3 мин.

Олимпиада в Китае - это позор МОК. И дело совсем не в объявленном США бойкоте

Для начала - констатация факта: спорт не может быть вне политики просто по умолчанию. Это гигантская международная индустрия, которая намертво вписана в вечную формулу "хлеба и зрелищ". Даже знаменитые олимпийские перемирия - это свидетельство именно политической составляющей спорта, а не её отсутствия.

МОК, напуганный расколом 1980-1984 годов, мучительно пытается держаться за трещащую по швам аполитичность Игр, но и он вынужден двигаться в трактовке Олимпийской Хартии, признавая за спортсменами право на выражение своих политических взглядов.

Кто думает иначе - может дальше не читать, поскольку живет в какой-то параллельной Вселенной.

История бойкотов олимпиад довольно обширная, и началась она задолго до Москвы-80. Игры в нацистской Германии тоже требовали перенести (кажется, в Барселону), а несколько спортсменов даже наказали за отказ ехать в Берлин. Маразматик Кубертэн бормотал оды Гитлеру, и уже после войны МОКу пришлось признать, что бойкот был необходим.

Более того, угрозы бойкота иногда вынуждали МОК проявлять политическую решимость: исключение ЮАР из олимпийского движения стало результатом прямого шантажа ряда африканских государств.

Вряд ли найдётся много людей, которые будут отрицать, что проведение Олимпиады в фашистской Германии или присутствие на Играх южно-африканских расистов - это провал олимпийского движения.

Так чем же принципиально отличается нынешняя ситуация?

Нет, можно, конечно, отрицать факт геноцида уйгуров в Китае: миллион человек в перевоспитательных лагерях, принудительные стерилизации, разрушение мечетей и искусственная ассимиляция - это выдумки Human Rights Watch и более чем сотни других правозащитных организаций.

Но лично я им верю, поскольку (в отличие от правительства КНР) они не являются прямо заинтересованными в деле сторонами.

И это совершенно ненормально - проводить в 21-м веке Олимпиаду в стране, где фактически узаконены концлагеря.

В этом смысле решение американских властей сыграет свою роль. Олимпиада, конечно, спокойно пройдёт и без чиновников США, но сигнал МОКу послан вполне отчётливый, и он теперь двести раз подумает, прежде чем отдавать Игры преступным режимам. Молчу уж о том, что Китай вынужден прибегать к каким-то, пусть и полукосметическим, шагам, навроде высылки из Москвы-80 всех засветившихся проституток и бродяг.

США, кстати, вполне последовательны: тема дипломатического бойкота всплывала и в накануне Пекина-2008 (в связи с Тибетом), но тогда градус политических преступлений в КНР не дошёл до нынешней точки. В свою очередь, нынешняя точка - это тоже не предел, иначе речь шла бы не о дипломатическом, а о самом настоящем бойкоте.

Дипломатический бойкот, по-видимому, есть идеальное решение проблемы в сложившейся ситуации. Он не подрывает спортивную составляющую Игр, но чётко даёт понять, что цивилизация не согласна терпеть произвол до бесконечности.

Просто США - одно из немногих государств, которое может говорить Китаю правду, даже несмотря на риск серьёзных экономических последствий. Это и бесит официальный Пекин, который продолжает считать, что может делать со своим населением всё, что захочет.

Отсюда же растут ноги и у позиции российских властей: защищая неограниченные диктаторские возможности китайского государства, они на самом деле защищают свои полномочия. В этом смысле очень показательна позиция руководства Чечни: оно с негодованием встречает любые антимусульманские действия европейских правительств, но молчит, когда мусульман истребляют в Китае.

Впрочем, отношение к дипломатическому бойкоту легко выработать по бессмертной формуле рязановского фильма: "Значит, хорошие сапоги, надо брать". Если решение США так агрессивно воспринимают товарищи свищевы и захаровы, значит, его нужно поддерживать.

Не глядя на ценник.