12 мин.

Океан-1993. Первый круг. Возлюби своих убийц

   

Главный тренер и вратарь. Пока ещё кумиры

Океан - Нах?

Во всевозможных турнирных таблицах начала 90-ых находкинский «Океан» сокращенно именовали  «Океан Нах». Несколько лет спустя, с появлением в стране нового непризнанного языка – олбанского – это сокращение приобрело весёлую двусмысленность, которая была бы актуальна для того «Океана».

Так, до сегодняшнего дня Приморье почти поголовно уверено, что вылет дальневосточных команд - «Океана» и присоединившегося к нему в 93-ем «Луча» произошёл не в последнюю очередь вследствие заговора всех остальных участников футбольного действа – от руководителей клубов до руководителей футбола. По их мнению, находящиеся на краю земли дальневосточные клубы всегда являлись бельмом на глазу футбольного сообщества, вынужденного накручивать десятки тысяч километров на полёты к Тихому океану, посылать туда судей, пытаться всунуть в календарь спаренные дальневосточные выезды и спешно изыскивать окна для переносов при нелётной погоде, при том, что и без этого геморроя календарь никто составлять не умел (в дальнейшем, кстати, так и не научились).

Пункты обвинения:

1.       Утвержденная перед началом сезона-93 структура чемпионата, предусматривавшая прямой вылет двух клубов и ещё троих отправлявшая играть «переходняк», была направлена исключительно на то, чтобы сразу избавиться от обеих приморских команд.

2.       Судить «Океан» и «Луч» плохо – прямой наказ футбольных начальников футбольным же арбитрам.

3.       Остальные 16 команд «вышки» образовали определенный пул, направленный против команд с Дальнего Востока.

Давайте попробуем разобраться, действительно ли в 1993 году имел  место сговор под кодовым названием: «Океан – нах!»

То, что наличие в чемпионате двух команд с Дальнего Востока было ощутимой проблемой для остальных клубов – бесспорно. Это и нарушение тренировочного процесса, вызванные длительными перелётами, и трудности акклиматизации, и отвратительный аэрофлотовский сервис вкупе с отвратительными гостиницами, и главная, пожалуй, из проблем – гиперинфляция. Рабочий страны, которому посчастливилось получить зарплату деньгами, а не продукцией или акциями предприятия, принося её домой, не знал во что она превратится завтра. Футбольный клуб знающий, что через пару месяцев ему грозит визит в Приморье и предположить не мог, во сколько ему обойдется дорога – курс рубля имел устойчивую тенденцию падения по отношению к доллару, и делал это рывками, то замирая на короткое время, то резко падая вниз. Аналогичным образом скакали и тарифы авиаперевозчика. И это не говоря уже о том, что сам по себе перелёт в режиме «туда-обратно» обходился в весёлую копеечку, а команды начала 90-ых, включая даже грандов, с жиру совсем не бесились.

Теперь по пунктам обвинения:

1.       После новогодних каникул состоялся очередное заседание исполкома РФС, на котором обсуждались перемены структуры чемпионата. Обсуждались по словам генсека РФС Радионова «в условиях стопроцентной демократии». Всеобщая демократизация вылилась в возмущенный вопль большинства клубов, когда с учетом мнения «независимых экспертов, представляющих спортивную науку» им предложили вариант с 5 вылетающими из «вышки» командами и сокращением элитного дивизиона до 16 команд. Возмущались не только дальневосточники: из всех участников элиты не опасаться вылета могли всего 6-7 клубов. И тут сказался величественный блеск «стопроцентной демократии» - главный тренер сборной Павел Садырин совместно с Николаем Толстых предложили заранее подготовленный компромиссный вариант: напрямую вылетают 2 клуба, ещё 3 играют «переходняк» с 3 клубами первого дивизиона. Вариант для аутсайдеров и середняков тоже из разряда «хрен редьки не слаще». Но больше играться в демократию с клубами РФС не был намерен, регламент утвердили уверенным большинством голосов.

         Решение, конечно же, логичное. Для сравнения: в последнем чемпионате СССР в высшей лиге стартовало 16 команд, в первой -22. В новообразованном российском чемпионате-92 в высшей лиге играло 20 команд, в первой – 52! И это при том, что первенство лишилось команд из союзных республик, а несколько десятков лучших игроков перебралось за рубеж. Масштаб падения уровня турнира оцените сами. В элитном дивизионе полно было игроков, для которых раньше вторая союзная лига была бы пределом мечтаний, а про то, во что превратилась первая российская лига и говорить не стоит. Безотносительно «заговора против Дальнего Востока» сокращение участников высшей и первой лиг было абсолютно логичным и оправданным решением.

