13 мин.

Океан-1993. Об отливах и сливах. Часть вторая: Слив

Переходняк.

Предлагаю сразу определиться с порядком изложения некоторых событий того переходного турнира. На матчах меня не было, по ТВ они не транслировались, с людьми, работавшими тогда в «Океане», я не знаком - свечку, короче, не держал. Сам не люблю категоричных, но при этом необоснованных суждений, поэтому не хочу навязывать читателям свое мнение (благо, авторитетом Уткина-Дзичковского-Рабинера не обладаю). Изложу факты, местами сопровождая их своими комментариями, разумеется, носящими характер мнения. Решать, как и что было, в любом случае вам.

Информация черпалась мною из разнообразных печатных изданий, мониторинга интернет-ресурсов, а также общения с людьми, проживавшими в тот период на Дальнем Востоке и следившими за происходящим в «Океане».

Итак, в переходном турнире играли 6 команд (три занявших 14-16 места в высшей лиге и три победителя зональных турниров первой лиги – «Черноморец» (зона «Запад»), «Лада» (зона «Центр»), «Динамо-Газовик» (зона «Восток»). Играли однокруговой турнир, чтобы сэкономить на разъездах – играли в Москве, поскольку на дворе стоял конец ноября – играли в манежах (в ЛФК ЦСКА, динамовском и спартаковском).

Несмотря на статус выходца из «вышки» «Океан» к фаворитам турнира не относили – к осени финансовые проблемы находкинцев начали проявляться особенно остро. С уходом Гарина в основе «Рыбаков» уроженцев Находки не осталось вовсе, игроки ехали на берег Тихого океана за материальными благами, а когда в этих самых благах им стали отказывать – мотивация улетучилась. Перед сентябрьским матчем с «КамАЗом» отказался выходить на поле Юрий Шишкин, после чего место в основе занял Гуленков. В условиях общего упаднического настроения обострились конфликты внутри коллектива: конфликтовали Бондаренко, поддерживаемый ветеранами во главе со Смирновым и Грицаном, и Шишкин, близкий к главному тренеру и его фигурам – сыну, Резанцеву, начальнику команды Иромашвили.

Первая игра с тольяттинской «Ладой», помимо всего прочего, показала, что прямолинейным и атлетичным приморцам будет тяжело на манежных «коврах» - более техничные волжане имели ощутимый перевес и нули на табло к финальному свистку сохранились лишь благодаря усилиям Гуленкова.

Другие матчи: «Луч» : «Крылья Советов» -2:2, «Дин-Газ» : «Черноморец» - 2:1.

Во втором матче выпало играть с тюменцами, захватившими лидерство в турнире. Маститому Эдуарду Малофееву удалось создать в Западной Сибири из неименитых игроков молодую задорную команду. В матче с «Океаном» тюменцы с первых минут отдали территорию «Рыбакам», сделав ставку на быстрые контратаки. Сработало блестяще: тяжелые тихоходные приморцы ничего не могли поделать с веерными резкими наскоками красно-синих. «Океан» отправили в нокдаун в первом же раунде – на 8-ой минуте после быстрого перевода с левого фланга тюменец Герасимов на дальней штанге сбросил мяч в центр Долбоносову, который тоже головой отправил его за спину Гуленкову. Уже через три минуты пришёл черед Герасимова, в красивом бреющем полете над ковром он преобразовал в гол очередной навес с фланга. Поведя в два мяча, «Дин-Газ» окончательно сел назад. Во втором тайме защита приморцев в очередной раз не успела вернуться, Герасимов вышел один на один с Гуленковым и забросил мяч тому «за шиворот». 3:0 – победа представителя первой лиги.

«Луч» : «Лада» -2:2, «Крылья Советов» : «Черноморец» -3:0.

1.       Дин-Газ (4)    2. Крылья (3), 3. Луч (2), 4. Лада (2), 5. Океан (1), 6. Черноморец (0).

 

Как видим, матч с новороссийскими «моряками» приобретал для обеих команд ключевое значение. Не будь матча с Самарой, возможно, и эта игра приобрела бы скандальный оттенок, но последующий шторм заслонил некоторые ее интересные моменты. Уже на третьей минуте либеро (!) новороссийцев Жиров проходит с мячом от центра (!) поля и безо всякого сопротивления бьет метров с 20 – счет открыт. Пять минут спустя защитник «Океана» допускает детскую ошибку – перед штрафной не попадает по мячу, форвард «Черноморца» Бурдин вываливается на рандеву с Шишкиным (после «трёхи» от тюменцев последний рубеж занял именно он) и с острого угла бьёт – Шишкин запускает -0:2. К перерыву благодаря дублю Бурдина счёт уже 0:3 в пользу «Черноморца». Некоторой индульгенцией для «Океана» становится начало второго тайма, новороссийцев прижимают к воротам и отыгрывают 2 мяча. Штурм (настоящий или мнимый, неизвестно) длится почти до самого окончания встречи, за минуту финального свистка «Черноморец» забивает четвертый гол и ставит точку.

