7 мин.

Лада Тольятти. Чемпионат России-1994. Перед сезоном

 

 

Клуб финансируется ВАЗом, а точнее, криминальными структурами, которые де-факто автозаводом владеют. В середине 90-х, в разгар рэкетирских войн за контроль над крупнейшим в стране предприятием по производству авто, организованные преступные группировки, контролирующие ВАЗ, «снимают» до 700 миллиардов рублей в год. Городская команда, начинавшая фактически как фарм-клуб областных Крыльев, «братками» не забывается: по некоторым оценкам, после выигрыша скандального переходного турнира-93, клубу было выделено около 3 миллиардов рублей. По среднегодовому курсу 1994 года это составляло около 1,5 миллионов долларов. По меркам высшей лиги – вполне вменяемые деньги.

Президентом Лады, получателем и главным распорядителем денежных средств является Александр Гармашов. В городе на Волге очень по-разному оценивают деятельность этой личности, однако, избегая каких-либо оценок, необходимо признать, что именно Гармашов на протяжении более десятилетия являлся символом тольяттинского футбола. Все успехи и неудачи Лады постсоветского периода связаны прежде всего с этим человеком. После успешного сезона 1993, когда Лада выиграла свою зону в первой лиге, а затем в переходном турнире, проводившемся в московских манежах на коврах, завоевала право выступать в «вышке» в клубе не скрывали амбиций. Примеры Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Набережных Челном и, конечно же Камышина, показывали, что и представителям футбольной периферии вполне по силам выловить что-нибудь в мутной воде тогдашнего футбола.

Как попали.

В 1993 году тольяттинцы выиграли зону «Центр» первой лиги. Выиграли в затяжной и напряженной борьбе с питерским Зенитом, в составе которого играли Окрошидзе, Боков, Белоцерковец, Владимир Кулик. В том же году питерцев по линии правительства города начал курировать некто В.Л. Мутко. Позже из Питера неслись упреки многочисленные упреки в адрес волжан о том, что исход соперничества за первенство в зоне решался за пределами футбольного поля, но в любом случае Зенит, обыграв конкурента дома, впоследствии сам допускал необязательные осечки. Примечательно, что в горниле волжско-питерской борьбы закалялся характер молодого рефери Валентина Иванова, сына «того самого Козьмича». В тот год он судил первую лигу, в частности, обслуживал матч Зенит – Лада. Примечательно, что в том матче Иванов «похоронил» Ладу, поставив в ее ворота пенальти и удалив вратаря. Впрочем, эта неудача не помешала тольяттинцам опередить Зенит. На настоящих «похоронах» Лады Валентин Валентинович ещё поприсутствует, но несколько позже. Третьим на финиш пришёл московский Интеррос, возглавляемый тренером Александром Ирхиным, годом ранее сохранившем место в «вышке» для ставропольского Динамо. В межсезонье 1993/1994 молодой специалист примет Ладу, во время переходного турнира в качестве консультанта, а зимой как главный тренер. Кстати, если я правильно понимаю, финансировался Интеррос одноименной компанией, ставшей первым серьезным проектом Владимира Потанина?

Лада перед сезоном -94.

Задачи на сезон.

Зимой задачей-минимум оглашается закрепление в высшем эшелоне, с учётом хорошего финансирования, Ирхин не стесняется говорить и о месте в еврокубках, благо свеж прошлогодний пример никому не известного «Текстильщика», пробившегося в Кубок УЕФА. Жизнь, как водится, в дальнейшем эти планы здорово подкорректирует, однако, на начало сезона все видится логичным: симпатичная игра техничной команды в прошлом сезоне, новый молодой, но уже заявивший о себе тренер, спонсор-автогигант и бывший футболист-президент, деятельный, здорово ориентирующийся и в футболе, и в специфике нового времени, «руководитель новой формации», зимние сборы в малоосвоенной на тот момент Испании (Малага) и на Кипре.

Потери и приобретения.

Есть ли смысл вести о потерях или приобретениях, если от прошлогоднего состава в Ладе-94 осталось 4 человека: защитники Табаков и Сергей Иванов и хавбеки Середа и Плетнёв. Решение кардинально обновить состав было принято руководством ещё в начале декабря 1993 года, после того, как Лада в переходном турнире завоевала право выступать в высшей лиге. Вспоминая выделенные ВАЗом средства и учитывая специфику тогдашнего провинциального футбола, вряд ли можно однозначно говорить, о том, что коренная перестройка была вызвана только спортивными причинами. Так или иначе, выделенные «криминальные» деньги были успешно освоены. Процесс «освоения» по-видимому было удобнее проводить в условиях строительства новой команды (малоконтролируемые подъемные новичкам, зачастую в форме квартир в Тольятти, «откаты» за переходы и т.д.). Процесс отработанный и годами отшлифованный.

