8 мин.

А помнишь, как всё начиналось?..

Перед тем, как приступить к описанию выступления ставропольского Динамо-1992 хотел бы напомнить об обстановке, сложившейся в российском футболе после распада СССР. Ну, так сказать, для создания атмосферы...

25 декабря 1991 в Москве состоялось заседание исполкома Федерации футбола СССР. Президент (ох, какое модное в те годы слово ;-) федерации – В.И. Колосков – заверил апчественность в том, что ФИФА в лице генсека этой организации Блаттера, исключает снятие сборной СССР с ЧЕ-92 ввиду отсутствия СССР как государственного образования. Напомню, что на тот момент уже как 17 дней небезызвестные господа Ельцин, Кравчук и Шушкевич в Беловежской пуще подписали, так называемое «Беловежские соглашения». Преамбула этого документа гласила дословно следующее: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». 8 декабря 1991 года Россией, Украиной и Белоруссией было образовано Содружество Независимых Государств – СНГ.

21.12.1991, за четыре дня до отчетного заседания, к СНГ присоединились остальные союзные республики, за исключением Прибалтики и Грузии. Таким образом, к моменту выступления Колоскова, под тремя буквами «СНГ» скрывалось аж 11 де-юре «незалежных» государств – Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия. Кстати, небольшое отвлечение от основной темы – ну как можно русскоязычным людям называть Киргизию «Кыргызстаном»?! Наименование «Кыргызстан» есть самоназвание государства Киргизия на киргизском языке в русской транскрипции (русский язык является одним из двух официальных языков Киргизии). Следовательно, говорить Кыргызстан – это все равно, что именовать Украину – Украйиной, Великобританию – Грейтбритн, а армян – хаями.

 

Так вот, все вышеперечисленные державы СНГ, за исключением Украины, выразили готовность участвовать в объединенном чемпионате. На заседании была утверждена предварительная структура будущего чемпионата – вместо жалких 13 команд в 90-м году и 16-ти в 91-м, предполагалось, что в первенстве СНГ -92 примут участие 20 или 22 команды (две группы по 10 или 11 клубов, которые на втором этапе образуют финальную пульку из 10 команд – по 5 победителей из каждой группы, остальные же поведут борьбу за выживание – вылетают 3 команды). Особенно умилило обоснование таких перемен: оказывается, по мнению Вячеслава Ивановича такая структура «сведет на «нет» проблему договорных матчей». Ну как, а! А мы-то с вами, граждане, пеной исходим! Нету, нету у нас «договорняков»! И с 92-го года не было! Как историческое заседание исполкома федерации футбола несуществующей державы состоялось, так и перевелись на корню эти самые «договорняки». А кто иное скажет - смело в него плюйте, Вячеслав Иванович подтвердит.

Окончательно утвердить структуру и состав будущего турнира планировалось после встречи Нового года. Однако, отгудели новогодние праздники и события начали развиваться куда веселее и стремительней.

На осколках Союза шла ожесточенная борьба за власть. Касалась эта борьба всех отраслей общественной жизни. Футбол, разумеется, также не обошла.

Об этих событиях довольно много написано, сказано в интервью, проанализировано в газетах. Проблема в том, что информация, как правило, исходит либо из уст противоборствующих сторон, либо их сторонников, а посему практически все мнения об участниках и целях борьбы за «порулить» российским футболом, чрезмерно ангажированы. Так, например, е-жик «Футбол» - ещё главное, хотя уже и не единственное, футбольное издание страны в тот момент (а точнее, с момента снятия главреда В. Понедельника в 1990 году) являлось печатным изданием Федерации футбола СССР, то бишь «рупором» В. Колоскова. Немало места в своей книге «Криминальный футбол от Колоскова до Мутко» этим событиям уделил и журналист А. Матвеев - приятель и соратник А. Кавазашвили. Разумеется, оценки журналиста отличаются субъективностью суждений.

Решать в любом случае вам, однако, на мой взгляд, очевидно, что главным призом в этом поединке являлся контроль над наиболее массовым в стране виде спорта. «Интересы футбола» в данном случае имели в лучшем случае третьестепенное значение.

