15 мин.

Фуркад превратил биатлон в вестерн: уловки с дыханием и кашлем, наезды на чужие лыжи, создание паники

Примечание от редакции: вы в пользовательском блоге Simply a sport lover, где в основном пишут о Мартене Фуркаде. Некоторые тексты этого блога уже попадали на страницу раздела. Поддержите автора плюсами и подписывайтесь, чтобы раньше узнавать важное о лучшем биатлонисте современности.

Это перевод образовательного проекта газеты L’Equipe, посвященного тактике и психологии в биатлоне. Французский вариант можно найти здесь (оптимизировано для смартфона).

Вестерн под снегом

Как дуэль изменила биатлон

Гонка преследования в Оберхофе, 12 января 2019-го. В сердце тюрингенского леса, в самом центре Германии, Мартен Фуркад и Йоханнес Бо вместе прибегают на последний огневой рубеж. Это ожидаемая дуэль между гигантом биатлона, королем дисциплины в последние семь лет и его молодым норвежским соперником, который готовится сбросить его с трона. Матч Федерера и Надаля в биатлоне. Мартен устраивается на первом коврике, его соперник рядом. Кажется, что оба сфокусированы на своих пяти мишенях.

На самом деле, они думают только друг о друге.

Сердца Мартена и Йоханнеса бьются со скоростью 150 ударов в минуту. Они только что пробежали на лыжах 10 км со средней скоростью 30 км/ч. Их преследователи отстают примерно на 30 секунд. Остается последний круг длиной 2,5 км, но уже эта стрельба стоя может определить победителя. Они прекрасно знают свой спорт: одна незакрытая мишень карается штрафным кругом – а это 20 секундами преимущества, подаренного сопернику. Фатальный разрыв для последнего отрезка гонки.

Атмосфера, достойная вестерна. Стадион замер. Зрители с трудом различают спортсменов в самой гуще снежной бури. 

Кто откроет огонь первым? Это Мартен Фуркад. Он закрывает мишень, но его соперник тоже закрывает одну за другой. Вылетают пули. Норвежец промахивается один раз. Француз – два. Ему уже не догнать соперника.

«Стрельба в условиях прямой конфронтации – это матч в теннис» (Зигфрид Мазе, тренер Норвегии по стрельбе, бывший тренер Франции).

Мартена Фуркада победили в Обрехофе. Но маэстро – это, конечно, он. Мартен, как все зовут его – по имени. Из симпатии, уважения и страха. Несмотря на провальный сезон-2018/19, тень пятикратного олимпийского чемпиона витает на последнем рубеже, когда намечается дуэль.

Француз всегда начинает первым, чтобы навязать свой ритм. Он стремится дестабилизировать соперника, получая от этого удовольствие… До тех пор, пока иногда не теряет концентрацию сам. Для него победа всегда имеет цену.

«Мартен – человек, которого все хотят победить» (Йоханнес Бо, обладатель Кубка мира-2018/19).

В биатлоне, зимнем спорте, который больше всего смотрят во Франции, установлены правила двойной дуэли, делающий этот вид уникальным. Ты сражаешься как с мишенью, так и с соперником рядом с тобой. На самом деле, каждый старается дестабилизировать противника, начиная стрельбу первым, анализируя стрельбу соседа по звукам пули или играя с границами установленных правил, чтобы получить решающее психологическое преимущество. Хитрость, очень распространенная у мужчин, хотя и женщины не остаются в стороне.

Таким образом «бок о бок» превратилось в «один на один», что ввело биатлон в эру зрелищности, где напряжение во время стрельбы не уступает интриге во время пенальти в футболе. 

Мартен это понял сразу, как только попал в профессиональный спорт в 2007 году: начать стрелять первым и попасть – это всегда дает преимущество над соперником. В идеале, каталонец заставляет оппонента поторопиться со стрельбой и совершить ошибку. Как бы то ни было, он показывает, кто здесь главный.

Бьорндален, Свенсен, Тарьей Бо. Даже лучшие биатлонисты десятилетия, каждый из которых выигрывал Кубок мира, оказывались жертвами пуль Мартена. Их удивляла подготовка француза. Он способен начать стрелять быстрее, чем кто бы то ни было благодаря быстрой изготовке.

«Это я управляю. Я атакую, попробуй следовать за мной», – месседж, посылаемый биатлонистом, который начал стрелять первым (Жан-Пьер Ама, бывший стрелковый тренер сборной Франции). 

