13 мин.

9 советов по психологии для проведения профессионального интервью

Надеюсь, что моя заметка будет полезна и интересна начинающим журналистам и не только. Сейчас существует множество курсов, высших учебных заведений, книг или просто статей, где подаются основы по проведению профессионального интервью. Но в действительности, помимо этих знаний, журналист должен чувствовать и уметь читать эмоциональный портрет своего собеседника. Постараюсь немного поделится собственным опытом и дать несколько полезных советов. На данную статью меня натолкнула разметка Юрия Дудя о «10 вещей, которые надо знать, чтобы сделать крутое интервью»

В двух словах о себе. В мои обязанности на работе входит проведение переговоров и организация встреч. На первый взгляд напоминает секретаря. Да, но только отчасти. На всех серьезных рабочих встречах я действительно нахожусь рядом с генеральным директором и записываю в блокнот (именно в блокнот, а не на планшет) все важные заявленные сроки, задачи, цели и проблемы. Но помимо прочего, в действительности, я по крупицам собираю информацию о собеседнике моего руководителя и его коллегах. После анализа встречи у меня появляется большое количество уникальной, стратегически важной информации. Когда ты знаешь “настроение” твоих партнеров, то имеешь возможность вести дальнейшие переговоры на более выгодных для своей компании условиях. В своей заметке не ставил задачу рассказать о том, как правильно брать интервью. Этой информации итак навалом. Я лишь уделяю внимание психологической составляющей и помощи в управлении эмоциями собеседника. Большинство советов максимально актуальны при первой встречи.

1. Предварительная подготовка

Не секрет, что перед каждым интервью необходима серьезная подготовка. С появлением социальных сетей получить любую необходимую информацию стало совсем несложно. На этом этапе надо ответить себе на следующие вопросы, что нравится человеку, что, наоборот, вызывает отрицательные ощущения. Для этого желательно ознакомится со всеми предыдущими интервью, найти комментарии в социальных сетях, определить где он ставит "лайки", узнать о посещаемых мероприятиях. Обязательно стоит послушать или посмотреть интервью, где вы можете обратить внимание на тон, скорость разговора, мимику, жесты. Если есть видео, важно знать в каких ситуациях ваш будущий собеседник смотрит непосредственно в глаза, а когда “гуляет по сторонам". Вы должны четко отличать, в какой ситуации какое настроение у вашего оппонента.

2. Собственное позиционирование

Ваш собеседник должен видеть напротив себя в первую очередь человека, личность, и лишь потом журналиста. Ответьте себе на вопрос “как бы вы хотели, чтобы вас воспринимали?” Смелым креативным журналистом? Рассудительным интересным собеседником? В действительности беспроигрышным ответом будет - профессионалом, который качественно и ответственно делает свою работу. По правде говорят, вашему собеседнику, будет скорее всего безразлично на ваш креатив, аналитику и знания. Все, что ему необходимо получить - качественный результат. В нашем случае это интервью, где герой будет именно таким, каким сам хочет себя видеть. На первых этапах не стоит пытаться сделать “бомбу”. Работайте над своим имиджем, потому что потом, он будет работать на вас. При этом я не призываю писать скучные, никому не интересные заметки, совсем нет. Дайте понять оппоненту, что вы не подведете его, что вы в своей области надолго и еще обязательно встретитесь, в хорошем понимании этого слова. Если вы уверены, что “вы профессионал и делаете свою работу хорошо”, то это почувствует и собеседник.

 

3. Первое знакомство

Несколько первых минут встречи дадут ответ на вопрос о качестве вашей подготовки. Обратите внимание на рукопожатие. Здесь есть два основных момента. Насколько вытянута рука вперед и положение ладони. Если собеседник расположен на большом расстоянии и вытягивает руку, то будьте готовы, человек скорее всего закрытый, любящий свободное пространство. Не исключено, что надо будет уменьшить скорость разговора, но об этом позже. Если же протянутая рука согнута в локте под углом 90 градусов, то все более менее в порядке. Особенно, когда ладонь, во время рукопожатия, обращена вверх. В этом случае ваш внешний образ не вызвал никакой отрицательной составляющей. Если же ладонь, наоборот, смотрит тыльной стороной вверх, то это признак высокомерия, может даже презрения. Естественно существуют исключения, поэтому зацикливаться не стоит.