       Кстати, на этом же исполкоме постановили последовать примеру Европы и разрешить в высшей лиге только 2 замены за матч (в 92-ом было три).

2.       Проблема судейства была – о ней упоминали многие поигравшие в составе «Океана». С поправкой на субъективность мнения, конечно. Например, многого стоят откровения экс-находкинца Игоря Захарова, на момент своих воспоминаний являвшегося действующим арбитром (причем, одним из ведущих) и по крайней мере связанного определенной цеховой солидарностью. Тем не менее, вспоминая турнир, Захаров в программе «2:1» на «Плюсе» прямо говорит: «судейских ошибок в адрес «Океана» и «Луча» было больше».

Другой вопрос – насколько больше. Прошерстив все отчеты о матчах «Океана» в 1993 году (подробнее о них – ниже), нашёл от силы 3 матча, в которых судейство носило уж очень суровый по отношению к «Рыбакам» характер и при этом повлияло бы на исход игры. Возможно, некоторую скандальность судейскому вопросу придает тот факт, что большинство неоднозначных решений арбитров имело место во втором круге первенства, когда «Океан» уже по горло увяз в гонке за выживание и любая результативная ошибка судьи воспринималась на грани истерики. Судьи назначили 8 пенальти в ворота «Океана» и столько же – в ворота соперников, для сравнения соседнему «Лучу» в том сезоне дали пробить дважды, а наказали 7 раз.

В целом, по моему мнению, «целенаправленное убивание» установить тяжело.

3.       В контексте последнего тура – сто процентов! Там пул «Найденов – Овчинников» сработал неумолимо. А вот в масштабах всего первенства какую-то закономерность вывести сложно. Отдельные "доги", безусловно, имели место, но пула не было никакого. Это обусловлено большим количеством команд, участвующих в борьбе за право остаться. Смотрите финальную таблицу: на финише первенства сразу 6 команд набрали 30 очков, при этом «Крылья» отправились в «переходняк», а ЦСКА занял 9 место. В такой ситуации прежде всего о собственной заднице думается. Кроме того, забегу вперед: у «Океана» на протяжении турнира было несколько возможностей обеспечить себе удачный финиш, но все они были находкинцами последовательно упущены. Впрочем, подробнее об этом – ниже.

Все сказанное здесь абсолютно не касается переходного турнира – там-то, когда судьба «Луча» зависела от исхода других матчей, «пульку» расписали профессионально.

Резюмируя, посмею заметить, что несмотря на определенную проблему судейства, шансы зацепиться у «Океана» безусловно были, а в том, что они были упущены (и главное, как были упущены) вину находкинцы должны искать в себе (причем в прямом смысле: в собственных рядах – извините, это я уже вперед забегаю ;).

Потери и приобретения.

Главная потеря прогнозировалась – один из лучших бомбардиров ЧР-92 Олег Гарин уехал в московский «Локо». Защитник Строганов попытался приткнуться в московский «Асмарал», но москвичей уже коснулся призрак финансового краха и в итоге защитник оказался в тульском «Арсенале». Вратарь-ветеран Сёменов отправился завязывать с футболом в родной Иркутск.

В качестве усиления вратарской линии на Дальний Восток прибыл первый в истории страны игрок из бразильского клуба. Правда, русский. Вратарь Юрий Шишкин, годом ранее, защищавший цвета бразильского «Рио-Бранко» (в «Океане» зарплату киперу поболе предложили).

Ещё два игрока пришли из ярославского «Шинника», вылетевшего в первую лигу – форвард Юрий Моисеев и хавбек Евгений Мартьянов. С их трансфером случился скандал: Моисеева оценили в 25 миллионов (деревянных, разумеется), Мартьянова – в десять. Но океанские миллионы по пути через банковские счета из Находки в Ярославль славно погрели карман каким-то «детям капитана Гранта» и до места назначения не дошли. «Забивали стрелки», жаловались в РФС, но к началу первенства каким-то образом договорились и оба экс-ярославца начали сезон в «Океане».

