16 мин.

В киберспорте тоже есть травмы – позвоночника, кисти, а еще психологические. Все из-за 20-часовых тренировок и нарушения режима

От редакции: автор текста – Артем Рыженко, клинический ординатор по спортивной медицине и реабилитации, ведет телеграм-канал о травмах в футболе.

Давно понятно, что киберспортсмены по вовлеченности в дело не отличаются от футболистов, хоккеистов, легкоатлетов и остальных. Чтобы зарабатывать и конкурировать в индустрии, нужно выкладываться на 100% и часами сидеть у монитора. Тренировки здесь точно дольше, чем в футболе, поэтому вместе с деньгами в кибермир тут же пришел и другой атрибут профессионального спорта – травмы и проблемы со здоровьем.

Несколько цитат, которые докажут, что киберспорт – это не просто 2-3 часа вечером за любимым шутером. 

По словам Александра «Immersion» Хмелевского (долгое время выступал за крепкого середняка – Gambit), тренировки могут длиться сутки.

«Перед московским топ-турниром EPICENTER 2019 (призовой – миллион долларов), конечно, пришлось [многим] пожертвовать, потому что дота занимает все время абсолютно, если ты хочешь чего-то добиться. Я каждый день вставал и играл по 20 часов в течение полугода. Я не помню эти полгода своей жизни вообще, они пролетели незаметно».

И это не какие-то аномальные цифры, в других командах все почти точно так же. 

«[В киберспорте] нужно невероятное количество времени, – рассказывал игрок Virtus.pro (сильнейшая команда СНГ на данный момент, два года подряд попадали в топ-5 The International) Владимир  No[o]ne Миненко. – Лично я и моя команда, когда мы не на тренировочном сборе, тренируемся от 8 до 15 часов. Бывают перерывы, плохие дни, но 24-25 дней в месяц ты тренируешься по 8 часов минимум. Это просто, чтобы стать профессионалом, а потом тебе нужно поддерживать форму, улучшать и так далее. С самого начала я вообще играл почти по 20 часов в день».

Профессиональные киберспортсмены отличаются от обычных геймеров так же, как парни на площадке во дворе от участников Лиги чемпионов. Перед турнирами команды буквально закрываются на буткемпах: в отеле или доме, где живут без телефонов и соцсетей, есть только игра. В таких случаях игроки могут проводить за компьютером почти сутки без перерыва.

Сравните распорядок дня сборной России и команды китайской команды PSG.LGD по Dota 2.

Примерно в таком же режиме живут и топовые блогеры. Чтобы собирать просмотры и зарабатывать, нужно регулярно выпускать ролики или стримить. И снова получается много часов сидячей работы. 

Тайлер «Ninja» Блевинс – самый популярный в мире стример: имел 14,7 млн фолловеров на Twitch и ушел на конкурирующую платформу Mixer, переход оценивают в 240 млн долларов за 6 лет. Ninja считает, что добился успеха не только талантом и навыками, но и работоспособностью – по 11 часов стрима в сутки. Как-то он не выходил в онлайн двое суток и потерял 40 тысяч подписчиков, при этом в обычный день он в плюсе на 10 тысяч.

На ютубе принцип роста тот же самый – чем больше контента, тем лучше. А на запись игрового ролика уходит полноценный рабочий день.

«В моем вот случае запись занимает в среднем часа полтора, монтаж не меньше 5-6 часов чистого времени, – рассказывает мне футбольный блогер и фифер Артемий Forzorezor Неведомский. – Зависит, конечно, от видоса и сопутствующих обстоятельств в виде крашей программ, сложности ролика и прочего».

Геймеры очень мало двигаются – это так же опасно, как и большие физические нагрузки 

Главная проблема киберспортсменов и блогеров – гиподинамия (низкая двигательная активность). Из-за этого в первую очередь страдают суставы и позвоночник. Как? 

Краткий курс анатомии: в процессе развития прямохождения сформировались физиологические изгибы позвоночника – они позволяют более равномерно распределять нагрузку при при ходьбе. 

Если долго находиться в неестественном положении, то во-первых, формируются уже патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз). А во-вторых, если мало двигаться и не нагружать мышцы спины и шеи, то они слабеют и перестают поддерживать правильную форму позвоночника.

В результате нагрузка распределяется неправильно, и позвоночный столб перегружается все больше. 