Отрицательным настроем в большинстве случаев является одежда. Не зря существует поговорка “Встречают по одежке...” Заранее обратите внимание на то, как ваш будущий оппонент предпочитает выглядеть. Для собеседника типа Анюкова стоит выдерживать покойный стиль, если же герой вроде Джибриля Сиссе, можно выбрать что-то более посмелее. Но во-первых не стоит перегибать палку, во-вторых, внешний вид должен быть не только комфортным, но и соответствовать вашему поведению. Действительно, первое впечатление, пока вы еще не успели сказать ни слова, уже отложится у собеседника и изменить его будет не так просто.

Если все складывается хорошо, но герой после рукопожатия, что-то поправил или почесал на лице или в области головы, то скорее всего, все-таки присутствует какая-то доля сомнения. Вообще к этому моменту герой уже сформирует для себя ваш образ. 

Стремится надо к ситуации, чтобы он вам доверился и ждал, когда вы поведете разговор. Оппонет должен чувствовать, что пришел отвечать на вопросы и больше не о чем не беспокоиться.

4. План мероприятия. Техническое оснащение.

Прежде чем вы включите диктофон. Расскажите своему собеседнику общий план встречи. Это не значит, что необходимо перечислять вопросы. Вы должны тезисно рассказать о чем хотели бы поговорить. В этот момент вы можете смело пользоваться блокнотом, где должны быть записаны все темы. Если оппонент, говорит, что какой-то предмет диалога ему бы не хотелось затрагивать - вычеркивайте. В том случае, если тема важная, обратите его внимание, что все-таки коснетесь данного вопроса, но постараетесь быть максимально деликатным. Вычеркнутая строчка в записной книжке, показывает вашу серьезность и фундаментальность подхода. Все комментарии и замечания фиксируйте, они пригодятся во время разговора.

Так же я бы рекомендовал сделать следующую вещь. Купите самую простую флешку и скажите собеседнику, что по завершению разговора, вы скопируете и отдадите на USB носителе весь разговор. В данной сфере люди, зная, что их могут не так понять или оклеветать, понимают ответственность сказанного. Зная, что у них сразу будет копия с первоисточника, то это частично раскрепощает и располагает к вам. Естественно просить вернуть флешу не стоит.

Так же до включения диктофона спросите может быть каким-то темам ваш герой хотел бы уделить отдельное внимание. Будьте аккуратнее, если это вопросы о литературе, музыке или искусстве, ваша некомпетентность на данном этапе скажется отрицательно. Уловив отношение к той или иной области, можете попробовать конкретизировать. Не стоит особо выражать собственное мнение, вряд ли оно будет интересно собеседнику. Все-таки интервью берете вы у него, а не он у вас.

Обратите внимание героя, что во время разговора могут возникнуть острые вопросы - "у вас такая работа, без этого никуда". Если такого случая не произойдет - отлично, не удастся избежать - бывает.

5. Выбор кафе, столика и заказ пищи

В большинстве случаев вам предложат место встречи. Скорее всего это будет знакомое герою кафе, где он уже бывал. Ответьте на вопрос почему именно это место? Идеально заранее посетить данное место для ознакомления с интерьером, меню и т.п. Обязательно изучите информацию об улице, на которой расположено данное кафе, узнайте что было здесь раньше, какие архитектурные изменения происходили в последнее время. Как ни странно, очень часто вся эта информация в той или иной степени вам пригодится.

