12 мин.

«Если хочешь войти в историю, то побед мало - нужно творить»

Для того, чтобы быть жокеем, вовсе не обязательно родиться лошадью.

Арриго Сакки родился в Фозиньяно, маленькой коммуне, население которой составляло примерно семь тысяч человек. Любовь к футболу у Арриго началась с самого детства, но не смотря на всю страсть, которую он к нему питал, играл он в него ужасно, в чем позже сам и признавался. Отец, владелец обувной фабрики, не поддерживал начинания сына и заставлял его работать продавцом в одном из своих магазинов, а позже отправил осваивать профессию бухгалтера  Соблюдая все наставления отца, Сакки все же успевал выступать за местный "Бараккко Луко", но позже стало ясно, что он не подходит для игры даже в таком клубе. Однако, воспользовавшись отставкой тренера клуба и отсутствием желающих занять данный пост, Сакки предложил свою помощь и в 26 лет стал тренером  "Бараккко Луко".

В тот период он столкнулся с первыми проявлениями недоверия со стороны игроков: "Мне было двадцать шесть лет, нашему вратарю тридцать девять, а нападающему тридцать два - мне приходилось убеждать их во всем, отстаивать свою позиции, и часто объяснять абсолютно элементарные вещи" - говорил Сакки.

Стадион &quout;Фозиньяно&quout;

Всю свою тренерскую карьеру, Сакки проповедовал атакующий футбол, что было в новинку для итальянского футбола того времени, уделявшего наибольшее внимание защитным действиям команды. Сам Арриго так характеризовал существовавший тогда манеру игры - "Вся футбольная культура Италии того времени, складывалась на грамотных действиях команды в обороне, личной опеке и действиям "либеро", атака в свою очередь зависела от нестандартного мышления, импровизации десятого номера". Арриго в свою очередь верил, что футбол - это не игра 11 личностей, а игра изменяющейся системы, создаваемой этими личностями. Он восхищался игрой "Динамо" Лобановского, в которой игрок без мяча был так же важен как и игрок владеющий им.

Сам Арриго еще в начале своей тренерской карьеры сформулировал принцип, на котором основывалась вся философия  его футбола - "если ты хочешь войти в историю, то одних побед мало - нужно творить". По его мнению, истинное величие клуба выражалось не сколько в медалях и трофеях сколько в том, завоеванных клубом, сколько в том, какие чувства порождает в сердцах людей, действия команды. 

"Великие клубы обладают одной общей исторической чертой - они вне эпох и тактик, они владеют и полем и мячом, когда они с мячом - они диктуют игру, когда обороняются - контролируют пространство" - говорил Сакки

Из "Бараккко Луко" он перебрался в "Белларию", после чего, в 1977 году присоединился  к "Чезне", небольшому клубу из одноименного города ( сейчас выступает в Серии D). Там ему была вверена работа с молодежью клуба. Данный период, как позднее признавался сам Сакки, стал переломным в его карьере. В тот момент он еще работал в компании своего отца на должности директора, зарплата в клубе составляла примерно 5000 фунтов в год, такую же сумму он получал на фабрике в месяц. Это позволяло ему заниматься футболом не думая об этой работе как о работе ради денег, в этом плане он был абсолютно свободен, это позволяло ему экспериментировать  не опасаясь того, что он может остаться голодным.

После работы с молодежью "Чезны", Сакки возглавил "Римини", клуб, который в тот период выступал в Серии С. Руководство поставило перед тренером четкую цель - вывести клуб в Серию B, однако успешно начав сезон, его команда остановилась лишь на пятом месте и Арриго был уволен.

Заметив успехи Сакки с молодежным составом "Чезны", руководство "Фиорентины" решило доверить ему руководство своей молодежной команды. Для Сакки это было настоящим вызовом и за год, он сделал из команды одного из лидеров молодежного чемпионата. Успехи с "Фиорентиной" позволили ему получить предложение от "Пармы", выступавшей  в то время в Серии С1. Уже в следующем сезоне он смог вывести команду в следующий дивизион. В тридцати трех матчах того сезона, они пропустили всего лишь 14 мячей. К сожалению для Сакки, следующий сезон не стал таким же грандиозным - "Парма" не смогла подняться еще выше.  Однако за этот период. его команда смогла дважды в Кубке обыграть "Милан", только приобретенный Сильвио Берлускони. Присутствовавший на обоих матчах Сильвио, остался впечатлен увиденным, после чего к Сакки поступило предложение, от которого он уже не смог отказаться.

В новом клубе Сакки ждали серьезные проблемы, и важнейшая из них - отсутствие доверия к тренеру. Игроки задавались вопросом - "чем, не игравший в профессиональный футбол человек, не имеющий никаких трофеев с другими клубами и не обладающим каким-то выдающимся опытом сможет нам помочь?" Однако Арриго не собирался сдаваться и в свою очередь прашивал у игроков: " Да, я пришел из "Фузиньяно", но много ли вы сами выиграли трофеев? Вы - команда талантливых, известных игроков, но чего вы добились?" до прихода Сакки, "Милан" не брал "скудетто" уже 9 лет. 

