5 мин.

Она обязательно справится. Евгения Медведева и ее путь к величию

Главная проблема фанатов фигурного катания в России – их объективность. Избалованные более чем столетней историей побед на самом высоком уровне, мы научились искренне восхищаться иностранными спортсменами, делать из них кумиров и снисходительно относиться к хорошим оценкам за их безобразные прокаты. В этом нет ничего предосудительного – влюбляются в личность, в катание, а не во флаг. Вот только своим  мы не прощаем почти ничего. Так уж повелось. И если к танцорам, спортивным парам и, с некоторыми оговорками, к мужчинам такое отношение оправдано обилием великих предшественников, то долгожданное сверхпоколение одиночниц огребает именно за свою долгожданность: только вдумайтесь, первую олимпийскую медаль России в мужском катании (золотую) и первую «женскую» медаль (бронзовую) разделило семьдесят шесть лет!

В условной Канаде, где даже такую посредственность, как Дэйлман, умудряются позиционировать в качестве претендента на медаль Чемпионата мира, любая из пятерки Радионова-Погорилая-Сотскова-Цурская-Загитова была бы гордостью нации, которой высокие оценки должны бы были выставляться по дефолту. Мы же (повторюсь, речь не о каждом первом), честные и объективные, остаемся недовольными прокатами девушки, которая претендует на звание лучшей в истории вида спорта. Так и живем.

Сейчас Евгения проходит через такой этап карьеры, который преодолевало подавляющее большинство великих спортсменов – из яркой индивидуальности и красивой девушки она в глазах общественности на время трансформировалась в машину по добыче баллов и производству рекордов. Исходя из этого (и, забегая вперед, не только из этого), неровное начало сезона – это не так уж и плохо, ведь оно напоминает болельщикам и о том, что Женя – человек, а не посудомой  машина, и о том, что выходить на пик формы в ноябре олимпийского сезона – идиотизм. Для хейтеров же редкие падения гениальной фигуристки – отрада и нечасто предоставляющийся шанс поговорить о справедливости ее высоких оценок хоть с малейшей каплей обоснованности.  

Справедливы ли оценки Медведевой? Я для себя ответил, и мой ответ многим не понравится: в мире, где Костнер пробивает 140 с прыжковым контентом, за который было бы стыдно многим фигуристкам середины девяностых, а Осмонд катается под великое «Лебединое озеро» в образе куриных наггетсов, ни техническая сторона катания Медведевой, ни ее вторая оценка вообще не должны подвергаться сомнению. Лучше лишний раз вспомнить, как «щедро» арбитры судят прокаты Лизы Туктамышевой, которая, на минуточку, выиграла вообще все, за исключением Олимпиады. Былые заслуги работают не всегда. Или, если точнее, не для всех.

Сложно назвать Женин прокат произвольной на минувшем этапе Гран-при самым выразительным за карьеру. Но он был едва ли не самым красноречивым. В нем не было технического совершенства, да, но в нем был титанический характер, несгибаемая воля.  Еще по короткой было видно, как ей тяжело: многие заметили и тейпы на ногах, и непривычно-тревожную усталость на лице. Начало произвольной опасения подтвердилo: падение на тройном флипе, сложный выезд с лутца. И… Почему-то именно на ошибках и концентрируется внимание многих (шок, сенсация!!!1 Медведева опять упала, посоны!). При этом игнорируется самое главное – то, что случилось после неудачного начала.

А после, между прочим, случились три чистых каскада во второй половине программы, которые позволили по ее завершении загореться на техническом табло заветной цифре семьдесят. И с неудачным прокатом, будучи травмированной (скромное «есть незначительные проблемы» как еще один показатель внутренней силы) и уставшей, Евгения все равно набрала 224.39 – сумма, которая на сегодняшний день не набиралась никем из ее прямых конкурентов. Именно такие моменты – моменты слабости (всем бы такую слабость) – определяют  человеческую сущность. И Женя, «в бинтах засохших, в копыти, в пыли», не только вышла из катастрофы победителем, но и, в чем я не сомневаюсь, сделала выводы.

Евгения Медведева – это явление, которое по своему воздействию на массы схоже с Моной Лизой: большая часть ей восхищается, кто-то не разделяет всеобщего восхищения, кто-то говорит, что для полноты эффекта совершенно необходимо увидеть её вживую, а не через монитор. А есть и такие, в ком она вызывает немотивированную агрессию; на Мону Лизу, как вы знаете, не единожды покушались. Такие вспоминают ее «настоящую» фамилию или ругают за «вечно открытый рот» (закрытый рот, как мы помним, является важнейшим компонентом skating skills). Иногда таким людям помогает и сама Женя: то Анну Каренину эталоном женского внутреннего мира назовет, то придумает себе, на манер Ханью, маскота.

Но в итоге все это окажется на обочине истории. А что же останется? Останется прекрасная девушка, которая не только обладает аномальным талантом, но и ошеломляет мир спорта беспрецендентной стабильностью. Помните, когда в последний раз она проиграла? Вот именно.

Я уже на протяжении двух лет смотрю каждый ее прокат с неизменным волнением, не дыша перед каждым прыжковым элементом. Но я не боюсь ее сглазить или перехвалить. Бояться перехвалить человека столь к себе строгого – немного оскорбительно. Нам, болельщикам, вообще не нужно ни хвалить ее, ни ругать. Это не наше дело. Нам надлежит восхищаться, либо испытывать раздражение. Одним словом, чувствовать.

Всмотритесь в этот взгляд, прочувствуйте.

У вас остались сомнения? То-то же. Она обязательно справится.