Кроме изгибов, есть и другой защитный механизм – межпозвоночные диски. Это небольшая хрящевая прокладка между каждым позвонком. Они смягчают ударную нагрузку от шагов, прыжков и так далее, защищая позвонки от соударения.

Диск состоит из двух частей:

Пульпозное ядро – это желеобразное (от латинского pulposus – студенистый, желеобразный) вещество, которое как раз и отвечает за смягчение ударной нагрузки.

Фиброзное кольцо – это барьер из соединительной ткани, удерживающий ядро в рамках тела позвонка, иначе какой в нем смысл, если оно сместится и перестанет амортизировать нагрузку?

Но как раз это и происходит при перегрузке позвоночника. Из-за смещения позвонков нарушается питание диска, он буквально высыхает, и в нем появляются слабые места. В этих местах ядро начинает выпирать из-под тела позвонка – это называется протрузией, когда же кольцо не выдерживает и рвется – возникает грыжа диска. 

Если посмотреть сверху на позвонок это выглядит так:

Последствия могут быть самыми разными – на ранних стадиях человек ничего не чувствует, позже появляются боли в спине, конечностях, шее, головные боли. Но не всегда – дело в том, что грыжа может и не сдавливать спинной мозг или нервные корешки, тогда клинически она будет проявлять себя примерно никак. 

На запущенных стадиях диск уже не снижает нагрузку должным образом, и она постепенно разрушает позвонки. Более того, со временем в этих местах формируются костные наросты – остеофиты, которые могут травмировать нервные корешки, также вызывая боль.

Что это за корешки? Это пучки нервных волокон: работают они как повода в машине – к компьютеру (мозгу) идет информация о состоянии периферии, обратно – указания к действиям. Если кабель (корешок) повредить или передавить, то сигнал будет доходить искаженным, что и провоцирует нарушение движений, а боль – универсальный сигнал о поломке.

Где это произошло, можно понять по карте выше: буквой C обозначены шейные позвонки, Th – грудные, L – поясничные и S – крестцовые. Цифрой – позвонок на уровне которого располагается соответствующий нерв, ветви которого отвечают за ту или иную зону. Как вы видите, при проблемах с шеей может возникать не только головная боль, она затрагивает шею и даже руку. 

Что происходит с человеком, если указанные выше процессы охватывают шейный отдел, ярко описал Maddyson (один из самых известных YouTube блогеров нулевых, сейчас он стримит реже):

«Я сидел нормально, но уже через час стрима ##### [конец]. Я натирал плечо всем говном мира, лишь бы как-то стримить, но никак. Из-за того, что кости шеи разрушились, у меня, ##### [аж], левая рука отнялась. Тут уж ##### [плохо], реально кал. На некст неделе попробую какие-то ######## [отличные] уколы в шею. Надеюсь, поможет хотя бы боль снять. Говорят, поможет». 

Мази и уколы тут вряд ли помогут надолго. Восстановление – долгий и комплексный процесс. 

Что делают в таких случаях? Всегда есть два варианта: консервативное лечение и операция.

Как правило, начинают с первого. Консервативное лечение это отдых, противовоспалительные препараты, обезболивание (те самые уколы), лечебная физкультура и смена образа жизни. Если боль связана с патологией в шейном отделе, то используют воротник Шанца.

Он помогает разгрузить шею, поддерживать ее в правильном положении, что облегчает боль и ускоряет процессы восстановления. Но долго носить его нельзя – так как воротник разгружает мышцы шеи, это может привести к их атрофии. В этом случае мышечная слабость сведет на нет все наши усилия.

Да и по лицу Ильи можно понять – это не самая удобная вещь на свете. Часто бывает, что все эти меры направлены лишь на остановку прогрессирования заболевания и устранение симптомов – со временем все равно может потребоваться операция.

Оперативное лечение довольно просто описать, но сложно в исполнении: поврежденный диск и костные наросты удаляют, на место поврежденного диска устанавливается трансплантат, искусственный или донорский. 

У киберспортсменов есть еще миллион других проблем: от нарушений подвижности кисти до проблем с пищеварением

Вы наверняка слышали о запястном туннельном синдроме, если давно следите за киберспортом. Эта болезнь распространена среди барабанщиков, мотоциклистов, художников, любой профессии, где кисть находится в постоянном напряжении. Блогеры и киберспортсмены – в лидерах.

Причина довольно проста: срединный нерв (median nerve) проходит через канал запястья вместе со всеми сухожилиями мышц-сгибателей пальцев (мышцы на рисунке слева). Канал очень узкий, и при их перенапряжении возникает компрессия (сдавление) нерва.

