5 мин.

Записки путешественницы: Liverpool away

У  каждого человека в жизни есть свой список must do. Кто-то составляет его, чтобы помечтать, чтобы, перечитывая заявленные пункты, думать о том, как было бы здорово, если… А кто-то методично следует намеченному плану, расставляя у выполненных пунктов окрашенные эмоциями галочки.

В моем списке всегда был пункт — «услышать, как поет «Энфилд»». Даже считая «Бридж» своим домом, нельзя было не восхищаться и не испытывать благоговейный трепет перед монументальностью и атмосферностью этого стадиона. И когда выпадает возможность отправиться на выезд в Ливерпуль с такими же «синими», как ты, ее нельзя упускать.

Автобусы, под завязку упакованные облаченными с ног до головы в атрибутику болельщиками «Челси», чинно отправились от «Бриджа» в полдень. Мне всегда казалось, что московские пробки — самые пробистые пробки в мире, однако трасса Лондон-Ливерпуль поставила мои представления под сомнение: семь часов укачивающего дергания и неторопливого продвижения вперед кого угодно доведут до белого каления. 

В автобусе было тихо. Ни тебе заводящих кричалок, ни песен. Наглухо пристегнутые к сидениям ремнями, «синие» лишь иногда, ненадолго очнувшись от дремоты, взрывались раскатами хохота. На протяжении всего пути болельщики успели поспать, поесть, опять поспать. Успокоенной и какой-то лениво-равнодушной атмосфере способствовали то ли ливень за окном, то ли услужливо транслируемый на экранах «Кингсман. Секретная служба».  Ничего похожего на кадры «Фабрики футбола».

Внезапно затянувшееся «Челси, Челси, Челсиии» резко выдернуло прозевавших въезд в Ливерпуль из состояния анабиоза. В первые секунды у переглядывающихся нас читался на лицах тупо-неуместный вопрос: «Кто здесь?» Однако одного взгляда в окно, на реки красных шарфов, шапок и футболок, на красные пабы и машины с красными флагами было достаточно, чтобы понять — мы в тылу врага. Автобусы словно ощетинились кричалками и задевающим за больное «Стив Джеррард, Джеррард…» на явно превосходящего в численности противника. 

Дорога к стадиону мало чем отличалась от въезда в город — сплошной неиссякаемый поток под дождем, красный, с островками синего, огрызающимися на местных гордым и задиристым We are top of the league.

Мне всегда хотелось услышать, как поет «Энфилд». И глядя на постепенно заполняющийся стадион, я предвкушала, что вот.. сейчас… Но «Энфилд» не пел. Он кричал, молчал, заходился в истошном вопле после забитого гола, но не пел… После пропущенного мяча с трибун хозяев повеяло обреченностью, хотя ребята в красном на поле старались изо всех сил. И вся гостевая трибуна со свойственной ей «тактичностью» задавалась тем же вопросом, что и я: «Where is your f****** atmosphere?”

А на поле было мокро. «Пелена» уже перестала быть метафорой для дождя на тот момент. Игроки скользили, падали, промокали с ног до головы, но не сдавались. Никто. Свет софитов уже больше походил на спецэффекты к какому-то очень напряженному экшну, где на кону была честь… и три очка. 

Особенно странно в этих сюрреалистичных декорациях выглядел обычно «пушистый» Давид Луис — казалось, какой-то модный, но не совсем адекватный стилист мастерски и непонятно зачем распрямил ему волосы. Однако ни новый образ, ни скользкое поле не помешали Давиду прицелиться и пушкой вколотить мяч в сетку ворот Симона Миньоле, приводя этим в полнейший экстаз окончательно проснувшихся «синих». 

Моменты были у обеих команд. Игра не давала расслабиться ни на миг, тонус был такой, что в какой-то момент упражнявшийся у бровки Терри забыл, что он не в составе, и выскочил на поле. Капитан был весь в игре — он был там, с ребятами, со своими. Он вглядывался в моменты у ворот и, казалось, что вот-вот сорвется в гущу событий, чтобы, как раньше, подставить голову под бутсу противника и вынести злополучный мяч.

Напряженность и вовлеченность чувствовались при взгляде на всех — Зума, Фабрегаса, Педро… Как только «красные» добегали до ворот Куртуа, запасные замирали, переставали разминаться и превращались в высоковольтные провода, искрящиеся от напряжения.

 

Еще одним персонажем у бровки, завораживающим своей дирижерской пластикой, был Антонио Конте. Стильный, спортивный, какой-то по-челсийски динамичный, он приковывал столько же внимания, сколько и борьба на поле. Его действия напоминали сурдоперевод всем телом: «вот мяч, возьми его, беги туда, отдай тому». При всей моей нежной любви к тренеру, позволю себе предположить, что, если бы к его спортивному костюму можно было добавить синие помпоны, это бы уже было танцем чир-лидера.

А счет по игре. Джентельменский. Равный. «Красные» избежали четвертого поражения подряд, а «синие» получили напоминание о том, что постоянно побеждать невозможно. Все по-честному. Тем более, что мы ничего не потеряли при таком раскладе.

Если есть моменты, их надо реализовывать. Таков закон. Справедливый закон, надо сказать. Возможно, в другой Вселенной «Челси» бы и засчитали вместо мяча пересекшего линию  на пятой точке Косту как факт взятия ворот. Но не в этой жизни. Тем более, что Диего (которого весь матч трибуны гнали вперед) судьба даровала еще, как минимум, один шанс. И Шанс на 99% — пенальти. 

Рано… Рано ушел Азар — пенальти у него получается исполнять лучше. Хотя выход Педро явно «приделал ноги» «синим» в хорошем смысле этого выражения: игра побежала вперед, оживилась, что было особенно ощутимо на фоне прибавившего во втором тайме «Ливерпуля» и, похоже, немного расклеившегося от дождя «Челси».

Из подслушанного: когда Азара меняли на Педро, один болельщик спросил другого: «Почему меняют Азара?» Собеседник предположил: «Видимо, много его пинают, бьют..» «И что же теперь? Пусть теперь пинают и бьют Педро?» — округлил глаза первый.

Пинали и били всех — такие правила в этих матчах, «Ливерпуль» — «Челси». Тут бывает, что и кусают. Но это уже другая история.

Команды боролись, старались. Выкладывались через боль, порой игнорируя предел человеческих возможностей. Старались комбинировать. И тут нельзя не отметить виртуозный пас Матича Клаттенбургу в первом тайме: если бы Марк играл за нас, он бы сказал спасибо сербу. Но не играл…

А «Энфилд» не пел. Но знаете, что я вам скажу. В какой-то момент я поняла очень важную вещь: я всегда хотела услышать, как ПОЕТ «Энфилд», но услышать, как МОЛЧИТ «Энфилд» — бесценно.

Официальный сайт ФК "Челси"