Трибуна
13 мин.

По страницам драфта НБА. 55-й пик

От редакции: вы в пользовательском блоге Metta physics, где рассказывают о лучших игроках, выбранных на драфте НБА под определенным номером. Поддержите автора – и тогда таких текстов на Sports.ru будет еще больше.

О чем данный цикл статей? О выборах на драфте. Вас когда-нибудь интересовало, есть ли какой-нибудь номер на драфте, который дал лиге наибольшее количество признанных звезд? Не из первой десятки, и даже не из третьей, а какой-нибудь неочевидный, например, 57-й? Под каким номером во втором раунде чаще выбирали участников Матча Всех Звезд, или даже будущих чемпионов? Какой номер на драфте был главным поставщиком звезд, но не НБА, а, например, лиги ВТБ?

Цифры всегда имели магическое значение для человека. Давайте и мы взглянем на цифры не с точки зрения сухой статистики (хотя немножко затронем и ее), а с точки зрения необычных фактов. Каждая статья будет рассказывать об историческом значении какого-то выбора на драфте. Пойдем мы от 60-го и закончим 1-м, посмотрим среднюю статистику игроков, сколько чемпионов, участников МВЗ и членов Зала Славы таит в себе каждая цифра, но не забудем о забавных и просто занимательных фактах. Рассматривать пики на драфте мы будем в промежутке с 1950 по 2014. Почему именно 2014 год? Потому что игроки, выбранные в том году, провели в лиге 5 лет – и это такой стаж, когда можно уже судить, что показал игрок и что он еще может показать. А почему 1950? Потом что именно в этот год состоялся первый драфт под эгидой НБА.

***

Для начала рассмотрим статистику по 55-м выборам на драфте:

Надеюсь, мы возвращаемся в прежнее русло, когда можем похвастаться не только Каунами и известными ролевиками, но и настоящими членами Зала Славы, да еще и не одним. Помимо этого – воз и тележка тренеров, опять «Сан-Антонио», все те же известные ролевики и рубрика «А что там в АБА?».

Most Valuable Pick

Пэтти Миллс (55-й выбор драфта 2009 года, «Портленд Трейл Блейзерс»)

Как ни крути, династия «Сперс» всегда была интересна не своими звездными игроками, а теми основополагающими винтиками системы – ролевыми игроками с интереснейшими судьбами и историей, которых тренер Поп продолжает заботливо взращивать, как лозу, на своем винодельческом хозяйстве. Один из таких игроков – Пэтти Миллс. Миллс является уроженцем Австралии, города Канберры, и корни, связывающие его с этим далеким континентом, очень сильны. Его отец – абориген островов Торресова пролива, а мать – абориген народности Инунга из Южной Австралии. Его мать была жертвой так называемого «украденного поколения» – дети австралийских аборигенов и островитян Торресова пролива изымались из своих семей австралийскими федеральным правительством, правительствами штатов и христианскими миссиями по парламентским актам соответствующих территорий, в целях «защиты аборигенов от метисации и вымирания».

В мир баскетбола Миллс пришел довольно рано, играть начал в возрасте четырех лет за местную команду «Шэдоус», которую основали его родители. Впоследствии поиграл в командах нескольких колледжей Австралии, а в 2007 перешел в американский университет Сэнт-Мэри, проведя в нем два года и поставив рекорд по очкам, набранным фрешменом за сезон (472) и за игру (37). Конечно, данный колледж входит не в самую сильную конференцию в NCAA, но 16.4 очка + 2.2 подбора + 3.7 передачи + 2 перехвата в среднем за 2 сезона – это более чем достойная статистика. Был задрафтован «Портлендом», за который провел два сезона, попеременно играя в НБА и D-Лиге, где отметился забавным достижением – стал изобретателем тренда «3-Гогглс» – забавного жеста после трехочкового попадания.