Я не случайно добавил этот синдром сразу за грыжей позвоночного диска. Это заболевания из одной группы, так называемые компрессионные синдромы – то есть те, что проявляются в результате сдавления нерва. Проявления будут такими же: жгучие боли и нарушения движений в той области, за которую нерв отвечает.

Один из самых ярких примеров –  Fear, он же Клинтон Лумис – в Dota 2 уже 15 лет, поиграл на всех позициях и просто живая легенда. Первые симптомы запястного туннельного синдрома возникли в 2013-м: 

«Меня мучили жуткие боли в кисти, я не мог толком держать мышку в руках. Это приносило настоящие страдания. Усугубило ситуацию и то, что мне не сразу поставили правильный диагноз. Это сильно бьет по морали, я хотел играть, я хотел вернуться как можно скорее, но легче не становилось»

Тогда Фиру пришлось покинуть EG, а все говорили, что это конец карьеры. Легендарному дотеру на тот момент было уже 26. По меркам киберспорта Клинтон долгожитель не хуже Ибры, но ему все равно было мало.

В 2015 году Fear, вопреки призывам закончить, выиграл The International и заработал 1,3 млн долларов призовых. Он играет до сих пор – сейчас команда Фира 8-я в рейтинге сезона.

Как ему это удалось? Все так же, как и в случаях разобранных выше. Консервативно можно попытаться вылечить это заболевание путем разгрузки запястья, лечебной физкультуры и противовоспалительных препаратов. 

Хирургически же это как правило лечат путем рассечения связки – удерживателя сгибателей (flexor retinaculum), в результате чего давление на нерв уменьшается – симптомы уходят.

А дальше пунктиром другие проблемы, к которым приводят десятки часов у монитора.

Неправильное питание. Признавайтесь, сколько раз вы забывали вовремя дойти на кухню, когда увлеклись игрой или работой. За этим могут следовать вполне серьезные нарушения пищеварения и ожирение. Просидеть весь день, ничего не поев, а потом понять, что жутко голоден, забросить в топку все, что попадется под руку, и лечь спать. Это типичный сценарий долгих посиделок за компьютером и прямой путь к ожирению. 

Кроме того, сам по себе малоподвижный образ жизни тоже фактор риска развития ожирения: мало двигаешься – мало расходуешь, а все излишки откладываются в виде жира. Например, легендарный саппорт и чемпион The International 2012 Chuan в с 2010-го по 2016-й набрал более 20 килограммов. К 2019-му, правда, снова похудел.

Сбитый режим сна: увлечься игрой допоздна, смонтировать ролик за ночь, чтобы скорее его выложить. Что уж говорить, даже я пишу это предложение в 2:41.

Ухудшение зрения. Современные мониторы позволяют минимизировать этот фактор, и игроки в очках встречаются нечасто, но помнить об этом нужно и прерываться хотя бы каждый час, отвлекаясь от монитора.

Психологические проблемы. Необходимость постоянно сидеть за компьютером или на турнирах и буткемпах практически исключает личную жизнь или же заставляет пропускать многие важные события в жизни семьи.. 

Конечно, такой образ жизни выматывает. Так распалась Forward Gaming – команда, создававшаяся, чтобы побеждать на турнирах, перестала даже на них отбираться:

«График в этот год [2018] был сумасшедший: с одного турнира на квалификации и снова на турнир, – рассказывал в открытом письме на Sports.ru Resolution (легенда СНГ доты, серебряный призер The International 2016). – Мало времени на отдых или просто передышку. Я подумал, что мне нужен месяц-другой, чтобы поиграть паблики, поехать домой, расслабиться, провести время с девушкой. Я озвучил это команде – и ушел. 

Я думал, что они продолжат играть вместе либо сделают какие-то замены. А в итоге на следующий день я услышал, что Эйвери решил покончить с дотой и не хочет выступать на про-сцене. И Universe сказал, что тоже не хочет играть и берет перерыв. Классная у нас, оказывается, команда была! Три человека: один не хотел в принципе играть, а два других хотят сделать перерыв. Дотянули. Дотерпели».

Зависимость. Странно говорить о зависимости про людей, которым за десятки тысяч часов не надоедает одна игра, но часто предыдущий пункт выливается в этот. Когда есть деньги, но нет радости, человек начинает искать ее в вине или веществах. В том числе их могут использовать как допинг – пока в киберспорте это никак не регулируется.