Мартен предпочитает стрелять на установке номер 1, зарезервированной за лидером. Лукас Хофер следовал этой стратегии в Оберхофе-2019, когда боролся за подиум с Арндом Пайффером. Перед последним рубежом итальянец обогнал соперника и устроился на первом коврике.

Двойной эффект: он показывает противнику, что сильнее его, и одновременно поворачивается к нему спиной. «Это еще один способ поиграть с соперником и деконцентрировать его», – признается Хофер.

«Когда ты стреляешь на первой установке, ты не видишь никого. Видишь только мишень» (Яков Фак, двукратный чемпион мира).

Доротея Вирер и Йоханнес Бо выиграли Кубок мира в 2019 году. Это биатлонисты с наиболее быстрой изготовкой (время между прибытием на стрельбище и первым выстрелом).

Мартен остается таким же биатлонистом, как и остальные: начать стрелять быстрее него – это лучший способ его дестабилизировать. В декабре-2017 в преследовании Хохфильцена Йоханнес Бо открыл стрельбу первым. «Моей единственной целью было начать стрелять раньше него», – признается норвежец. Выигрышная тактика: удивленный француз промазал тремя выстрелами из пяти. Йоханнес его сразил.

«Ему удалось оставить меня позади. Я позволил себя захватить быстроте его стрельбы» (Мартен Фуркад, перед микрофоном L’Equipe).

Никогда не один

В ситуации дуэли ухо воспринимает все. Мартен слышит «динь», «паф» и «оу». Острое «динь» раздается тогда, когда пуля касается мишени, его сопровождает «оу!», которое издает публика. Более жесткий «паф» раздается тогда, когда пуля не попала в мишень (звуки можно послушать здесь, для смартфона).

Спортсмен с опытом Мартена быстро анализирует стрельбу соперников и приспосабливает к этому стратегию. Даже если иногда ошибается, как это было в пасьюте Антхольца-2019, когда он по звуку определил, что у его товарища по сборной Антонена Гигонна был промах, а это оказался прошедший габарит. 

В ситуации дуэли Мартен внушает страх. Его аура и регалии подавляют. В голове его соперников дуэль бывает проиграна заранее. «Мы часто ставим людей на пьедестал», – признает Сандрин Байи, выигравшая Кубок мира-2002/03. – Когда оказываешься наедине с превосходным стрелком, внутренне чувствуешь барьер».

В 2016 году норвежцы наняли Загфрида Мазе, тренера, стоявшего за всеми успехами Мартена Фуркада. Тренер передает информацию Йоханнесу Бо, главному сопернику француза. Его совет: «Если ты оказываешься один на один с Мартеном, старайся играть в его игру. Он это заметит, и это может нарушить его концентрацию». «Лучшая уловка для того, чтобы его победить», – утверждает Йоханнес.

Если невозможно игнорировать соперника, готовься дать ему отпор.

Коринн Ниогре удалось извлечь пользу из подавляющего статуса своей соперницы. В Антхольце-1999 француженка пришла на стрельбу вместе с Магдаленой Форсберг, одной из величайших биатлонисток в истории. Настроенная решительно, Коринн представила лицо соперницы в глубине мишени. «Тогда именно она была человеком, которого нужно победить. Для меня мишень была ее головой, которую нужно было заставить упасть».

Если Анаис Бескон оказывается в дуэли со своей подругой из сборной Франции, это приводит ее в замешательство. Она хочет выиграть, но успех подруги тоже много для нее значит. Хорошо знать соперника – не всегда преимущество. Другие девушки из сборной не разделяют этот семейный настрой. Анаис Шевалье улыбается: «Это может быть моя лучшая подруга, но на огневом рубеже я прежде всего сама за себя. Подсчитаем очки в конце».

Дуэль в белом

Ни холод, ни январская простуда не испугали Симона Фуркада. Старший брат Мартена отрабатывает стрельбу в Коррансон-ан-Веркор. В этот день Симон тренируется один, тогда как обычно его сопровождают товарищи по команде.

Будь ты один или в компании, необходимо воспроизвести условия гонки.

«На тренировке Мартен единственный, кому удается создать такое напряжение, как будто разыгрывается олимпийская медаль» (Антонин Гигонна, вице-чемпион мира-2019).