Из-за локаута 2011 года Миллс уехал играть на родину, после – в Китай. В марте 2012 года, наконец, попал в замечательную техасскую секту. Уже в апреле выдал невероятный матч, отгрузив «Голден Стейт» 34 очка и 12 передач. Дальше были 14 очков в третьей четверти пятой игры Финала НБА 2014 года, которые помогли «Сперс» одолеть «Хит» и взять заветные перстни. Пэтти по праву войдет в исторический сонм основополагающих ролевых игроков «Сперс», которые своей игрой, не всегда заметной, но крайне полезно, помогли франшизе достичь того уровня, на котором она находится сейчас.

Слава чемпионам!

Марк Яварони (55-й выбор драфта 1978 года, «Нью-Йорк Никс»)

Так уж получается, что 55-й пики богаты на достойных ролевиков, а также на тренеров – и Марк Яварони подходит под оба эти критерия. Яварони попал в НБА довольно поздно, в возрасте 26 лет так как первые 4 года профессиональной карьеры провел в Италии. И в первый же сезон стал выходить в старте «Сиксерс» и стал чемпионом НБА. Впрочем, нельзя сказать, что Марк статистически отметился в лиге: 4.4 + 3.2 в среднем за 7 сезонов в НБА.

С 1997 года начал работать ассистентом главного тренера в «Кливленде», на этом посту побывал также в «Финиксе», «Майами», «Торонто» и «Клипперс». Целых два сезона пробыл на посту главного тренера «Мемфис Гриззлис», но был уволен в январе 2009 из-за неудовлетворительных показателей команды (11-30).

Зачем нужна НБА, когда есть Европа

Не беда, если ты не добился успеха в НБА – всегда можно обратить свое внимание и на другие концы света. В данной категории мы будем упоминать тех, кто оставил свой след (большой или не очень) в истории баскетбольной Европы.

Жоффре Ловернь (55-й выбор драфта 2013 года, «Мемфис Гриззлис»)

Сегодня в эту рубрику попал игрок, который еще совсем недавно, буквально год назад выступал в НБА – Жоффре Ловернь. Уроженец Франции был задрафтован в 2013 году «Мемфисом», а карьеру начал еще в 2009 году – три года поиграл во Франции, а после – в «Валенсии», «Партизане», и даже «Химках». Практически все свои регалии заработал до прихода в НБА в 2015 году, а их немало – это титул чемпиона Франции, двукратного обладателя Кубка Франции, двукратного чемпиона Сербии и чемпиона Адриатической лиги.

В 2015 году перебрался в «Денвер», где после одного сезона был обменян в «Оклахому». Оттуда – в «Чикаго», а летом 2017 подписался с «Сан-Антонио» (ну куда же без них). В 2018 году переехал в турецкий «Фенербахче», где играет и сейчас. И уже успел выиграть Кубок Турции 2019 года. 

Автостопом по НБА

Ларри Браун (55-й выбор драфта 1963 года, «Балтимор Буллетс»)

Маленькая постоянная рубрика – игроки, достойные трофея имени Люка Риднура, которые пытались оставить частичку себя и своей игры в как можно большем количестве городов США.

Сегодня у нас в рубрике человек, нет, даже Человек, который поиграл только в АБА и сменил в ней 5 команд. Причем 3 из 5 – это одна и та же команда, поменявшая свое название. Известен он, конечно, не столько своей игровой карьерой, но к этому вопросу мы еще вернемся более подробно. Впрочем, Ларри Браун был достаточно успешен и в качестве игрока – три раза съездил на Матч всех звезд АБА, где даже был MVP в 1968 году, попал во вторую сборную All-ABA в том же году. А еще – стал чемпионом АБА в 1969 году. Что было дальше? Смотрим ниже, но сначала поговорим о школьниках.

Школьные чудеса

Сид Кэтлетт (55-й выбор драфта 1971 года, «Цинциннати Роялс»)

Сид Кэтлетт – казалось бы, ничем не примечательный игрок, подвал драфта 1971 года, один сезон в качестве профи в «Цинциннати Роялс» с занимательной статистикой 0.7 очков, 0.4 подборов, 0.1 передач в среднем за девять игр. Но не спешите возмущаться – с ним связана довольно интересная история, о самой величайшей игре в истории школьного баскетбола.