Ближе концу десятых за здоровье киберспортсменов наконец-то взялись специалисты. В США даже разработали специализированные рекомендации, каким должен быть состав персонала киберкоманд. За геймерами должны присматривать...

1) Врач, который следит за здоровьем игроков, их питанием и психологическим состоянием. Времена диеты из бананов и энергетиков ушли, поэтому за киберспортсменами следят не хуже, чем в лучших мировых спортивных федерациях. Самый впечатляющий пример – Keev, один из самых перспективных снайперов Германии в CS:GO. В начале 2018 он внезапно пропал с радаров и мелькал лишь в списке запасных. В январе 2019 Keev вернулся, и стало понятно, чем он был занят все это время. А тег команды BIG перед ником обрел новый смысл.

Толстячки из киберспорта, которые внезапно похудели

2. Тренер по физподготовке. Как мы говорили выше, главная угроза киберспорта в малоподвижном образе жизни, поэтому в графике абсолютно любой профессиональной команды сейчас есть тренировка в зале.

3. Психолог. Например, финский специалист Мия Стелберг из Финляндии помогла Astralis (специализируются на Counter-Strike: Global Offensive) выиграть ELEAGUE Major: Atlanta 2017 — первый трофей чемпионов мира. Про нее сняли даже отдельное видео. Если кратко: она беседами снимала напряжение перед большими события, помогала переживать обидные поражения, работала над командным духом и главное – относилась к парням как к настоящим спортсменам.

После такого успеха Мию пригласили в OG (Dota 2) – бороться уже с другой проблемой. Победа на The International всегда была пиком любой команды – они теряли мотивацию играть дальше, зачем? Ведь ты «прошел игру». Поэтому до OG никто не защищал титул чемпионов.

«Самая важная вещь для киберспортивного психолога — это стабилизировать результаты команды и сделать их более предсказуемыми, – объясняет Мия. – У нас должны быть только хорошие дни. Прежде всего, эти игроки любят Dota 2. Они хотят выиграть второй The International, и мне не нужно было работать над этой частью. У них огромная страсть к игре. Если вы хотите оставаться на самом высоком уровне из года в год, то вам нужно гореть тем, чем вы занимаетесь».

Подробнее о работе с Стелберг рассказывал двукратный чемпион мира по Доте Себастьян «Ceb» Дебс.

«До нее всей психологической работой занимались мы с n0tail [капитаном], но с Мией мы можем сосредоточиться на себе и турнире. Это немного эгоистично, но что поделать. После The International 2018 нам было трудно снова найти мотивацию, мы никогда с таким не сталкивались. А у нее огромный опыт с киберспортсменами, она может предвидеть вещи, о которых мы даже не догадываемся».

Я работаю по 8-9 часов за компьютером, и у меня нет возможности ходить в зал. Как избежать всех этих болезней?

• Зал и не нужен, достаточно хотя бы каждый час встать и немного пройтись по офису или квартире. Существуют и специальные упражнения, да, полноценную разминку выполнить в условиях офиса трудно, но размять шею и немного пройтись возможно почти всегда. 

• В свободное время желательно менять вид деятельности: гулять, все-таки найти деньги и силы ходить в зал, бассейн или заниматься каким-либо видом спорта, а не менять рабочий компьютер на домашний (или переключать окно с Office на Steam).

• Девайсы: существуют специальные клавиатуры и мыши, которые разработаны для профилактики развития туннельного синдрома, выглядит странно, но это дело привычки.

• Ваше рабочее место должно быть удобным – времена табуреток в компьютерных клубах давно ушли. Есть много специализированных кресел для длительной работы за компьютером, они обеспечивают правильное положение, разгружают спину, а по стоимости равны топовым видеокартам. 

Если обновление рабочего места и абонемент в зал вам кажутся слишком дорогими, а спорт – слишком тяжелым, то поверьте – все сэкономленные деньги уйдут на лекарства, врачей и обследования, а реабилитация – это очень тяжелый процесс, требующий куда больше сил, времени и тех же денег, чем пара тренировок в неделю.

Мой телеграм о спортивной медицине

Во что играют Месси, Овечкин и Конор на приставках? Нарисовали инфографику

Больше материалов о киберспорте – на Cyber.sports.ru

Фото: vk.com/virtuspro; instagram.com/immersionzxc; dota2.com; trust.com; yle.fi; liquipedia.net/Patrick Strack/Turtle Entertainment