«Дин-Газ» : «Луч» - 2:1, «Лада» : «Крылья Советов» -4:0.

1.       Дин-Газ (6), 2. Лада (4), 3. Крылья (3), 4. Черноморец (2), 5. Луч (2), 6. Океан (1).

 

Судьба «Океана» уже не в руках самих приморцев, для того, чтобы на будущий год сыграть в «вышке» им необходимо не только выигрывать оба оставшихся матча, но и ждать благоприятных исходов от конкурентов. Конкуренты к концу турнира явили общественности некий «антидальневосточный пул», с учетом этого реальных шансов остаться в элите у «Океана» на момент игры с «Крыльями» не было. Пользуясь тем, что обе приморские команды играют последний тур между собой, тюменцы, обеспечившие себе выход в «вышку», не упорствуют в игре с «Ладой". В последнем туре уже вышедший «Дин-Газ» и не вышедший «Черноморец» оказывают гуманитарную помощь нуждающемуся Поволжью -  «Крыльям» и «Ладе» соотвественно. Самаре нужна победа, а «Дин-Газу» не надо вообще ничего – уверенная победа Самары. В матче «Лады» и не попадающему в тройку «Черноморцу» тольяттинцам для того, чтобы не считать мячи в случае победы «Океана» нужна ничья. «Лада» ведет всю игру, а в концовке благодарно дает «морякам» отыграться.

Но вернемся к игре с «Крыльями». Утро перед матчем полнится слухами: в стане находкинского руководства мелькает заметная фигура Виктора Антиховича, одного из «серых кардиналов» тогдашнего «футбола по расписанию». Среди игроков нарастает уверенность, что «некоторые лица» готовы «втихую» (то есть, не делясь с остальной командой наваром от слива) «отдать» игру самарцам.

Капитан  Бондаренко добивается аудиенции у президента клуба Юрия Меринова, где сообщает о намерении Аверьянова-старшего и начальника команды Сергея Иромашвили сдать матч. Было ли это невиданной наивностью отыгравшего более 20 лет ветерана, или расчетливым аргументов на будущее, типа «я сделал, все что мог», или жестом отчаяния – решать вам. Тем не менее, беседа с Мериновым Бондаренко несколько успокоила – на матч он вышел.

Интересен состав находкинцев – место в воротах занимает проваливший предыдущий матч Юрий Шишкин.

Аверьянов позже комментировал это кадровое решение несколькими факторами: в целом Шишкин более классный вратарь, нежели Гуленков (скорее всего, так и есть), Гуленков неудачно отыграл с «Дин-Газом» (ну, как минимум не хуже, чем Шишкин с Новороссийском), на тренировке перед игрой Гулекнов присутствовал в нетрезвом виде.

А вот последний довод надо отдельно прокомментировать: Гуленков действительно здорово «зашибал» на протяжении большей части карьеры, в некотором смысле являясь предтечей незабвенного Тумиловича. Однако, по имеющейся у меня информации, к моменту переходняка разгульного вратаря уже «закодировали» и алкоголем злоупотреблять он вряд ли мог. Нет, я в курсе, что отдельные индивиды находят способы "намахнуть", будучи и «зашитыми», и «закодированными», но, как правило, такое стремление характеризует крайнюю степень алкогольной зависимости, Гуленков же после «Океана» не только не спился, а ещё и играл и тренировал на профессиональном уровне (например, дублер Акинфеева Чепчугов – его воспитанник). Косвенно факт своей «завязки» именно после перехода в «Океан» Гуленков подтвердил и в интервью  знакомому корреспонденту Алексею Андронову в декабре 1993 года: «Только в одном помог мне «Океан». В чем? Извини, это личное». Кроме того, Аверьянов-старший о том, что якобы Гуленков перед «Крыльями» «вообще три дня не просыхал» начал говорить далеко не сразу после матча, а уже спустя некоторое время, когда градус общественного мнения относительно его решений достиг пика.

Не оказалось в заявке на матч и сына Аверьянова. Александр Аверьянов-младший был незыблемым игроком основы, травм, заболеваний, дисквалификаций не имел, но в матче, когда у «Океана» были пусть и математические, но шансы, на поле не появился. Ну, не стоит, наверное, лишний раз говорить о том, какое значение невыход сына главного тренера сыграл в послематчевых оценках самой игры.