Столик скорее всего так же будет выбирать герой интервью. Если же вы пришли раньше или гость опаздывает? Существует универсальное место - в углу у большого окна. Главное, чтобы оно было свободно. Для этого его можно заранее забронировать по телефону. Сидеть вы должны спиной в зал, оппонент - лицом. С диванами ситуация аналогичная. Почему так? Ваш собеседник, во-первых должен иметь возможность видеть меняющуюся картинку за окном - это способствует созиданию в мышлении. В углу - так как для определенного типа людей, иметь за спиной стену является важным фактором психологического комфорта.

Если вы выбираете кафе, оно не должно иметь ярковыраженную национальную кухню (суши-бары, итальянские пиццерии), не должно быть шумным, обязательно наличие окон и малый человеко-поток.

Про пищу. Вы пришли брать интервью, поэтому возможны кофе, чай, десерты, какая-то легкая закуска, мясная или сырная тарелка, но не более того. Не заказывайте все сразу. На протяжении разговора, к вам в любом случае будет подходить официант, так что запланируйте примерно на полтора два часа, что в какой момент будите заказывать. Не забывайте ваши кулинарные знания и пристрастия так же не особо кому интересны. 

Бывает, что собеседник не любит какую-то пищу и говорит об этом. Если у вас аналогичная ситуация, то обязательно отметьте этот факт тоже. Подобные вещи обычно запоминаются, вы становитесь немного ближе к собеседнику. Например, я никогда не пью пива. Данная вещь работает именно тогда, когда вы вместе что-то не любите: летать на самолетах, еда, шуршание пенопласта и т.п. Умышленно искать подобные сходства не имеет смысла.

6. Определение типа человека

Найти информацию о том, как определить тип человека не сложно. В принципе классификаций множество, включая различные методы из соционики. Но не стоит углубляться в детали, главное понять для себя, кто именно ваш собеседник: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Ваша основная задача расположить к себе человека, которому будет комфортно вести беседу не в формальном русле, а в естественном для себя обстановке. Для этого необходимо знать как беседовать с каждым подобным типом.  Например, для холерика важен престиж, сангвинику - комфорт, флегматику - выгода, меланхолику - безопасность. Последний тип, редко встречается среди людей, занимающихся активными командными видами спорта. С флегматиком лучше делать паузы и не торопить. Не исключено, что если вы не получили именно тот ответ на вопрос, который важен, спустя какое-то время переформулируйте его и задайте снова. В разговоре необходим постоянный поиск и анализ. Естественно, если вам аккуратно дали понять, что какие-то темы лучше не поднимать, не заостряйте на них внимание. Даже самые сложные и каверзные вопросы интерпретируйте с позитивной и положительной стороны. Ваш оппонент сам уловит основной смысл и направит разговор в нужное русло, где через непродолжительное время вы уже акцентируете внимание на нужные вам детали.

С холериками и сангвиниками у вас будет большое количество информации, зачастую не очень важной, но обращайте внимание на эмоции того или иного ответа. Обязательно делайте пометки, когда подобный тип разговаривает спокойно и рассудительно. Это необходимо для того, чтобы вернуть разговор в удобное русло, если наколются страсти.

Иногда в вопросы необходимо вставлять скрытые темы. Это может быть хобби, мода, современные технологии, история древних цивилизаций, путешествия. Определите, о чем собеседнику интересно рассказывать. Это важно. Данная информация поможет почувствовать и вести правильном направлении эмоциональную картину разговора.

Техника три плюс один. Она заключается в том, что вы беседуете на удобные для героя темы, задавая последовательно и логично три вопроса, на которые ему комфортно и интересно отвечать. Создав положительную связь, можно аккуратно развернуть разговор в другую сторону. Вы задаете вопрос логичный, это важно, именно логичный вопрос в продолжении предыдущей темы, но с уклоном в сторону, которая интересна вам.

7. Жестикуляция

Умение читать состояние человека по его жестам является обязательным фактором понимания разговора. Существует множество литературы начиная от НЛП заканчивая цыганским гипнозом. Из основного, во время разговора не скрещивайте руки, ноги под столом и не собирайте пальцы в замок. Ваши ладони всегда должны быть на столе. Если не знаете как занять руки, возьмите в ручку, другая рука сама собой останется на столе.