Реклама 18+

Первым делом Сакки решил усилить потенциал команды, и сразу приобрел трех игроков из чемпионата Голландии - Рууда Гуллита из "ПСВ", Марко Ван Бастена из "Аякса" и Франка Райкаарда игравшего за  "Аякс", но находившемся вне состава клуба. Райкард конфликтовал с главным тренером - Йоханом Кройфом, в результате чего он оказался в аренде в "Сарагосе", в этот момент Сакки и решил настоять на этом трансфере, не смотря на то, что Берлускони считал необходимым использовать Клаудио Борги - аргентинского форварда, уже являющегося игроком клуба. Однако Арриго не сдавался, основным критерием подбора игроков у Сакки было наличие у игрока "футбольного интеллекта". Не достаточно было обладать техникой, атлетизмом и мотивацией, игрок должен был уметь принимать решения, иметь позиционное "чутье". В итоге, он смог убедить Берлускони,  выбор остановился на Райкарде и как стало ясно позднее, Арриго не прогадал.

 

Франк Райкаард, Ван Бастен, Руд Гуллит

"Однако сделав лишь несколько усилений, невозможно добиться необходимых результатов" - говорил новый тренер "Милана". Система - вот, что было самой важной часть игры для Сакки. У футбола есть сценарий - говорил он, футболисты - актеры, и если они обладают выдающимся мастерством, то могут импровизировать, но всегда останутся  в рамках сценария. Сценаристом в команде являюсь я, и я единственный, кто может привести их к успеху, а самовыражаться они могут лишь в тех границах, которые я им очертил".

Основопологающим фактором игры "Милана" была компактность - минимально возможный разрыв между линиями защиты и нападения, активное использование оффсайда, что доставляло проблемы соперникам "Милана", вынужденным максимально быстро преодолевать оборонительные линии "Россонери". Команда передвигалась как единое целое и вверх и вниз и вправо и влево. "Когда мы владели мячом, я всегда требовал, чтобы впереди мяча было пять игроков, и чтобы на левом и правом флангах, в достаточном удалении от мяча всегда были игроки" - говорил Сакки.

Прессинг был ключевым положением его игры, однако он не был похож на прессинг "Аякса" или "Динамо", подразумевавший преследование соперника с мячом, он так же не строился на атлетизме и физической подготовке игроков. Прессинг Сакки опирался на тактику - каждый игрок должен был занимать свою позицию, во время оборонительных действий у каждого из них было четыре ориентира - мяч, пространство, соперник и партнеры по команде. Каждое движение должно было основываться на этих ориентирах. Прессинг по мнению Арриго - это не постоянный бег, а контроль пространства. Всегда коллективный, мешающий сопернику играть так, как они привыкли, влияющий не только на физическое состояние соперника, но и на психологическое. Все двигались в унисон - если фланговый защитник выдвигался вперед, то и все остальные игроки подстраивались под это. Существовало несколько видов прессинга - частичный, тотальный - с целью отобрать мяч и ложный - дающий время, используемое для восстановления игроков.

Базой игры "Милана" была четверка защитников, без либеро (свободного защитника), что для Италии того периода было очень смелым подходом. Четверка играла "дугой", распрямляясь в линии только тогда, когда мяч находился в центре поля. Эта схема наигрывалась постоянно, взаимопонимание игроков было одной из важнейших составляющих ее успеха.

Схема &quout;Милана&quout; 1989 год

Широкое распространение в тренировочном процессе Сакки получила игра с "тенью". Игроки располагались согласно схеме, им сообщилась где находится воображаемый мяч, и игроки должны были действовать соответствующим образом, делая передачи и перемещаясь по полю. 

В первом же сезоне "Милан" взял "скудетто", потерпев всего лишь два поражения за весь чемпионат. Однако на европейской арене все было не так гладко - команда Сакки проиграла в 1/16 Эспаньолу и вылетела с турнира. На следующий сезон, Арриго серьезнее подошел к этой задаче, в 1/16 с общим счетов 7:2 был разгромлен клуб "Витоша" из Болгарии, но уже в 1/8 "Милану" пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением в лице "Цревны Звезды", сыгравшей 1:1 на Сан-Сиро. Во втором матче "Милан" проигрывал 1:0 вдобавок ко всему команда играла в неполном составе - Карло Анчелотти и Пьетро Вирдич были удалены. "Милан" спасла погода - плотный туман, опустившийся на стадион, вынудил судью перенести матч на следующий день, игра была остановлена на пятьдесят седьмой минуте матча. На следующий день игра была возобновлена , однако омрачилась тяжелейшей травмой - Роберт Донадони столкнулся с игроком белградской команды. Роберт потерял сознание и подоспевший  Врач "Цревны Звезды" был вынужден сломать Донадони челюсть, для того, чтобы он не погиб от удушья. После гола Ван Бастена счет стал ничейным, а в серии пенальти "Милан" оказался сильнее.