Сам матч проходил в равной борьбе, пока на 58-ой минуте Шпирюк не вывел «Океан» вперёд. К тому времени в матче «Луча» и «Черноморца» была ничья, и у находкинцев появлялись определенные надежды.

А вот дальше – сплошные вопросы: начал «чудить» Шишкин, несколько раз он играл неуверенно и предоставлял сопернику шансы выходить вперед. Предоставленными шансами самарцы воспользовались на 70 минуте, когда Гапотий, находясь в пределах штрафной, сравнял счет. После этого Кокарев подбежал к бровке и бросил Аверьянову: «Да он же (Шишкин) запускает!». По свидетельству очевидцев главный тренер парировал «И пусть запускает». Ну серьёзным доводом вряд ли это можно назвать, не представляю, чтобы Аверьянов публично  перед трибунами признавался, что игра сдается при его непосредственном участии. Скорее всего, фраза Аверьянова имела целью успокоить разошедшегося форварда. Тем не менее, по окончанию матча эту фразу Аверьянову ох как припомнили.

Удивительнее другое: на 82-ой минуте при равном счете тренер меняет двух основных игроков. Вместо крайнего защитника Грыцана на поле выходит Роман Тихоновецкий (1 матч в сезоне-93), а вместо опорника Смирнова выходит крайний хавбек Рябов (7 матчей в сезоне-93, из них лишь один в стартовом составе). Спустя минуту Шишкин отбивает мяч, пущенный Гапотием, в собственные ворота. Сдают нервы у Кокарева – Олег, взмахнув рукой, покидает поле, Бондаренко презрительно срывает с руки капитанскую повязку и кидает ее на бровку. Замен у «Океана» больше нет, доигрывают вдесятером. Волжанин Валиев устанавливает окончательный счет -3:1 в пользу «Крыльев».

После матча эмоции бьют фонтаном. Бондаренко, Кокарев, Смирнов обвиняют Шишкина и тренерский штаб в сдаче игры. Несколько интересных моментов. Как я уже упоминал, «Океан» к тому времени испытывал финансовые проблемы, перед большинством игроков финансовые обязательства не были выполнены. Но Шишкин покинул расположение команды сразу после матча с «Крыльями», затем вернулся в Находку, собрал вещи и отчалил первым же воздушным рейсом. Долг по зарплате к тому времени перед ним был полностью погашен. Довольно странное отношение руководства «Океана» к игроку, который, по мнению одноклубников, сдал игру, не находите? Более того, несмотря на резонанс, поднятый СМИ в фаворе у руководства «Океана» остался и тренерский штаб. Несколько позже, когда история получила продолжение, выразившееся в стремлении находкинских болельщиков учинить физическую расправу над Аверьяновым (пришлось даже прибегнуть к услугам телохранителей), рулевой «Океана» был вынужден оставить свой пост.  Его преемником стал Иштван Секеч, приглашенный в клуб по протекции …Аверьянова. Сам экс-главный на некоторое время занял пост вице-президента клуба.

То есть довольно очевидно, что Аверьянов-старший сохранил весьма добрые отношения с руководством клуба. На мой взгляд, исчерпывающее доказательство того, что матч отдавали не по инициативе Аверьянова или Шишкина (что, разумеется, ни в коей мере этих людей не обеляет), а с ведома и подачи находкинского президента. Мотив на поверхности: задача выйти в «вышку» практически невыполнима, с деньгами туго, почему бы и не «схалтурить» за живые деньги, сделать «навар» на умирающем клубе.

Являются ли героями те, кто возмутился такой «игрой»? Не знаю. Почти уверен, что и Кокареву, и Бондаренко, и Смирнову, и прочим доводилось на протяжении их длительных карьер играть «договорняки». Возможно, основным моментом конфликта явилось то, что этих игроков «прокатили» мимо дележки заработанного. Скорее всего, все деньги, полученные за «слив», пошли в различных пропорциях отдельным исполнителям: президенту, тренерскому штабу, Шишкину, быть может, Резанцеву, что и вызвало возмущение ветеранов, которым уже довольно долгое время не платили зарплату.

Аверьянов поначалу вину Шишкина всячески отрицал, но несколько позже, когда отпираться в «договорняке» стало попросту бессмысленно, признал, что не исключает такой возможности. Спустя несколько месяцев в почти угасший костер скандала подкинули дровишек: Аверьянов возглавил не кого-нибудь, а именно самарские «Крылья», а на роль голкипера пригласил… конечно же, Шишкина! Интересно, что за время сотрудничества в «Крыльях» Аверьянов не раз обвинял Шишкина в сдаче того или иного матча. Видимо, что-то знал. Предавший однажды..?

Напоследок приведу наиболее интересные послематчевые цитаты главных участников скандала.

