6 мин.

Многоликий Поль и хитрая лисичка Пайпер

2014 год был поворотным для танцев на льду. Украсив собой сочинскую Олимпиаду, из спорта уходили (тогда казалось – насовсем) две величайшие пары двадцать первого века: Дэвис-Уайт и Вирчу-Мойр. Вклад Марины Зуевой и её североамериканских подопечных в развитие самого скользкого вида спорта вполне можно сопоставить с тем, что сотворили на рубеже веков два всем хорошо известных русских парня.

Новые лидеры появились достаточно быстро – начав с 13 места на послеолимпийском Чемпионате мира, пара  Пападакис-Сизерон прыгнула на верхнюю ступень пьедестала уже в следующем, 2015 году. Поразив очень и очень многих своим произвольным «Моцартом», они стали не только лидерами вида, но и, что естественно, стали задавать тренды.

Вот только тренды, как оказалось, были во многом губительны. Ведь насколько органичным выглядел этот утонченно-бесполый стиль катания, этакий скупой изыск, в исполнении французов, настолько же нелепым и натужным он смотрелся в интерпретации тех, кто начал так кататься «поневоле».

Дело вкуса, конечно, но к 2016 все стало совсем грустно: поразительные французы, несколько именитых пар, которые были верны себе, но не шли на радикальные изменения и мини-секта «Под пападакисов». В танцах стал окончательно испаряться дух авантюризма и поиск чего-то нового, таких наработок и идей, которые могут пойти на пользу всему фигурному катанию. Поначалу ваш покорный слуга крепко приуныл, но потом он увидел вот это.

Ни на кого не похожие  куклы-марионетки, исполняющие инновационные технические элементы – вот оно! Художественное видение мира (спасибо Алексею Николаевичу Мишину за столь точный и емкий термин) помноженное на высокий уровень развития фундаментальных навыков – безотказная формула для любого спорта, подразумевающего творчество. Ведь фигурному катанию нужны не только идеальные отличники, которые вбирают в себя все лучшее, но и немножко чокнутые нонконформисты, способные вам доказать, что вальс под Битлз можно станцевать не только на спор, но и на Чемпионате мира.

 

 

Вне всяких сомнений, они сверкнули задолго до шестнадцатого года. Но это тот редчайший случай, когда канадское гражданство мешает мастерам конька зарабатывать медали и авторитет. Для фигуристов, которым уже за двадцать, даже статус вторых в стране является серьезным препятствием на пути к вершинам. Пайпер и Полю по 25, они – третья канадская пара. Так или иначе, добился тандем многого, достаточно перевести свой взгляд с не самой внушительной коллекции наград на то, что они делают непосредственно на льду. А уж если будет желание и позволит здоровье, то и с медалями после Олимпиады все должно сложиться: «Вот, Петька Поль, перебьем всех белых закроют  Тесса со Скоттом свой гештальт – и заживем».

 

Хотя, опасения, конечно, присутствуют, ибо новаторам и оригиналам от танцев на льду в нашем веке судьи частенько недодавали. И на каждую из таких пар Пайпер и Поль обязательно чем-то походят. Вот смотрите…

Умение «прокатать на драйве», щепетильное отношение к костюмам, внимание к деталям и обилие микро-примочек, которые судейской бригадой вроде бы и не оцениваются, но прекрасно дополняют созданные образы – так я бы охарактеризовал короткий танец Гиллес-Пуарье минувшего сезона. И все то же самое (слово в слово) можно сказать о Шинед и Джоне Керрах, одном из ярчайших, в недавнем прошлом, творческих тандемов фигурного катания. Прекрасный пример – их расчудесный оригинальный танец, взорвавший зал на Чемпионате планеты в Гетеборге в далеком 2008 году. Нет, ну серьезно, они даже структурно похожи! Взгляните, кто не помнит.   

 

Еще одним хрестоматийным примером вечно-вторых-номеров-инноваторов нам послужат наши соотечественники, Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Провозвестники эпохи акробатических элементов и опасных поддержек, они добились, конечно, куда большего (золото и две бронзы Европы, бронза Мира), нежели британские коллеги, о которых говорилось выше, но послевкусие от их спортивного пути таки-горьковатое, чего уж говорить. Тем не менее, все холивары, связанные со справедливостью\несправедливостью умерли, а программы остались. Некоторые не просто остались, а стали нетленкой. Любите головокружительные поддержки, спортивную храбрость и стопроцентное попадание в сказочный образ? Тогда вам сюда.

Впрочем, в случае с канадцами, далеко не все строится на грамотных постановках и поиске нового. В них есть лоск, есть шарм. Есть, наконец, неимоверная персональная харизма – они самодостаточны и притягательны не только как пара, но и как личности. В прошедшем сезоне им удалось выйти на новый уровень самоосознания себя как фигуристов высшего класса, яркое тому подтверждение – их произвольный танец, который мало кого оставил равнодушным. Дебатов относительно успешности\неуспешности постановки не велось вовсе, единственный предмет спора формулировался так: «Образ Поля – это аргентинский наркобарон или все-таки глава семейки Адамс»?

И вот, к шестнадцатому году дерзкие выскочки стали зрелыми мастерами, а вместо эпитета «трюкачи» куда более подходящим стало слово «виртуозы». Их танго, рискующее стать визитной карточкой пары, натолкнуло меня (не сразу) на еще одно сравнение, не самое очевидное. Неимоверное обаяние, зрелое, но оттого не менее залихватское катание и самое главное – программы, которые начинаются не с началом музыки, а с выхода на лед – все это напомнило мне одну очаровательную французскую пару, которая завоевала золото Чемпионата мира, но была крайне весело прокинута мимо пьедестала Игр 2006 года. Изабель Делобель и Оливье Шонфельдер, какие же вы были классные, эх…

 

 

К чему я все это? Самому бы вспомнить. Ах, да. Итоговая мысль следующая: двигать фигурное катание вперед – это правильно, необходимо, стильно, модно и молодежно, но, если не будет тех, кто будет его двигать еще и в стороны, разветвлять, то пресловутое движение к вершинам превратится в езду по кругу. Фигурное катание само вольно выбирать, как и куда ему развиваться, а главная задача фигуристов (в масштабном смысле) – предлагать векторы развития. Пайпер и Поль предлагают, и поэтому, рано или поздно, они обязательно выиграют. А мы за них порадуемся.