После этого "Милан" в 1/4 разобрался с "Вердером" и в полуфинале встретился с мадридским "Реалом", к тому моменту не выигравшему на европейской арене уже 23 года.  "Милан" на "Сантьяго Бернабеу" в неуступчивом матче сыграл в ничью, что давало им хорошие шансы на выход в финал.

Реклама 18+

Тренер "Реала" - голландец Лео Бенакхер , подослал "разведчика" на одну из тренировок "Милана", а затем, изучив схему игры соперника,  решил выпустить Пако Льоренте - быстрого правого крайнего полузащитника. Идея заключалась в том, что он будет уводить центральных полузащитников "Милана" за собой, создавая для партнеров пространство в центре. Однако этот план не сработал - опытные Анчелотти и Райкард не стали смещаться, Мальдини закрыл фланг и связь между полузащитой и обороной не была разорвана. Через восемнадцать минут после начала матча, Карло Анчелотти создав для себя достаточно пространства пробил с тридцати метров и послал мяч прямо под перекладину и вывел "Милан" вперед. "Его позиция - как позже говорил Сакки - не подразумевала большого количества ударов по воротам, но он справился". Сакки, сильно повлиял на Анчелотти, ведь в тот момент, когда Карло появился в "Милане", ему было уже двадцать восемь лет, и "Рома", из которой он перешел, играла в абсолютно другой футбол. Берлускони был настроен настолько критично, что даже говорил о нем - "У нас есть дирижер оркестра, но он даже не может читать музыку с листа.", на что Сакки пообещал научить Анчелотти звучать с командой в "унисон". "Каждый день я приглашал его на тренировку на час раньше остальных и мы начинали учиться, с самого начала, с самых основ и вскоре, он зазвучал так, как это было необходимо, а ярче всего - в том самом полуфинале " - рассказывал позже Арриго. С гола Анчелотти начался разгром "Реала", голы Глулита, Райкарда, Ван Бастена и Донадони довели счет до 5:0.

 

Карло Анчелотти

В финале "Милан" встретился с бухарестской "Стяуа", которая не смогла ничего противопоставить набравшей ход команде Сакки. Дубль Гуллита и Ван Бастена принес "Милану" первый за двадцать лет титул Европейских чемпионов. 

 

&quout;Милан&quout; Сакки - 1989 год
Реклама 18+

Матч со "Стяуа", по мнению Сакки, был предельно близок к совершенству, которого он так долго искал. "На утро после матча, я проснулся с чувством, которого у меня никогда ранее не было. Я понял, что достиг апофеоза своей работы" - сказал Арриго, 

В следующем сезоне, "Милан" смог защитить звание обладателя Кубка чемпионов, но их игра была уже не так убедительна как раньше. Гуллита стали одна за другой преследовать травмы, Сакки поссорился с Ван Басенном, а в помощь к Арриго был назначен Фабио Капелло, который был должен работать совместно с ним, что исключало возможность игры по "сценарию", которая так была необходима Сакки. 

Следующий сезон запомнился лишь позорным вылетом "Милана" из Кубка чемпионов - сыграв дома с "Марселем" в ничью 1:1, в матче на выезде, по ходу которого "Милан" проигрывал 1:0, за две минуты до конца матча на стадионе погас свет, игроки ушли в раздевалку, через несколько минут освещение было восстановлено, но игроки "Милана" отказались выходить на поле, в результате им было засчитано техническое поражение, а сам клуб дисквалифицирован из европейских турниров на один сезон. 

Сакки ушел из клуба и возглавил сборную Италии, в которую его долго звали функционеры Итальянской федерации футбола. Однако добиться выдающихся результатов со сборной у Арриго не получилось, слишком мало времени было времени на то, чтобы заниматься с игроками, объяснять им систему его игры. Италия дошла до финала чемпионата мира 1994 года, в котором по пенальти уступила сборной Бразилии. Для большинства тренеров, выход в финал считался бы успехом, но не для Сакки. На него обрушилась волна критики за его политику в выборе игроков, так как не всегда место в стартовом составе получали звезды итальянского футбола, а так же за систему, которую он внедрял, но которая очень тяжело воспринималась игроками. После того, как сборная Италии вылетела из группового  этапа евро-96, Сакки был уволен. Он вернулся в "Милан", где проработал год и был далек от своих предыдущих успехов, затем был мадридский "Атлетико" и "Парма", но ни в одном из этих клубов он не смог задержаться надолго. 

Как затем говорил Сакки, все дело было в поддержке - "Когда вы пытаетесь сделать что-то новое, когда вы пытаетесь делать вещи привычные вещи по-другому, вам нужно громадное количество поддержки. Если бы Берлускони не поддержал меня, публично и перед игроками, не думаю, что мне было бы суждено преуспеть.

Арриго Сакки - 2017 год