Результативно пошуршал на хорошо знакомом среднеазиатском рынке Аверьянов-старший: команду пополнили защитник Резанцев (ферганский «Нефтчи»), хавбек Алидодов («Памир»), нападающий Рахманов («Новбахор»). Из дубля ЦСКА приехал Алексей Поддубский: на его позиции в армейском клубе расцветал юный Радимов.

Задачи на сезон.

Поскольку из 18 команд две вылетало, а три «вылетало наполовину» 13 место, как и в прошлом году, находкинцев вполне бы устроило. Ещё перед началом сезона Аверьянов очень опасался «переходняка». Как чуял…

Один герой и кучка раздолбаев.

В первом же матче чемпионата в Находку пожаловал «Ротор», ещё не гранд, но уже с Веретенниковым, Нидергаусом и Есиповым. Матч завершился убедительной победой «Океана». Уже на 3-ей минуте матча Моисеев открыл счет. Этот гол не только стал первым голом чемпионата-93, но и стал самым быстрым дебютным голом чемпионатов России за всю историю. А затем мячи Захарова и Фатина довели счёт до крупного, заставив уже по традиции забитые трибуны «Водника» зайтись в экстазе. Гол Нидергауса в концовке разве что спас волжан он позора. 3:1 – и кто бы в тот день мог подумать, что играли будущий аутсайдер и серебряный призер.

В следующих четырёх матчах у приморцев здорово пробуксовывала лишившаяся Гарина атака – ни одного мяча забить не удалось. Впрочем, на турнирном положении это сильно не сказалось – в трех матчах  были зафиксированы нулевые ничьи (причем две «почётные» - с ЦСКА и «Локо» в Москве), а проиграл «Океан» лишь раз –неожиданно, но по делу «Лучу» в домашнем приморском дерби. Ничьи в годы, когда за победу давали 2 очка, были делом вполне для середняков приемлемым.

В следующей домашней мини-серии «Океан» одержал две убедительные (не по счету, по игре) победы – над Ставрополем и «Ростсельмашем». После этих побед находкинцы комфортно расположились на 5 месте (как по набранным, так и по потерянным очкам) в турнирной таблице.

Согласитесь, вполне неплохая стартовая позиция для успешного выступления. Но «Рыбакам» сытная жизнь в середине таблице, видимо, казалась скучной. В матче с Ростовом не реализовал пенальти Кокарев – и понеслась… На протяжении следующего месяца в 6 матчах находкинцы не смогли реализовать 4 пенальти подряд. Несколько напоминает недавнешний ЦСКА, не находите. Вот только кадровые и игровые резервы у «Океана»-93 куда были скромнее, чем у нынешних армейцев, а потому промахи с «точки» были непозволительной роскошью. Если незабитый ростовчанам «штраф» на итоге матча не сказался, то в следующем матче приморцам было от чего кусать локти. В сложнейшем выезде во Владикавказ «Океан» стартовал очень достойно, спокойно оборонялся и остро контратаковал, а в середине первого тайма ещё и получил право на пенальти. Моисеев отправил круглого выше вверенного Хапову прямоугольника. По весне у «Океана»  закрываться очень хорошо получалось и, забей форвард с «точки», весьма вероятно, что как минимум без ничьей находкинцы с Кавказа не уехали. А так во втором тайме Мархель открыл-таки счет, а уже в добавленное время, когда «Океан» побежал отыгрываться оформил дубль.

А месяц спустя и вовсе состоялась уникальная серия: в двух матчах «Океана» было назначено 4 пенальти (по два в ворота Находки и соперников) и ни один из них не был реализован. В первом матче в Нижнем приморец Юрий Шишкин удар Кураева отбил, но нижегородец повторным ударом добил его в сетку. А вот Кокарев после аналогичного подвига Шанталосова отличиться не сумел. В результате – гостевое поражение «Океана». В следующей игре с постепенно рассыхающимся «Асмаралом» находкинцы при счете 1:1 во втором тайме вновь заработали «пеналь». Неудачники Моисеев и Кокарев от одиннадцатиметровой отметки шарахнулись, как чёрт от ладана, пришлось приговор исполнять Фатину. С тем же успехом: Алексей Шиянов удар потянул. Минут через тридцать Фортуна проснулась и принялась отдавать «Океану» долги с процентами. На предпоследней минуте, когда уже изменить ничего было нельзя (Шерингем и Сульшер в тот год в Находке не играли), арбитр поставил ещё один пенальти – на этот раз в ворота «Океана». Юрий Шишкин вновь демонстрирует отменную реакцию, спасая для команды ничью.

