6 мин.

О психах. Простых и Особенных

Все почти с ума свихнулись - даже кто безумен был… (Владимир Высоцкий, «Письмо в редакцию телевизионной передачи»)

...Власть требует единственности! Только при достижении этого состояния можно испытать упоение властью. (Дмитрий Волкогонов, имхо классный писатель и сомнительной репутации историк и человек второй половины прошлого века).

Великий мудрец и одновременно наивный простак Жозе Моуринью назвал себя как-то раз «special one», после чего, простодушно полагаясь на свою «единственность», совершил несколько актов мелкого хулиганства по отношению к коллегам, за что подвергся резкому осуждению и наказанию. Однако, представьте на мгновение, что случится, если на ближайшей пресс-конференции Маур всерьез поведает журналистам, о том, как общался с инопланетянами и летал в космос. Тем же вечером крепко и необратимо загрустит по португальцу дурдом на окраине Мадрида, и вот уже, разгоняя сумерки огнями, свезёт его психовоз в специальную палату по соседству с Наполеоном или, с учетом пиренейской специфики, с каким-нибудь Колумбом-Сервантесом, а наутро СМИ наперебой затянут о безжалостности тренерской стези и о губительном влиянии постоянного стресса на стволовые клетки мозга.

Невдомек сеу Жозе, что по-настоящему «особенные» люди живут в тысячах километрах восточнее Португалии, на развалинах советской империи. Эту касту «спешиалванов» не принято забирать в дурдомы, несмотря на любые их действия и высказывания. Нет, формально закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» на них тоже распространяется, но вот по факту – не забирают. Традиция такая. Кстати, с уголовной ответственностью, да и вообще с какой-либо ответственностью -  та же картина.

На стыке веков президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов неоднократно рассказывал пишущим и снимающим журналистам, что в 1997 году имел контакт с представителями внеземных цивилизаций. Если кто не слышал, вот наиболее смачные подробности:

«Забрали меня прямо из квартиры. Пришельцы были в желтых скафандрах. Помню, зашли на космический корабль, и я стал задыхаться. Тогда мне тоже дали скафандр. Я еще не успел подумать, что воздуха не хватает, а инопланетянин уже показывает на грудь: вот здесь покрути немного, отрегулируй подачу кислорода. Отрегулировал…

 Я так и не понял, для чего меня взяли. Помню, корабль был громаднейшим, одна из кают — как большое футбольное поле, кругом иллюминаторы. Опустились мы на одну из планет, забрали какое-то оборудование. Еще помню, что просил как можно быстрее вернуть меня на Землю (через два дня я должен был проводить Неделю молодежного самоуправления в Калмыкии). Несколько раз обращался к ним с этой просьбой. Потом меня все-таки привезли обратно.

Много раз мне приходила в голову такая мысль — организовать межгалактические шахматные соревнования, но времени на ее реализацию нет».

Негативных последствий откровения Кирсана Николаевича не вызвали, даже наоборот – общественность от души порадовалась, что Неделю молодежного самоуправления инопланетным гостям сорвать не удалось. А всё потому что Особенный.

Собственно, причины появления таких вот Особенных - на поверхности. Я даже не осуждаю и не призываю каким-либо образом бороться с этим. Хотя бы по той причине, что не имею понятия как. Ну вот, у многих, да если не у каждого, из нас есть такие знакомые, которым мы можем простить очень многое, пока они приносят нам пользу. Это может быть прикормленный человек в ГАИ или РЭПе, который помогает сэкономить кучу времени и нервов при прохождении техосмотра, или коллега с работы, который предоставляет «хату» для более близкого общения с барышнями, или гопник с соседнего двора, по первому же зову «подгоняющий» скоммуниженные  копеечные стройматериалы или коробок «дури». Примеров можно десятки привести. Все эти люди могут быть сумасшедшими, моральными уродами, мздоимцами, могут завтракать полусырыми младенцами и слушать Киркорова на ночь – мне не интересен их «облико морале», до тех пор, пока я имею с этих людей реальную выгоду.

Вот уже почти сотню лет власть в стране всецело принадлежит народу. И неудивительно, что правители страны живут исключительно чаяниями народа – им тоже надо иметь навар, правда, конечно же, в иных масштабах. Калмыкия – затерянный в степях регион, с крайне низким уровнем жизни, но при этом обладающий солидными запасами нефти. Здесь царит тишь да гладь, практически отсутствует характерный для субъектов РФ, имеющих статус «республика», сепаратизм, благо более половины населения – русские. Кроме того, Калмыкия – это по своей сути оффшорная внутрироссийская зона. Долгие годы формой правления в регионе фактически  была деспотия, в роли лидера выступал крайне лояльный по отношению к центральной власти Илюмжинов.