Аверьянов: «У меня нормальные отношения с президентом клуба Юрием Мериновым, а воду мутят некоторые игроки плюс люди, далекие от футбола. В первую очередь это "старики" - Бондаренко, Смирнов и Соболев. Своим авторитетом они давят на молодежь и настраивают ее против Аверьянова. Бондаренко выгодно мое смещение, потому что он сам метит на место главного тренера в "Океане" - идет обыкновенная борьба за власть. Футбол отодвинут на второй, а может, и на третий план. Что касается Соболева и Смирнова, то здесь все сложнее. Откровенно говоря, они весь сезон, как игроки основы, не тянули. Я намеревался отправить их в дубль. Прямо так им и сказал: "Извините, ребята, но если ваше мастерство останется на прежнем уровне, то в будущем сезоне на вас я рассчитывать не смогу". Они же, видя причину своих бед только во мне, организовали кампанию, направленную на отстранение Аверьянова от должности главного тренера. Эта троица поставила жесткое условие: либо они, либо тренер Аверьянов. На тех же позициях стою и я. Так что мое нынешнее вице-президентство долго не продлится, если эти люди останутся в команде.

Все замыкается на личных обидах Кокарева. После матча с "Черноморцем" Кокарев, взвинченный поражением, в раздевалке обматерил моего помощника. Я жестко осадил футболиста, что вполне естественно, и попросил извиниться перед вторым тренером. В ответ на это Кокарев в ярости сорвал с себя футболку, швырнул ее на пол и сказал: "Играть больше не буду". На следующий день мы провели собрание, на котором Кокарев признал свою вину и попросил прощения. Но в душе, как выяснилось, затаил обиду на главного тренера, осмелившегося пресечь его хамское поведение. Поэтому то, что произошло во время и после игры с Самарой, для меня не стало такой уж неожиданностью. Кокарев искал повод, чтобы отомстить мне, и нашел его".

Я не думаю, что Шишкин продал игру с "Крыльями".

Шишкин: «Зачем же вы пропускали их, давали бить по воротам?» (на упреки одноклубников в сдаче игры).

«Ну кого еще можно обвинить? Нападающих? Нет. В первую очередь, ищут виноватого во вратаре. Всегда много злых языков было. Такова природа человека - всегда много завистливых людей и много недоброжелателей. Что бы ты ни сделал, в любом случае найдутся люди, которым это нравится, и найдутся те, которым это будет ненавистно».

Бондаренко: «Еще в первом тайме ко мне стали подбегать самарцы и говорить, мол, чего ты напрягаешься, матч нами уже куплен. Во втором тайме тренер «Крыльев» Антихович зачастил к нашей скамейке и стал перекидываться словами с Аверьяновым. Здесь-то Шишкин и начал «пороть». Я тоже хотел уйти с поля, но так как это сделал Кокарев, ограничился отказом от капитанской повязки. Я не хочу быть капитаном в команде, которая так сдает игры».

««Матч с «Крыльями», скорее всего, был последним для меня. Я много видел, как провожают ветеранов, как им цветы дарят, прощальные матчи устраивают. Такой конец карьеры не мог присниться мне даже в самых страшных снах. Я больше двадцати лет в футболе, и такого еще не видел никогда».

Кокарев: «Где-то до 70-й минуты шла нормальная игра. Потом все изменилось - Шишкин стал совершать одну грубейшую ошибку за другой. Вскоре у меня появилась мысль, что он сдает матч. Я подошел к скамейке и сказал тренеру, что если он еще раз отобьет перед собой, или сейчас запустит (счет к тому моменту был 1:1), то я за свои поступки не отвечаю. Через несколько минут он пропустил, и я ушел с поля. Не знаю, красиво это или нет, но играть в таких матчах я не умею».

«Шишкин - единственный игрок, у которого полностью выполнены условия контракта. Меня вообще здесь с лета ничего не держит. Но не хотелось мне, пойми, не хотелось, чтобы команда вылетала. Конец сезона бились, головы расшибали, и теперь такой позор...»

Вылетел «Океан» закономерно, но, конечно, некрасиво. Убили? Да, пожалуй, и убили, а скорее свои же добили уже упавшего – выход «Океану» в «вышку» из «переходняка» не светил. Тем не менее, надо признать, что даже останься находкинцы в элите, дальнейшее падение было бы неизбежно – бедным слабакам здесь ( в «вышке») не место. Се ля ви, суровая, таксзать, правда жизни.

Нынешней зимой «Океан» снова умер – теперь уже как профессиональный клуб (с нынешнего сезона команда будет выступать в чемпионате Приморского края). И вновь агония сопровождалась копанием в грязном белье, обоюдным говнометанием сторон, обвинявших друг друга в убийстве профессионального клуба. Находкинская традиция?