Так на шестиматчевом отрезке подвиги кипера приморцев практически нивелировали промахи полевых игроков. В то время, как раздолбаи не забили четыре пенальти, Шишкин вытащил три.

«Ноу-хау» Аверьянова.

В 15 и 16 турах на «Водник» друг за другом потянулись гранды – столичные «Динамо» и «Спартак».

В матче с бело-голубыми находкинцы резво начали, а когда в начале второго тайма динамовцы начали перехватывать инициативу, случилось чудо. Пусть и случайный, но от того не менее потрясающий гол забил Аверьянов-младший. Обыграв на фланге Ковтуна, Александр сделал навес в штрафную с фланга практически с нулевого угла. Мяч совершил немыслимую по траектории дугу, перелетел всех, ударился в перекладину, от нее отскочил в штангу и только после этого оказался в воротах.

Хвала небесам, что в те годы матчи с дальнего Востока не транслировались и цивилизованный мир этот гол не увидел. В противном случае великий ван Бастен наверняка бы был найден следующим утром с диагнозом «удушение жабой» - его чудесный гол в ворота Дасаева оказался превзойден по всем статьям.

Динамовцы усилили натиск, но Шишкин был безупречен. А под конец матча произошло ещё одно выдающееся событие. Эту игру обескровленный травмами и дисквалификациями «Океан» начал с 14 игроками в заявке, двое из которых были вратарями. И вот, когда в концовке «Динамо» стало примитивно грузить мячи в штрафную хозяев, Аверьянов-отец выпустил в поле вместо форварда Кокарева атлетичного и опытного вратаря Алана Кокоева, который стал помогать защитникам на втором этаже.

Это первый (и на моей памяти единственный) случай в российских первенствах, когда на газон в качестве полевого игрока вышел номинальный голкипер. С двумя вратарями на поле грех было не отбиться – победа «Океана» -1:0.

Три дня спустя на газон «Водника» вышел чемпион. Годом ранее действующему чемпиону ЦСКА пришлось тут очень несладко. Как выяснилось, «Океан» был полон решимости сделать «трёпку чемпионов» доброй находкинской традицией. Начало матча за хозяевами, в противостоянии с лучшими игроками страны они уверенно контролируют мяч, а впереди Кокарев терзает лучшего игрока прошлого чемпионата – Виктора Онопко. Стоппер справиться с настырным форвардом не может и раз за разом фолит. Лишь благодаря авторитету и лояльности Ибрагимова «укротитель Гуллита» избегает удаления, отделавшись горчичником.

После очередного фола Онопко Игорь Захаров исполняет штрафной метров с 30, следует мощный удар – и мяч влетает в «паутинку» ворот Черчесова. Так Захаров впервые крупно «насолил» «Спартаку», став арбитром он ещё не раз заслужит упреки из стана «красно-белых». Во втором тайме Николаю Писареву после отменного сольного прохода удается сравнять счет, но Находка стоит насмерть. Почетная ничья с командой, которая в том сезоне безальтернативно царила в чемпионате.

Помимо выпускания на поле двух вратарей одновременно, Аверьянов-отец в отчетных матчах прибегнул ещё к одной нетрадиционной уловке, позаимствованной им у «Бормана» Овчинникова. Перед матчами с «Динамо» и «Спартаком» тренер приказывал активно поливать и без того неидеальный газон «Водника», доводя его до уровня натурального болота. Привыкший к быстрому комбинационному футболу низом «Спартак» и делающее ставку на скоростные рывки Симутенкова «Динамо» в такой грязевой ванне чувствовали себя крайне неуютно. К вящей радости тренера «Океана».

«Океан» уверенно идёт в середине таблицы. Жизнь всё ещё прекрасна. Главные герои: тренер Аверьянов, с его нестандартными придумками, и вратарь Шишкин, лихо достающий мячи с пенальти из углов.

Но жизнь - переменчивая штука. Как же всё изменится всего через  полгода! Что надо было совершить этим двум людям, чтобы одному пришлось бежать из Находки первым же рейсом на «Большую землю», а другому прибегать к услугам телохранителей?

Об этом самом громком скандале нашего чемпионата начала 90-ых обстоятельно и подробно – дня через два-три. Не пропустите.