Вполне логично, что республика на долгие годы стала площадкой для проведения неимоверного количества махинаций, целью которых было извлечение прибыли для чиновников федерального уровня. Взамен руководитель региона приобрел статус «Особенного», предполагающий возможность говорить и творить чего душе заблагорассудится. Полное упоение властью.

При чем здесь футбол? Дело в том, что до момента появления на политическом небосводе Илюмжинова элистинский «Уралан», серию материалов о котором я начинаю этим постом, вел долгую, но крайне скромную, как и 99% жителей Элисты, жизнь. Одно время, правда, считался спартаковским коллективом, принимал участие в традиционных зимних турнирах между «Спартаками» всея страны в манеже в Сокольниках. Тогдашние аполитичные элистинские фанаты кричали на трибунах «Не сменяем «Уралана» на Луиса Корвалана!», вызывая тем самым трепет идейно подкованных московских милиционеров. На этом значимые достижения «Уралана» в советский период заканчиваются.

Все изменилось в 90-ые. Тот «Уралан» был чрезвычайно популярен у прессы и, соответственно, у болельщиков. Но необычной, новой для тех времена популярностью. Через  команду прошел ряд интересных игроков, в ней работали неординарные тренеры, периодами клуб показывал образцы добротной и симпатичной игры. Но вот именно это никого не интересовало! Главные ассоциации болельщика, услышавшего слово «Уралан»: Илюмжинов, ожидание в Элисте отца и сына Джоркаеффых и Марадоны, обещанная победа в Лиге чемпионов, тренерские отставки, Чесс-Сити, Буняк, таинственные югославы, яркий вылет. 

«Уралан» стал первым в России полноценным клубом-проектом, клубом-ток-шоу. Даже фактическая смерть этой команды прошла в полном соответствии с законами жанра: в свете софитов, под взглядом тысяч глаз и под шквалом тысяч мнений, стильно, четко и драматично-наигранно. Символично, что сразу после первой серии проекта «Уралан», завершившейся вылетом «аля Буняк», в России стартовало первое реалити-шоу «За стеклом». Молох требовал новых жертв.

Спустя менее, чем десятилетие история совершила свой очередной виток. Слово «проект» стало необычайно модным в России и употребляется в самых разнообразных сферах жизнедеятельности. Будто заразившись прилипчивым вирусом от маленькой команды из прикаспийских степей весь российский футбол стал одним большим проектом. Со своим неприкасаемым – президентом РФС. Особенным. Причины «особенности» несколько иные, чем в случае с Илюмжиновым (граждане, вступайте в дачные  кооперативы!), но суть – та же. Сергей Александрович о контактах с инопланетянами пока не рассказывал (работал в сфере космических технологий, небось, подписку о неразглашении давал), но обещания выиграть в ближайшие годы чемпионат мира разрывают остатки мозга не хуже илюмжиновских откровений. «Особенный» нашего  футбола активно поощряет мистику и имеет нездоровую семейную страсть к перманентному реформированию всего и вся, что определенно вызвано отсутствием какой-либо ответственности за содеянное.  "Особенные» в нашей стране ответственности не несут. Полное упоение властью.

Бурлит и набирает популярность под руководством «Особенного» наша любимая игра. Тоже ставшая Проектом. За пеной этой публичности значение теряет даже спортивный результат, что уж говорить о самой игре, тактике или игровых качествах футболистов. Переводить месячную зарплату Это’О в непостроенные перинатальные центры и школы, обсуждать, сколько бананов ест на завтрак Роберто Карлос, читать по губам Акинфеева, спорить о половой принадлежности Смородской и сексуальной ориентации де Зеува и Хусти интересно даже постоянным зрителям передачи «Дом-2» и поклонникам «Малахов-шоу». Они тоже начинают всем сердцем любить наш футбол, они тоже неустанно пополняют ряды болельщиков!

А где-то в сторонке от всей этой феерии благообразного вида дедушка по имени Валерий Кузьмич Непомнящий, так и оставшийся в реалиях стремительно умчавшегося прошлого, всерьёз переживает по поводу спортивных неудач,  в ночных эфирах психически ненормальные  комментаторы и эксперты рисуют на зеленых прямоугольниках какие-то стрелочки и кружочки для других психов, которым через пару часов вставать на работу, а блогер Шевелев переводит книжки Уилсона и придумывает кучу малопонятных большинству «непсихов» слов под общим названием «диагональная подстраховка».

Все эти люди - тихие сумасшедшие. Но не волнуйтесь, таких в нашей стране в дурдомы тоже не забирают.