5 мин.

Месси и Роналду отказались от спонсорского контракта с Саудовской Аравией. Похоже, из-за репутации

Ого.

Саудовская Аравия в последние годы активно вкладывается в формирование положительной репутации о стране за границей – это движение началось из-за наследного принца Мухаммеда бен Салмана.

Офферы от местного министерства туризма получили Криштиану Роналду и Лионель Месси. Известны детали о контракте Криша, по Месси их нет, но детали, отмечает The Telegraph, сопоставимы. Сумма контракта была в районе 6 миллионов евро в год. Предполагалось, что Саудовская Аравия получит имиджевые права, а Роналду нужно будет для пиар-кампании посетить страну. Представители обоих футболистов отказались – и у них есть на то причины.

Вообще подобные приглашения от аравийцев – стандартная практика. Не зря Юрий Дудь спрашивал об этом блогера Антона Птушкина, который снимал трэвел-видео из Саудовской Аравии. Местное министерство туризма использует инфлюэнсеров и приглашает их в Саудовскую Аравию, чтобы заманить туристров.

Активность, связанная с Месси и Роналду, связана с тем, что в следующем месяце должна запуститься рекламная кампания «Добро пожаловать в Аравию». Ее уже крутят по телеканалам в том числе в Великобритании, а известные футболисты должны были стать лицами этой программы. Вся эта история нацелена на то, чтобы превратить ближневосточную страну в туристический центр. И все это на фоне международного скандала вокруг проблем с правами человека.

У блогеров были разные варианты сделок. Как правило, в них входили: 

•‎ Полностью оплачиваемый тур на 5 дней по Саудовской Аравии с бонусом – VIP-билетами на Гран-при «Формулы E».

•‎ Полностью оплачиваемый девятидневный тур для «инфлюэнсеров, политиков и людей завтрашнего дня». Ее финансировала Gateway KSA – программа культурного обмена, финансируемая госкомпаниями. Ее, кстати, возглавляет Турки аль-Шейк – родственник Мухаммеда бен Салмана. Недавно он купил «Альмерию», а еще выкладывал в инстаграм фото с Лео Месси, когда тот играл здесь в товарищеском матче Аргентины с Бразилией.

•‎ Поездка на мероприятие по экстремальным видам спорта, который организуют в пустыне в рамках 500-миллиардного проекта супергорода Неом.

•‎ Полностью оплаченная поездка на правительственный фестиваль музыки и искусств «Зима в Танторе».

От них требовалась лишь публикация приятного контента. Некоторые отказывались от таких предложений, некоторые соглашались. Среди отказников, например, были экоблогеры Green Global Travel – Брет Лав и Мэри Гэббетт. «Мы не раздумывали ни секунды над отказом. Было бы безответственно сотрудничать с правительством, чье богатство связано с эксплуатацией ископаемого топлива, и которое, возможно, остается самым активным спонсором международного исламского терроризма, и которое заключает в тюрьму/убивает журналистов за то, что они осмелились выступить против короны».

Речь о Джамале Хашогги, аравийском журналисте, который критиковал наследного принца и фактического руководителя страны Мухаммеда бен Салмана. Он был убит в саудовском посольстве в Турции в 2018 году. Власти Саудовской Аравии отрицают свою причастность к этой трагедии, а вот невеста Хашогги считает виноватыми именно их.

Но почему отказались Месси и Роналду? Дело в том, что соглашающихся сотрудничать с аравийскими госкомпаниями жестко критикуют – и для них это может стать большим ударом по репутации. Инфлюэнсеры часто публикуют посты с припиской «реклама» и тегают аккаунт Visit Saudi – а в ответ получают критику в комментариях, которая собирает почти столько же лайков, сколько и сам пост.

Обычно это что-то в духе: «Да, давайте просто забудем о дискриминации в отношении женщин, отсутствии нескольких основных прав человека и коррупции. Пока у них есть красивые туристические достопримечательности, это действительно не имеет значения, верно?».

Вероятно, именно поэтому саудовская пропаганда пытается не закупать рекламу, а заниматься мягким продвижением, привозя блогеров в страну – чтобы те сами делились контентом, а не делали это с приписками.

Немного про наследного принца. Мухаммед бен Салман руководит диверсификацией экономики Саудовской Аравии – так называемым проектом Vision 2030, по которому страну хотят сделать: а) менее зависимой от нефти; б) более открытой для туристов, в том числе европейских и американских; в) добиться более приятного имиджа у главных торговых партнеров. Именно при Мухаммеде аравийцы начали выдавать туристические визы, при нем, женщины в Саудовской Аравии, например, получили право водить автомобиль.

Он добрался до высочайших постов буквально за 10 лет, хотя изначально вообще не должен был становиться кем-то значимым на уровне целого государства. В 2009 году он стал советником своего отца Салмана, тогда еще губернатора провинции Рияд. За 8 лет он прорвался до должности наследного принца и главного человека в стране – королю Салману уже 84.

Мухаммед стал им в 2017-м, тогда же возглавил антикоррупционный комитет страны и инициировал крупнейшие аресты среди королевской семьи – по обвинению в коррупции были задержаны 11 принцев, а всего – более 500 человек. Благодаря этому делу принц обрел контроль над тремя ветвями власти страны – фракция бывшего короля Абдаллы лишилась влияния.

При Мухаммеде Саудовская Аравия пытается активно зайти в спорт. Сорвалась сделка по «Ньюкаслу» из-за пиратства и убийства Хашогги, но у Saudi Aramco гигантский контракт с «Формулой-1», арабская страна привозит Суперкубок Испании и Суперкубок Италии, платя за это хорошие деньги – так, контракт на три года с испанской федерацией футбола оценивался в 110 млн евро.

Саудовцы все же не купят «Ньюкасл»: они воровали телетрансляции АПЛ и забили на решения ВТО, а лига 4 месяца тянула с вердиктом