Итак, по порядку… 9 января 1992 года состоится учредительная конференция 173 делегатов от 53 административно-территориальных образований России. На этой конференции инициативная группа из Анзора Кавазашвили, Виктора Понедельника, Валентина Иванова, примкнувшего к ним «новичка» российского футбола – сирийского бизнесмена, владельца футбольных клубов «Асмарал» Хуссама Аль-Халиди создает Всероссийскую ассоциацию футбола (ВАФ) – прямую альтернативу Федерации футбола СССР, то есть федерации несуществующей страны. Кроме того, ещё существует федерация футбола РСФСР, возглавляемая подконтрольным Колоскову ветераном Юрием Нырковым. Однако, не одна из этих организаций не была признана ФИФА и УЕФА в качестве национальных футбольных федераций. Кавазашвили и Понедельник в тот же день чуть ли не из зала заседания направили в штаб-квартиру ФИФА факс с просьбой о признании, а вскоре добились от тогдашнего зампреда Верховного Совета С. Филатова подписи на письме Авеланжу, которое не медля и отправили. Строки письма гласили следующее: «Также сообщаю, что единственным общероссийским объединением, организующим и контролирующим футбол в России, является Всероссийская ассоциация футбола (ВАФ)». Представляю, как смеялись в футбольных инстанциях, принимая лихорадочно-истерические послания противоборствующих сторон в те дни.

Не до смеха, однако, было Вячеславу Колоскову, в те годы уже обладавшему почетным титулом «Непотопляемый». Казалось бы, ещё недавно Вячеслав Иванович единолично рулил крупнейшим спортивным хозяйством страны, а теперь оказался в положении бывшего генсека Горбачева – «царь без царства». Но чиновничий гений не оставил Колоскова в трудную минуту. Были мобилизованы все рычаги влияния, как в России, так и за ее пределами.

Лишь только узнав о создании конкурирующей организации ВИК(В.И. Колосков), прихватив с собой начальника управления Госкомспорта РСФСР Альберта Поморцева, ринулся на прием к председателю Верховного Совета России Р. Хасбулатову (который был хорошо знаком с Поморцевым), на тот момент фактически второму лицу в государстве. Заручившись поддержкой высокого лица, Колосков 10 января 1992 года проводит заседание Федерации футбола страны, на котором присутствует практически те же люди, что на и конференции, утвердившей ВАФ. Посланники со всех концов Союза не решаются на откровенный бунт и поддерживают Колоскова, «прокидывая» таким образом Кавазашвили. Помимо представителей 11 российских клубов, здесь были наставники команд Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, Молдавии и сухумского "Динамо". На встрече должен был присутствовать и посланец ереванского "Арарата", но в последний момент эта команда отказалась от участия в турнире и была срочно заменена на "Новбахор" из узбекского города Наманган. Срочно утвержадется структура чемпионата-92. За поддержку Колоскова всем представителям бывших советских республик гарантировалось место в чемпионате, даже Киргизии, на тот момент наиболее отсталому в футбольном плане региону.

На следующий день, 11 января, по инициативе и под предводительством Вячеслава Колоскова была создана Ассоциация федераций футбола СНГ, которую УЕФА и ФИФА тут же признали правопреемницей Федерации футбола Советского Союза - благодаря этому удалось отстоять путёвку на чемпионат Европы-1992, завоёванную сборной СССР. 21 января окончательно утвердили календарь чемпионата СНГ, старт которого был запланирован на 1 марта.

22 клуба при помощи жеребьёвки были разбиты на группы "А" и "В". В финальную пульку должны были выйти по пять лучших команд от каждой группы. В группу А вошли: душанбинский Памир, ферганский Нефтяник, бишкекская Алга, ашхабадский Копетдаг, бакинский Нефтчи, московские Спартак, Динамо, Локомотив, тираспольский Тилигул, питерский Зенит и Локомотив нижегородский, в группу Б – ташкентский Пахтакор, наманганский Новбахор, алмаатинский Кайрат, сухумское и минское Динамо, московские ЦСКА и Торпедо, владикавказский Спартак, волгоградский Ротор, ростовский Ростсельмаш и екатеринбургский Уралмаш.