Увидели, что собеседник находится в закрытой позе - плавно возвращайтесь к вопросам, на которые ему интересно и удобно отвечать. Идеальная для вас ситуация, когда герой откидывается на кресло или стул, соединив две руки за головой. Момент располагает, пора действовать - смело, но не напористо.

Обращайте внимание, если собеседник проводит рукой возле рта. Все фиксируйте, так как на аудиозаписи подобные движения вы никогда не увидите. Данные жесты часто связаны с тем, что оппонент что-то не договаривает, не уточняет. Важно помогать своему собеседник собственными движениями, иногда можно непроизвольно повторить за ним что-то, так же сев или придвинутся немного вперед. Все это создаст дополнительную импатию.

 

Мне не хочется превращать эту заметку в какой-то краткий пересказ из специализированной литературы. Главное будьте наблюдательны и записывайте всю ярковыраженную жестикуляцию. И не забывайте, ваши собственные правильные движения помогут собеседнику более комфортно и расслаблено себя чувствовать.

8. Тон и скорость разговора

Как известно, интонация передает около 35% всей информации. Для женщин это значение в полтора раза выше. Это не знает, что вам придется повышать голос.

Например, когда герой повествует какую-то историю, можно усилить эмоциональную картину сказал более акцентировано “и”, “ничего себе” и т.п. Это заставит оппонента внести какие-то дополнительные детали, которые могут быть важными и позволят задать дополнительный информативный вопрос.

Чувствуете, что тон героя стал агрессивным и атакующим, сделайте паузу или запишите что-то в блокнот. Небольшое молчание 3-5 секунд исправит ситуацию.

Стоит внимательно относится к скорости разговора. Для вас он должен составлять 120-150 слов в минуту (флеш-интервью - быстрее). Постарайтесь настроить героя под вашу скорость. Именно эти значения являются наилучшими в плане доверия. Чтобы понять и почувствовать как это возьмите любой текст и прочтите его вслух в течение минуты так, как обычно вы разговариваете. После этого посчитайте количество слов. В скором времени непродолжительной практикой можно научится варьировать скорость разговора.

Возвращаясь к тону, более простые вопросы лучше подчеркивать небольшой эмоциональной составляющей, сложные же, наоборот, для лучшего восприятия не акцентировать.

9. Разговор на свободные темы

Выключите диктофон и начните переписывать аудиофайл на заранее подготовленную флешку. В это время вне зависимости от того как прошло интервью, хорошо или не очень, важно перекинутся несколькими фразами на свободные, отвлеченные тему. Одежда, еда, музыка, кино. Это нужно для того, чтобы осталось “правильное” послевкусие.

Если вы чувствуете, что разговор в какой-то момент вышел из под контроля, то именно сейчас стоит обратить внимание, что это была ваша работа и тут нет ничего страшного. Если герой выразит желание, то вы можете что-то вычеркнуть. Ваша задача быть профессионалом в глаза собеседника.

Заключение:

Возможно вам покажется, что это все мелочи, которые итак понятны. Но как оказывается на практике, все забывают о самых простых вещах. Многое строится из мелочей, большие же вещи обычно итак на поверхности.

Данная заметка будет максимально полезна начинающим журналистам, которые делают только свои первые шаги. Интервью это совсем не просто. Оно всегда разное, и если у вас все прошло девять раз гладко, это не значит, что и десятый будет такой же.

Написать “бомбу”, вызвать резонанс, задать компрометирующий вопрос может каждый. Сделать же свою работу так, чтобы собеседник был доволен и впредь для интервью сам обращался к вам, могут единицы. Скандальные заявления конечно же долго помнят, а вот того с кем был разговор - практически никогда. Работайте не на сейчас, а на будущее, если планируете в дальнейшем заниматься именно этой темой.