5 мин.

Логика трудностей

Прежде, чем перейти к делам баскетбольным, хотел бы поздравить всех болельщиков ЦСКА и всех моих знакомых в Москве с Новым годом и Рождеством. Я, действительно, скучаю по всем вам. Вы – важная часть моей жизни.

2009-й стал хорошим и одновременно очень тяжелым годом. С ЦСКА мы выиграли Суперлигу и прошли весь путь до финальной игры Евролиги. И все же, как я уже писал здесь неоднократно, после стольких успешных лет сложно было найти мотивацию для каждого. И поражение в той игре с «Панатинаикосом» определенно оставило горькое послевкусие.

Кроме того, этот год был отмечен невероятно сложным решением покинуть московский клуб и переехать в Мадрид с тем, чтобы принять вызов и объединить различные элементы в систему, одновременно борясь с чувством всеобщей обеспокоенности, возникшей из-за того, что «Реал» уже долгое время не играл в «Финале четырех». В начале сезона нам удалось провести сильный трехмесячный отрезок, что, с учетом всех кардинальных кадровых перемен, выглядело довольно необычно. В настоящий момент из-за травм мы переживаем не лучшие времена и в декабре уступили в четырех встречах кряду в испанской лиге. А это, кстати говоря, просто ненормально.

И все же я могу увидеть определенную логику в том, через что нам приходится проходить. Видите ли, если вы хотите достичь чего-то значимого, нужно пострадать на вашем пути к цели. И это именно такой момент. Первые три месяца сезона мы побеждали и получали похвалы от всех вокруг, мы превосходили все самые дерзкие ожидания. Но невзгоды просто не могли обойти нас, и в итоге они пришли в форме травм. И не только. Мы все еще ищем нашу игру, все еще пытаемся наметить приоритеты и определить иерархию в команде.

Прямо сейчас, несмотря на все травмы, нам нужно начать двигаться шаг за шагом, стремясь побеждать в каждой следующей игре, и попытаться вернуть уверенность. Не могу сказать, что совсем не переживаю, но за карьеру да и жизнь вне баскетбольной площадки я проходил через достаточное число эпизодов, похожих на этот. Именно поэтому наверняка знаю, что если вы серьезно относитесь к тому, что делаете, если отдаете себя работе и держитесь друг за друга, то всегда можно изменить все к лучшему. Также важно сказать, что в данный момент не чувствую абсолютно никакого давления со стороны руководства клуба. Те, кто принимает решения здесь, понимают ситуацию и способны смотреть на несколько шагов вперед. Хотел бы повториться, что старт сезона был обманчиво удивительным. Нельзя вот так сразу собрать команду и тут же дойти до «Финала четырех». Так не бывает. Это занимает годы. Может быть, нам понадобится один, может, три – этого не знаю. Знаю только, что упорство и правильные решения доведут нас туда, где мы хотим быть. Великий Александар Николич, отец югославского баскетбола, воспитавший тысячи европейских тренеров, в том числе Желимира Обрадовича, всегда говорил, что любой команде, с какими бы то ни было новым тренером и новыми игроками, требуется по меньшей мере год, чтобы понять, как действовать словно единое целое. Понимаю, что в современном баскетболе с учетом уровня конкуренции и заоблачных ожиданий просто нельзя просить предоставить вам целый сезон, но все равно неизбежно, что новой команде из игроков и тренеров нужно как минимум несколько месяцев, чтобы сплотиться.

Не забудьте, кстати, что мы все еще идем на первом месте в нашей группе в рамках Евролиги, по-прежнему ведем борьбу за Королевский кубок и не так уж отстали в испанском чемпионате. Надеюсь, скоро Серхио Юль, Фелипе Рейес и все остальные травмированные восстановятся, а наше последнее приобретение, Марко Ярич, само собой, очень поможет.

Карьера Марко началась с великолепного выступления за «Киндер» и «Фортитудо», а затем он провел хороший период в НБА. Но, в то же время, он был ведущим игроком сербской национальной команды, которая провалилась по всем статьям, особенно на домашнем Евробаскете-2005 в Белграде. Именно поэтому понятен скептицизм в отношении решения Марко вернуться в Европу и играть на высочайшем уровне, под неизменным давлением. Но, мне кажется, им движут правильные мысли: он отдает себе отчет в том, что для него это прекрасная возможность. На самом деле, Ярич сам предложил приехать в Мадрид, даже не обсудив финансовые условия соглашения. Это очень необычно, да и, что тут говорить, просто неслыханно. Более того, сейчас он женат, у него маленькая дочка, и он очень непохож на того молодого, агрессивного Ярича, которого я тренировал в Болонье. Надеюсь, что он принесет большую пользу нашей команде не только в этом сезоне, но и в будущем. Нам обоим, да и мадридскому «Реалу», предстоит захватывающее путешествие.

Если честно, всегда почитал честью знать, что тот или иной игрок хочет играть в команде отчасти потому, что ей руковожу я. Но никогда не использовал свои связи, чтобы подтолкнуть или каким-нибудь образом вынудить баскетболиста приехать в тот клуб, который тренирую в данный момент. Главным образом потому, что необходимо понимать: все люди в долговременной перспективе меняются. Четыре или пять лет в профессиональном спорте подобны десятилетию в других областях. Это длительный промежуток времени, приобретенный опыт меняет каждого. Скажем, Матьяж Смодиш, которого я тренировал в «Киндере», не тот Матьяж Смодиш, с которым мы встретились несколько лет спустя в ЦСКА. А Рамунас Шишкаускас, с которым я работал в «Бенеттоне», диаметрально отличается от игрока, являющегося звездой московского клуба сейчас. Просто приятно знать, что игроки, которые когда играли под твоим началом, вспоминают о тебе с благодарностью, даже несмотря на то, что порой ты бывал жёсток с ними.

Единственное, что печалит меня сейчас (и, кстати, это напоминает мне о том, что произошло в ЦСКА с Матьяжем Смодишем и Томасом ван ден Шпигелем), так это то, что действительно хорошие ребята получили серьезнейшие травмы. Хочу сказать, что это худшее из всего – терять игроков, которые не только отдают всего себя на площадке, но и являются великолепными людьми.

Почему-то наша сегодняшняя ситуация напоминает мне то, через что пришлось пройти испанской сборной на последнем Евробаскете. Сначала они не показывали хорошей игры, им пришлось столкнуться с травмами Хорхе Гарбахосы и По Газоля – все это привело к тому, что тренер Скариоло выглядел, словно человек, ничего не понимающий в баскетболе (согласно некоторым соображениям, высказанным в прессе). Но они не искали себе оправданий, сплотились (имею в виду, не только игроков и тренеров, но и Испанскую баскетбольную федерацию с ее президентом), восстановили травмированных баскетболистов и, наконец, заблистали тогда, когда это было нужно больше всего.