Однако, скоро все усилия ВИКа были поставлены под угрозу. В условиях гиперинфляции, ведущие (то есть московские) клубы Росии были весьма незаинтересованы тратить огромные средства на переезды. Инициатором выступил московский Спартак. 1 февраля 1992 года в офисе красно-белых в 1-ом Коптельском переулке состоялось собрание представителей пяти московский клубов – Спартака, Динамо, ЦСКА, Торпедо и Локомотива. На встрече был принят меморандум об отказе названных клубов участвовать в Чемпионате СНГ. Документ подписали главные тренеры и начальники команд: спартаковцы Олег Романцев и Николай Старостин, армейцы Павел Садырин и Виктор Мурашко, динамовцы Валерий Газзаев и Николай Толстых, торпедовцы Евгений Скоморохов и Юрий Золотов, локомотивцы Юрий Семин и Виталий Шевченко. В условиях безвластия они отмежевались и от старой федерации футбола РСФСР во главе с Юрием Нырковым, и от новообразованной Всероссийской ассоциации футбола (ВАФ) под руководством Анзора Кавазашвили.

Колосков, отлично понимая, что без ведущих клубов чемпионат не будет представлять никакого интереса, а бездействие повернет бунтарщиков к организации Кавазашвили/Понедельника, немедленно плюнул на своих вчерашних союзников из братских республик, и 8 февраля созвал всероссийскую футбольную конференцию. Команды бывшего СССР, готовившиеся играть в Чемпионате СНГ ещё делали попытки договориться, пытались идти на уступки московским клубам путем изменения формулы соревнования, но тщетно. На упомянутой конференции был создан Российский футбольный Союз (РФС), его президентом был избран В.И. Колосков, федерация футбола РСФСР была ликвидирована (РФС стал ее преемником), верноподданного Юрия Ныркрва отправили на специально созданную «свадебно-генеральскую» должность председателя Комитета ветеранов. В этот же день утверждается структура и состав первого чемпионата России-92: также 2 группы по 10 команд, занявшие первые 4 места в каждой группе выходят в финальную «восьмерку», которая разыгрывает медали, остальные - в большой «пульке» определяют 5 вылетающих. Из бывшей союзной высшей лиги в число участников первого Чемпионата России попало лишь 6 команд, 11 клубов представляли первую и ещё 3 клуба - вторую лиги.

Окончательно календарь и состав участников был утвержден 25 февраля, то есть менее, чем за месяц до начала чемпионата. А мы ещё Аланию этой зимой жалели – эвон как люди раньше жили!

Чётко сработал Колосков и на международной уровне, благо в конце 1991 года он в очередной раз был переизбран вице-президентом ФИФА. Тогдашний зам Авеланжа Йозеф Блаттер обещал Кавазашвили, что вопрос о признании ВАФ будет рассматриваться ФИФА на конгрессе в Барселоне в конце июля, однако ещё раньше в ряды ФИФА был принят РФС, как правопреемник Федерации футбола СССР.

Чистая победа Колоскова.

Кроме организационных неурядиц, стоит вспомнить ещё о такой беде, как массовый отъезд игроков.

Только за период с 1989-1991 года на запад из российских клубов уехали Колыванов (лучший игрок Союза-91, лучший бомбардир последнего союзного первенства, чемпион и лучший бомбардир ЧЕ-90 U-21), Шалимов (чемпион ЧЕ-90 U-21, дважды входил в символическую сборную чемпионата страны в 90-91 годах), Добровольский(лучший игрок Союза-90, олимпийский чемпион, участник ЧМ-90), Корнеев (чемпион СССР-91, ключевой игрок тогдашнего ЦСКА, один из самых перспективных дебютантов сборной СССР), Мостовой (чемпион Европы среди молодежи-90, «наследник Черенкова» (одно это звание чего стоит!!!), Бородюк (игрок сборной СССР, а позже – сборной России), Галямин (последний чемпион Союза, основной игрок советской сборной последнего состава), Горлукович (Олимпийский чемпион, основа советской сборной), Дмитрий Кузнецов (основной игрок сборной), Кульков (игрок сборной, один из лучших персональщиков страны, «человек, закрывший Марадону» (Спартак - Наполи, помните ещё?), Юрий Савичев (автор победного гола Бразилии в финале сеульской Олимпиады, олимпийский чемпион, разумеется), Уваров (лучший вратарь страны-90, основной вратарь в недолгий постдассаевский период советской сборной), Шмаров (лучший голеадор первенства страны-90 (вместе с Протасовым), автор легендарного киевского гола-89).

Из клубов советских республик – Михайличенко, Заваров, Балтача, Саленко, Цхададзе, Лютый, Канчельскис, Алейников, Беланов, Рац, Юран, Яковенко. Тоже – весь цвет футбола братских республик. А скольких ещё не упомянул, а?!

Вот таким вступал в новую жизнь наш футбол.