6 мин.

Простая история. Олимпийские заметки, часть 2. Состязания спортивных пар

Ситуация, в которую попали российские спортсмены перед Играми, во многом меня закалила. Резкие высказывания и различные провокации начали восприниматься мной с невозмутимым спокойствием – это обуславливалось их огромным количеством. Так или иначе, осталась одна фраза, которой неизменно удается вывести меня из себя. Она вполне обыденна, не несет в себе ничего деструктивного, но…

Есть тут у нас шансы на золото, или можно не смотреть?

Понятно, что всего не усмотришь, а триумфа наших спортсменов мы с нетерпением ждем. Несомненно и то, что Олимпийские игры – это состязания, борьба (а нынешние – вполне себе даже война). Да, я понимаю. Но как же обидно, что в лавине предстартовых раскладов и таблиц с командным зачетом становится так легко упустить что-то важное, да даже попросту что-то красивое! Carpediem, как говаривал Джон Китинг. Поймаешь тут…

И как же хорошо, что наш любимый вид спорта буквально заставляет проникаться судьбами людей и любоваться синтезом человеческой красоты, силы и духа. Красота человеческой силы духа – вот то, чем для меня является фигурное катание. И поэтому меня так пробрало сегодня утром.

 

Олимпийский турнир парников вышел ошеломляюще сильным в короткой программе и чудовищно нервозным в произвольной. Команда России располагала парой для гордости, двумя парами для гордости и немного более спокойного просмотра, а также несправедливо отцепленной парой, по которой нельзя было не скучать. У нас было два сверхсильных конкурента с прекрасными программами и многочисленными регалиями. Даже пара для праведного гнева имелась! Когда подбирается подобная компания, становится возможным такое чуждое соревновательному русскому духу чувство, как восхищение своим соперником.

Я болел за Женю и Вову – едва ли у меня и теперь получится пересмотреть их прокат без использования табуированной лексики. И я переживаю за них сейчас, хотя полностью уверен, что они еще взлетят. Но я не мог не восхищаться теми, кто катался до них!

 

Когда Алена Савченко поехала на свою первую Олимпиаду, я даже в школу еще не ходил. Когда же она выиграла заветное золото на пятых (!!!) для себя Играх, я уже закончил университет. В голове не укладывается, но это так. Неописуемо и то, насколько вырос Бруно Массо как фигурист за столь непродолжительный промежуток времени. И когда он разревелся после оглашения оценок нашим ребятам, у меня екнуло. По двум причинам.

А ведь происходившее в олимпийском сезоне многих укрепляло в уверенности, что пара из Германии не дотянется до золотых медалей: смена постановок, судорожный поиск оптимального прыжкового контента, травмы. Все словно вопило: «В Пхенчхане вы снова увидите классическую Алену Савченко на Олимпийских играх». В общем, ставки на фигурное катание – дело гиблое.

Смена партнеров, сложный характер – все это понятно. Но Савченко, несомненно, великая спортсменка. Упорные и талантливые становятся выдающимися, а вот для того, чтобы стать великим, нужна одержимость.

 

Или вот, например, канадцы… Грибовали? Да. Кривые  Прямые, словно эфиры Первого канала? Тоже да. Но ведь выстояли! Откатали на Олимпиаде четыре программы меньше, чем за неделю. Они, конечно, в куда большей степени напарники, нежели пара. Но они делают, что должны. Он – покачивается, она – еле-еле забирается. Но делают. И уезжают из Южной Кореи обладателями полной коллекции медалей Олимпиад – к серебру в Сочи прибавилось золото с бронзой.  

Когда Меган приземлила четверной выброс, мне стало неловко за то, что я называл ее Крошкой Цахесом. Неловкость улетучится, а выброс останется. И медали останутся.

 

Едва ли Евгению и Владимира утешит тот факт, что они стали вторыми на Олимпийских играх среди пар-дебютантов. С давящей атмосферой Игр далеко не все справляются даже со второго раза – они же в двух случаях из трех  справились на первых для себя соревнованиях такого уровня.

Их не нужно ругать – они сами все понимают. По той же причине их не нужно и жалеть. Их адекватность, лишь периодически разбавляемая голословностью, позволит, я уверен, сделать им правильные выводы. А пока мы продолжаем коллекционировать самые обидные места – серебро командного турнира стукнулось о деревянную медаль спортивных пар.

Их история преодоления только начинается: уже были наложенные швы, жуткие костюмы и нарезка музыки, а теперь вот есть и неописуемо обидное поражение. Если все это соединить и осмыслить, а затем – добавить усердия, то и триумфы придут. Так это и работает – пример Алены перед глазами

 

Главная, за исключением наших ребят, драма этих соревнований для меня – второе место Вэнцзинь Суй и Цун Ханя. Пять десяток до золота… А сколько случилось до заработанного серебра!

В их постановках, конечно, можно без лишних усилий разглядеть любовную лирику, но лично мне в обоих программах основной темой видится взаимная поддержка – дружба, высокое требование к самому себе и тому, от кого зависит твоя судьба. Произвольная, за которую их многие ругали – мол, калька с великих предшественников, представляется мне не столько копией или даже творческой отсылкой, сколько попыткой внедрить в парное катание архетип. Эдакое устранение вопиющей несправедливости, заключающейся в том, что главная программа лучших китайских фигуристов недавнего прошлого прогремела позже, чем должна была.

Мне, к слову, подобная преемственность видится единственным способом хоть что-то противопоставить русскому парному катанию в исторической перспективе. Именно противопоставить, а не уколоть разово, распустив сопли и расцеловав лед, как канадцы шестнадцать лет назад.

Потрясающие китайцы пережили разорванные связки и сломанные кости, часто катались через чудовищную боль. На партнерше, наверное, не осталось ни единого живого места – она даже зрение теряла! И вот, они на Играх. И они, наиболее органичная и попросту лучшая пара современности, сами отдают золото. Пять десяток…

Эта простая история, несомненно, достойна экранизации. Но стоит ли? Меня турнир спортивных пар окончательно убедил, что жизнь – самый лучший драматург.

Для них серебро – неудача. Для нас – урок. Урок нам всем, абсолютно всем, независимо от национальности, пола, призвания и возраста. Своим спортивным путем, своей неоконченной пьесой они выразили нечто простое, но крайне важное: «Будет трудно. Всем бывает. В такие моменты нужно взять себя в руки. Вспомнить о людях, которые к тебе небезразличны – такие есть, не смей сомневаться. Выдохни.  А теперь сосчитай до трех».

Раз…

Два…

Три…