5 мин.

У игроков «Зальцбурга» нашли диуретик (скрывает следы допинга). Клуб валит вину на сборную и горную болезнь

Сыграли уже 8 матчей, в том числе с «Локомотивом».

Футболисты «Зальцбурга» Мохамед Камара и Секу Койта сдали положительные допинг-тесты. Официальная версия: они получили препарат из запрещенного списка от медиков сборной Мали в качестве лечения (или профилактики) горной болезни, так как выездной матч отборочного турнира Кубка африканских наций против сборной Намибии проходил в городе Виндхук на высоте 1650 метров над уровнем моря. Давайте разбираться, как так могло получиться, что это за препарат и почему он запрещен. 

Что такое горная болезнь?

Горная или высотная болезнь – это состояние, которое возникает из-за гипоксии, то есть нехватки кислорода на больших высотах. В первую очередь болезнь проявляется неврологическими симптомами, так как мозг – наиболее чувствительный к гипоксии орган. Сначала головная боль, тошнота, головокружение, сонливость, при этом человек не может уснуть или плохо спит. Затем легкая одышка, чувство сердцебиения.

Обычно эти симптомы появляются на высоте около 2000 метров, они – часть адаптации организма к гипоксии: раз в крови будет меньше кислорода, значит тканям нужно доставить больше крови. Симптомы быстро уходят, если немного спуститься и задержаться на этой высоте примерно на три дня, организм адаптируется к высоте, и можно продолжить восхождение.

При резком подъеме в горы (выше 4000 метров) или игноре первых признаков горной болезни симптомы усиливаются, меняется поведение: человек становится нервным, возбудимым и агрессивным. Затем это состояние сменяется апатией и слабостью. В итоге происходит срыв компенсаторных механизмов, то есть организм перестает справляться с гипоксией, состояние человека резко ухудшается, развиваются жизнеугрожающие состояния – отек мозга и/или отек легких.

Реакция на гипоксию у всех разная: у кого-то первые симптомы появляются на 2000 метров, у кого-то на 4000, а у некоторых не возникают вовсе.

Что футболистам могли дать врачи сборной?

Давайте остановимся на лечении и профилактике легких форм. Один из наиболее распространенных препаратов для этого – ацетазоламид, диуретик, то есть мочегонный препарат, но в этой роли используется не так часто. А вот в качестве средства от горной болезни он имеет доказанную эффективность. Есть только один нюанс, который видимо не учли медики сборной Мали:

Ацетазоламид запрещен во всех видах спорта и включен в запрещенный список WADA (класс S5). Не спешите гуглить, сейчас все объясним.

Запрещенный список – как несложно догадаться, перечень запрещенных к использованию в профессиональном спорте веществ и методов. Есть четыре критерия включения в запрещенный список. Чтобы вещество или метод запретили, нужно, чтобы оно соответствовало хотя бы двум:

1) Улучшает спортивные результаты, создает нечестное преимущество перед теми, кто не использует это вещество или метод. 

2) Наносит реальный или потенциальный вред здоровью.

3) Маскирует употребление других веществ или методов. Это наш случай. Диуретики не просто ускоряют выведение жидкости из организма, но и растворенных в ней веществ. Поэтому к моменту сдачи пробы в крови уже может ничего не остаться, кроме самого диуретика. Отсюда и запрет.

4) Противоречит духу спорта. Это настолько абстрактное понятие, которое включает в себя такие термины как нравственность, здоровье, удовольствие и радость, что при желании противоречить духу спорта может что угодно.

Да, допинг – это не только вещества, но и методы. Поэтому, например, запрещены любые манипуляции с кровью, будь то переливание или введение практически любых растворов в любых количествах, ведь так можно скрыть употребление допинга, разбавив кровь. Так Самира Насри забанили на 18 месяцев за одно только фото в клинике, которая специализируется на переливании крови.

Может ли «Зальцбург» использовать допинг и просто сваливать вину на сборную?

Это маловероятно, но есть ряд действительно странных обстоятельств.

Во-первых, зачем врачи дали своим футболистам препарат, входящий в запрещенный список? Медики сборной должны иметь действующий сертификат WADA или региональной организации. Вопрос либо к компетентности медицинского штаба, либо к путям получения этого сертификата.

Во-вторых, симптомы горной болезни крайне редко появляются на высотах ниже 2-2,5 км. Снова вопрос: зачем игрокам дали этот препарат, если играли на 1650 метрах? Если появились симптомы, почему не оформили разрешения на терапевтическое использование? Если их не было, зачем давать для профилактики запрещенный препарат? Но это опять же можно списать на некомпетентность.

Другой вопрос уже к УЕФА: если проба сдана 22 ноября, почему это стало известно только сейчас? Футболисты сыграли аж восемь матчей после возвращения из сборной. В том числе в Лиге Чемпионов. А если допинг обнаружили только сейчас, не слишком ли много времени прошло с поездки в сборную, чтобы он до сих пор определялся в пробах?

«Ред Булл» в футболе ненавидят многие: от простых болельщиков до руководителей футбольных клубов, поэтому вряд ли эта история тихо угаснет. Единственное логичное объяснение – серьезная ошибка врачей сборной Мали, хоть она и настолько груба, что в это тяжело поверить. Плюс ацетазоламид не настолько эффективный препарат в качестве маскирующего агента. Обычно для такого пользуются фуросемидом и другими гораздо более мощными диуретиками. 

Наказание как для Камара и Койта, так и медиков сборной одно – дисквалификация. Но скорее всего, УЕФА решит, что вся ответственность лежит на врачах, и футболистов наказание не коснется, хотя пробы остальных игроков я бы все же проверил. На всякий случай.

Мой канал о спортивной медицине

Фото: Global Look Press/Eibner-Pressefoto/EXPA/Huter, Lukasz Sobala, via www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein

Доставка здорового питания на странице Grow Food промокоды.