В 1964 году баскетбольная команда школы ДеМата встречалась с нью-йоркской академией Пауэр Мемориал, в довольно редком региональном противостоянии топовых школьных команд. Все 12,500 билетов на матч были проданы. Звездный игрок школы Пауэр Мемориал – Лью Алсиндор, более известный в качестве Карима Абдул-Джаббара – набрал 35 очков, приведя свою команду к победе со счетом 65-62. Алсиндор, который позднее станет членом Зала Славы баскетбола, будучи школьником был самым известным игроком своего поколения. К тому моменту, как через год его команда вернулась на паркет Колледж Парка, чтобы снова встретиться со школой ДеМаты, школа Пауэр Мемориал имела серию из 71-й победы подряд.

Тем временем, у ДеМаты тоже была победная серия, только не такая большая – 23 матча – под руководством тренера Моргана Вуутена, одного из немногих школьных тренеров, удостоившихся попадания в Зал Славы баскетбола. После поражения от Алсиндора и Пауэр Мемориал в прошлом году, Вуутен решил изменить оборонительные схемы своей команды, организовывая дабл-тим на Алсиндора, в первую очередь с помощью Кэтлетта и Боба Уитмора. «Сид Кэтлетт в то время физически напоминал Леброна Джеймса», – вспоминает спортивный комментатор Джеймс Браун, бывший партнер Кэтлетта по школьной команде. «Он был мускулистым, сильным и у него был мягкий бросок в прыжке. Мы наблюдали его величие и грацию в действии».

За несколько дней до матч-реванша Вуутен заставил своих игроков бросать мяч с более высокой траекторией, при этом Кэтлетт изображал Алсиндора, взяв в руки теннисную ракетку, чтобы соответствовать его росту. «Мы готовились к этой игре целый год», – сказал Вуутен The Washington Post в 1965 году. «Мы играли весь сезон, держа в уме только этот матч». И не только они. Билеты на матч были распроданы за несколько недель до начала игры, и их можно было перепродать в десять раз дороже номинала. «Степень концентрации достигла такого уровня, что мы почувствовали – это будет игра всей нашей жизни», – сказал Кэтлетт в интервью The Post в 1985 году.

И оборонительная стратегия Вуутена сработала, к большому перерыву ДеМата вели в счете 23-22. Когда до конца игры оставалось меньше 2 минут, Кэтлетт попал дальний бросок с фолом, и ДеМата увеличила отрыв до 5 очков. Он забил семь из девяти последних очков команды и ДеМата победила со счетом 46-43. Кэтлетт, будучи самым юным игроком на площадке, отыграл полный матч и забил 13 очков. Алсиндор набрал 16 очков.

«Это была тяжелая ночь», – написал Абдул-Джаббар в своей автобиографии. «Я не хотел снимать форму и признавать, что игра окончена». ДеМата закончила сезон без поражений, а этот матч с Пауэр Мемориал привлек больше внимания к школьному баскетболу.

«Это была первая действительно великая игра в рамках школьного баскетбола», – говорил Вуутен. «С того матча появились национальные рейтинги и турниры. Игра с Пауэр Мемориал стала самым громким событием в моей карьере».

«Тренер Смит – мастер четырехугольного нападения, а тренер Найт – мастер четырехбуквенного слова»

Альфред МакГуайр (55-й выбор драфта 1951 года, «Нью-Йорк Никс»)

Ларри Браун (55-й выбор драфта 1963 года, «Балтимор Буллетс»)

Два величайших тренера в истории университетского (и не только) баскетбола, были, тем не менее, совершенно разными по характеру. МакГуайр был с огоньком, Браун – спокойным.  МакГуайр был дерзким, откровенным и красочным («кексы», «белый молоток», «авианосец» – самодельные баскетбольные термины за авторством Альфреда), в то время как Браун – тихим, спокойным и скорее саркастическим, чем смешным. Будучи профессиональными игроками, стилистически они были все теми же: МакГуайр – надоедливый, хитрый и энергичный, который однажды доказал, что может сдержать целого Боба Кузи, сфолив на нем все первые шесть попыток броска. Браун был умным, думающим разыгрывающим. Можно точно сказать, что оба стиля имеют право на жизнь, ведь они оба стали легендами баскетбола.

