3 мин.

Смертельный удар по главному спортивному фейку отечественной пропаганды

Исследование Алана Вернека и Давида Хили - это, практически, гвоздь в гроб пропагандистского фейка о решающей роли терапевтического использования запрещённых препаратов (далее - TUE) в современном спорте. 

В этом блоге уже многократно обсуждалось, что данный фейк возник исключительно в ответ на разоблачение государственной допинговой системы РФ, что само по себе снижает его дискуссионную ценность до нуля. Мы мошенничаем, потому что они мошенничают - вот его плохо скрытый смысл. Мы всего лишь грабим награбленное, то есть занимаемся исторически привычным делом, всё в порядке. 

Однако, на беду пропаганды, TUE не является мошенничеством, поскольку антидопинговый кодекс ВАДА предусматривает очень специфичные правила выдачи TUE. Я о них писал уже не один раз, повторяться не буду. Напомню лишь, что ни в одном пропагандистском материале вы никогда не встретите рассказа о том, КАК СПОРТСМЕНЫ ПОЛУЧАЮТ TUE. В головах доверчивых россиян создан миф о том, что спортсмену достаточно получить справку у своего врача, и он может безнаказанно принимать допинг. При этом никто почему-то не задумывается, отчего такой простой ход не используют российские спортсмены, хотя торговля медицинскими справками давно поставлена в стране на поток. 

Теперь к этим доводам, основанным на знании юридических документов и на элементарной логике, добавился убийственный статистический анализ. 

Как отмечает ВАДА, работа Вернека и Хили стала ответом на усиливающиеся спекуляции о каком-то серьёзном влиянии TUE на мировой спорт. Примечательно, что в самой работе есть ссылка на источник этих спекуляций: RT News. Уже здесь можно опускать занавес, но дотошные учёные оказались не брезгливы. 

Итоги исследования просты до безобразия: из 2062 медалей, разыгранных в личных соревнованиях на пяти последних ОИ, лишь 21 выиграли спортсмены с  TUE. Это чуть больше одного процента, тогда как самих спортсменов с TUE было 0,9 %. 

Небольшой профицит медалей легко объяснить: топовые спортсмены чаще сталкиваются с риском получения травм и имеют лучшее медико-юридическое сопровождение. Так что скорее удивительно, что дисбаланс между процентом TUEшников и их медалями такой крохотный. 

Что ещё нужно знать об исследовании Вернека и Хили? Они учитывали лишь те TUE, которые были в силе в момент Олимпиады, а не до или после. Если TUE было выдано хотя бы на один день ОИ, спортсмен уже считался ими как TUEшник, даже если его старт приходился на другие даты. 

Больше всего TUE в лыжах, биатлоне и плавании  - что блестяще подтверждает тезис об особом влиянии низких температур на представителей аэробных видов. Кстати: удельный вес спортсменов с  TUE  на зимних играх ощутимо снижается: 52 в Ванкувере, 38 в Сочи и 17 в Пхенчхане. Кого там не было в Пхенчхане?

Удельный вес TUEшников по странам показывает лидерство Австрии, Дании, Норвегии, Швейцарии и Словении. У англосаксов новозеландцев и американцев их в два раза меньше.

Существует связь между эффективностью TUE и общим спортивным потенциалом страны: государства, которые отправляют на ОИ самые большие делегации и больше инвестируют в спорт, имеют чуть больший процент медалистов с TUE. 

Опять же: наибольший процент медалистов с TUE имеют бронхиальную астму, что авторы связывают с тренировками в особых условиях. Не астматики становятся чемпионами, а чемпионы становятся астматиками. 

Однако общий вывод неумолим: система TUE в элитном спорте не даёт никаких несправедливых преимуществ. 

Забавно наблюдать, как классически товарищи патриоты проходят стадии принятия неизбежного: началось у них с отрицания и гнева.

Ну ничего, всё впереди.