким Ён А (3Lz3T) и Саши Трусовой (3Lz3Lo). Здесь на всякий случай напомним, что каскад 3Lz3Lo, исполняемый Александрой, гораздо сложнее (и дороже по баллам), чем Лутц-Тулуп, который исполняла Ким. С учетом этого замечания, тем более, сравните время на "подготовку" к каскаду, определяющее общий динамизм происходящего:

 

Ну и, конечно, нельзя вновь не отметить "фирменные фишки" учениц ЭТ типа прыжков с поднятыми над головой руками. 

Осмелюсь предположить, что именно по причине описанного выше различия между "традиционным катанием" и "катанием имени Этери Тутберидзе" многим из нас было так трудно и непривычно воспринимать программы Жени Медведевой, которые ей поставили в этом сезоне заокеанские хореографы. Ведь эти программы сделаны в традиционном подходе - прыгнул и едешь долго до другого бортика, готовишься, там снова прыгнул, и снова долго едешь, потом вращение и т.д. Одним словом, эти программы дискретны. А мы за многие годы уже абсолютно сроднились с Женей, катающей "континуальные" программы ТШ "Хрустальный", ярчайшим примером которых можно сразу назвать ее поистине выдающуюся "Каренину". Вспомните (или посмотрите, кто не видел) японский фильм, повествующий, в частности, о том, как Этери Георгиевна отрабатывала с Женей нюансы "Карениной". Особое внимание обратите на фразу ЭГ, что ей нужен от Жени "рапидный взгляд". Вдумайтесь в эти слова!

Все наверняка знают, что означает понятие "рапидная съемка" применительно к видео или кино. Это специальная съемка, при которой тот же интервал времени покрывается гораздо большим количеством кадров, чем при обычной съемке, что позволяет посмотреть (при необходимости) очень плавную и качественную замедленную съемку, без свойственной ей "дискретности". Кинорежиссеры используют рапидную съемку, когда, например, нужно тщательно рассмотреть быстро сменяющие друг друга эмоциональные состояния актера, что возможно только при существенном замедлении скорости воспроизведения отснятого материала. При этом динамика эмоций берётся как бы "крупным планом", поскольку зритель может, скажем, целую минуту наблюдать в замедленном режиме за серией сменявших друг друга выражений лица героя, что в реальности длилось в течение считанных секунд, и это невозможно было бы разглядеть при обычной скорости воспроизведения.

А что же такое тогда "рапидный взгляд"? И зачем так настойчиво добивалась этого взгляда от Евгении Этери Тутберидзе? Почему он был так необходим ей для создания подлинного образа Анны Карениной? Вот мы и подошли вплотную к тому, что здесь сознательно или подсознательно велась принципиально новая работа с плотностью времени внутри программы. Весь этот номер был построен на законах новой реальности - реальности "разреженного" времени и, как следствие, сверхдинамичных событий внутри него - как в хорошем боевике, когда невозможно оторваться от экрана ни на мгновение, когда мгновением кажется минута, а минутой - час. Поэтому так захватил и впечатлил нас, зрителей, этот номер - ведь разреженное время обладает свойством "всасывать" в себя восприятие наблюдателя, захватывать его полностью, "лишать" на какое-то время ощущения самого времени, заставлять забывать о себе.

Так что четверные прыжки - это, бесспорно, ярчайшее достижение школы ЭГТ, но это, в то же время, наиболее заметная и очевидная для всех история. Однако более глубинная уникальность данной школы, на мой взгляд, в другом - в редчайшей способности "разместить" внутри лишь 3-4-минутной программы целое захватывающее путешествие для зрителя по волшебным и удивительным мирам, созданным творческим воображением Мастера и Наставника. Ну а в наиболее удачных случаях - подарить нам пусть даже на мгновение ни с чем не сравнимое состояние живого соприкосновения с Вечностью.