Тренерская карьера МакГуайра не богата на разнообразие. Начинал он в небольшом колледже Белмонт Эбби, в котором провел 7 лет. После – с 1964 по 1977 года – великолепный 13-летний забег с университетом Маркетт, в котором было чемпионство в NIT в 1970 году, и как венец – титул чемпионов NCAA в 1977, после которого МакГуайр завершил карьеру.

Карьера Брауна куда более богата на количество команд. Начинал великий тренер в качестве ассистента в университете Северной Каролины, после – «Каролина Кугарс» из АБА, а также «Денвер Наггетс», причем период Брауна в команде как раз пришелся на слияние АБА и НБА. В 1979 году Браун решил вернуться в университетский баскетбол, возглавив команду университета УКЛА, но через два года снова вернулся в НБА. В 1983 году он опять возвращается в университетский баскетбол, на этот раз в Канзас и уже более долгие пять лет. Последний год в команде (1988) увенчался заветным титулом чемпионов NCAA. После Браун возвращается в НБА, тренирует бесчисленное множество команд, иногда даже две разных за один сезон. В 2004 году стал чемпионом НБА в составе знаменитых «Детройт Пистонс», которые зачехлили «озерную дрим-тим» из Шака, Коби и престарелых Мэлоуна и Пейтона, тем самым став первым в истории тренером, который побеждал в NCAA и НБА. Данное достижение повторить будет чрезвычайно трудно, практически невозможно, но я верю, что если Джей Райт перейдет в «Сперс», что предначертано ему в древних свитках, то он сможет.

Впрочем, я отвлекся, а под 55-ми пиками было выбрано еще несколько будущих тренеров.

Райан Боуэн (55-й выбор драфта 1998 года, «Денвер Наггетс»)

В качестве игрока Райан ничем особым не отметился, правда помимо НБА поиграл еще в Европе. После окончания карьеры и до сей поры занимает посты ассистента главного тренера – в основном, это «Денвер Наггетс», с двухгодичным перерывом на «Сакраменто». Как говорится, все успехи у этого джентльмена еще впереди.

Джерри Ивс (55-й выбор драфта 1982 года, «Юта Джаз»)

В статистическом плане Ивс был чуть более успешен в качестве игрока, чем Боуэн, но ненамного. В тренерском плане отрыв более заметен. Начинал карьеру в качестве ассистента в университетском баскетболе и НБА, за 13 лет с 1990 по 2003 успел побывать в «Нетс», «Шарлотт» и «Кливленде», а также в университетах Ховард и Луисвилль. С 2003 по 2012 был главным тренером Северной Каролины A&T, с 2015 года – главный тренер команды колледжа Билла Симмонса.

Томми Эмейкер (55-й выбор драфта 1987 года, «Сиэттл Суперсоникс»)

Университет Лиги Плюща – это всегда круто и почетно, но по большей части мимо баскетбола. Впрочем, здесь есть герои и помимо Джереми Лина. Например, Томми Эмейкер. Томми провел четыре года, играя за университет Дьюка под руководством тренера Кея. Эмейкер был выбран на драфте, но до НБА так и не доехал, предпочтя остаться ассистентом у Кржижевски. И не зря – он застал успешнейшие годы в истории Дьюка, когда команда 5 сезонов подряд попадала в Финал Четырех турнира NCAA и дважды становилась чемпионами в 1991 и 1992. В 1997 году он принял бразды правления в команде университета Сетон Холл, в 2001 году перешел в университет Мичигана, с которыми стал чемпионом NIT в 2004 году. С 2007 года тренирует команду университета Гарварда и уже семь раз выиграл титул чемпионов Лиги Плюща, и принес команде первую победу в сетке Мартовского Безумия. С 2016 года уже является самым побеждающим тренером в истории баскетбола Гарварда.

Продолжение следует ...

Спасибо за внимание!

Фото: Gettyimages.ru/Sarah Stier, Chris Covatta, Doug Pensinger, Jonathan Daniel /Allsport; dcbasketball.com