Зимой в ЦСКА вернулись хавбеки Бавыкин и Бобров (оба в составе армейцев не закрепятся и в город на Волге ещё вернутся), определявшие лицо команды полузащитники Заздравных, Жангиров, Халиуллов, защитник Букин и в особенности лучший бомбардир Лады-93 Чеснакас (31 гол в 36 матчах) были отчислены из команды. Особенно ударило по команде изгнание Сергея Чеснакаса, лучшего бомбардира в истории Лады – 159 мячей во всех турнирах. В сезоне 1993 этот человек практически в одиночку олицетворял голевую мощь клуба. За всю карьеру Чеснакасу так и не удалось поиграть на высоком уровне, однако, для тольяттинского футбола он, безусловно, являлся культовой фигурой. В первых 6 турах сезона-94 тольяттинцы забьют только 1 гол. На этом фоне отсутствие бомбардира будет особенно заметно и 17 апреля, на домашнем матче со Спартаком, тольяттинские болельщики, подхватят сидевшего на трибуне Чеснакаса и на руках отнесут к кромке поля. Летом Гармашов позовет голеадора обратно, однако, обидевшийся Чеснакас пойдёт на принцип и ответит отказом, о чем впоследствии, по собственному признанию, будет жалеть. После расставания с Тольятти, карьера 31-летнего форварда склонится к закату. Вместо «вышки» он перейдет в Саранск, там не сумеет закрепиться в составе, летом 1993-го перейдёт к аматорам из похвистневского «Нефтяника», а год спустя, на прощание, сверкнет в Ладе, но уже димитровградской: 14 мячей в центральной зоне второй лиги.

К громким приобретениям тольяттинцев следует отнести поволжского немца Виктора Гауса, на протяжении семи предыдущих лет практически бессменного вратаря «старшего брата» - самарских Крылышек. Один из символов самарского клуба тяжело пережил уход из Крыльев «своего» тренера Антиховича, вдрызг рассорился с его преемником и руководством клуба, после чего ему ничего не оставалось, как поменять самарскую прописку на тольяттинскую. Прямой и независимый, Гаус никогда не был «удобным» игроком. В его новой команде это тоже скоро проявится…

Из Кореи подъехал чемпион СССР-87 в составе московского Спартака и обладатель последнего Кубка СССР центрбек Альмир Каюмов. Да-да, тот самый теперешний рефери, изрядно помелькавший в прошлом году в прессе в связи с весьма мутной историей. Однако, в те годы у Альмира с психикой все было отлично: имея реноме одного из самых жестких защитников страны, он и в Ладе активно его подтверждал : самоотверженно «рубил» соперников на подходах к своей штрафной. Из московского Интерроса Ирхин привел с собой защитника Дмитрия Градиленко, воспитанника ещё романцевской «Красной Пресни». Градиленко уже имел за плечами опыт союзной «вышки», в которой он выходил в красно-белой футболке. Вытеснить из состава Спартака Никифорова, Онопко, Андрея Иванова или «Барези» Хлестова ему оказалось не под силу, но несмотря на неудачный сезон Лады, Градиленко был в полном порядке и его дальнейшая карьера пойдет по восходящей.

Кроме Градиленко, Ирхин жаждал видеть в команде и капитана Интерроса – защитника Богачёва. Богачёв провел с Ладой часть межсезонки, но в отношении него что-то у клубов не срослось. Интересно и желание главного тренера приобрести форварда сочинской Жемчужины Тимура Богатырёва. Дело было почти на мази, но в результате «великий и ужасный» Арсен Юльевич Найдёнов нашёл убедительные доводы, побудившие Богатырёва остаться в Сочи. В 4-м туре чемпионата Лада будет принимать сочинцев. К началу второго тайма гости будут вести уже 3-0. Богатырёв оформит дубль и заработает пенальти. Это поражение фактически подведет итог под непродолжительным пребыванием Ирхина в Ладе. Таким образом, можно сказать, что первое свое фиаско Ирхин потерпел ещё в межсезонье. Ещё один знаковый несостоявшийся переход – армейца Карсакова, которому обещали квартиру в ЦСКА. Не дождавшись обещанного, Дмитрий рванул на шальные деньги в Тольятти, однако, перед началом сезона его перехватили московские динамовцы. Талантливый конструктор атак явно пришелся бы ко двору в Ладе,но…

Кроме того, команду пополнил атакующий хав Равиль Валиев, из днепропетровского Днепра – подъехали серебряные призёры 2-го чемпионата Украины Константин Павлюченко и Олег Чухлеба. Отсутствие Чеснакаса были призваны заменить 23-летний форвард саратовского Сокола Михаил Никитин, забивший в зоне «Центр» первой лиги 20 мячей, и экс-дублёр московского Динамо, лучший бомбардир первого «незалежного» украинского чемпионата в составе первого чемпиона «Таврии» Юрий Гудименко.

Следующий пост о первом круге ЧР-1994 в исполнении тольяттинской Лады.