Чтобы приблизиться к условиям соревнований, бывший биатлонист Венсан Дефран и его товарищи разыгрывали ситуацию прямой конфронтации. «Мы с Рафаэлем Пуаре устраивали стрелковые соревнования», – рассказывает олимпийский чемпион-2006. – Одновременно приходили на рубеж, без всякого хронометража, первый кто делал промах – проигрывал».

На кону не стояла медаль, но проигравший расплачивался: покупал на всех пиццу или собирал коврики после тренировки.

«Мы игроки. Даже если на кону завтрашняя пицца, никто не хочет проигрывать» (Венсан Дефран).

У итальянцев другая методика: их тренер устраивает дуэли между мужчинами и женщинами. Никто не хочет проиграть противоположному полу. Так, Лукас Хофер должен сражаться с Доротеей Вирер и Лизой Витоцци, с их невероятно быстрой стрельбой. Итальянец признает: «Я не мог бы и мечтать о более красивой дуэли на тренировках».

«Иногда парни боятся бросить мне вызов. Они знают, что проиграют» (Доротея Вирер, обладатель Кубка мира-2018/19).

Хотела съемку в Playboy, тусила в молодости и отказывала русскому фанату. Теперь Вирер – лучшая в мире

У тренера Франка Бадью есть методы, как отвлечь биатлонистов, производя шум. Это «шумовое загрязнение», по его мнению, может варьироваться от динамиков с орущей во всю мощь музыкой до шепота на ухо. «Больше всего деконцентрирует, когда вы зовете по имени человека, который собрался стрелять», – улыбается Бадью.

Между собой биатлонисты тоже умеют так делать. «Мы часто прикалываемся на тренировках», – смеется Симон Фуркад.

«Если ты стреляешь так же хорошо, как паркуешься, ты вряд ли попадешь в мишень!» (пример шуток, которыми обмениваются биатлонисты на тренировке, как рассказывает Симон Фуркад).

Коринн Ниогре действовала более тонко. В конце 90-х команды на Кубке мира тренировались вместе. «Накануне гонки я любила устроиться рядом с соперницей и поразить пять мишеней за пять секунд, чтобы она повернулась ко мне со словами: ух ты, вот это уровень», – смеется Коринн.

Устрашение 2.0

Обмен колкостями в социальных сетях накануне Олимпиады-2014. Тарьей Бо опубликовал в инстаграме картинку «пиццерии» (в которой при внимательном рассмотрении можно узнать сюжет русской сказки, видать, русские болельщики постарались! – прим.), где они с Эмилем Свенсеном готовятся поджарить Мартена Фуркада.

Француз завоевал первый олимпийский титул в пасьюте. В твиттере он изобразил фургон норвежцев с символикой пиццерии: «Теперь я понимаю…. Привозите свою кухонную утварь в Сочи-2014!». 

Несмотря на попытки запугивания, Тарьей Бо знает: Мартен готов к дуэли лучше, чем он. Потому что лучшая тренировка – это соревнование с его моментами истины.

«Я оказываюсь в такой ситуации во время гонки примерно раз в месяц, – объясняет норвежец. – Я менее стабилен в топе, поэтому реже попадаю в ситуацию прямой конфронтации. Мартен и Йоханнес же могут упражняться каждый уикэнд».

Вкус риска

Преследование Хохфильцена-2015. Перед четвертой стрельбой Мартен Фуркад возглавляет гонку, за ним идут Симон Шемп и Тарьей Бо. Они втроем в сотне метров от рубежа. Ко всеобщему удивлению, Мартен на развилке дергается в сторону и устремляется по другой траектории, в сторону финиша, прежде чем возвратиться на правильный путь. Его соперники сбиты с толку за несколько секунд до последней стрельбы.

Мартен победил, даже если эта стратегия и стоила ему немного времени и энергии. Действовать на грани фола, разбивать привычный порядок – все решения хороши, чтобы одержать верх в дуэли. 

«Риск – это быть более сконцентрированным на сопернике, чем на мишени» (Рафаэль Пуаре).

Во время гонки Мартен иногда прикалывается. В пасьюте Оберхофа-2018 он завершил последнюю стрельбу раньше Эмиля Свендсена и братьев Бо. Он мог свободно покинуть стрельбище, но сделал поворот вокруг своей оси, чтобы смерить победительным взглядом соперников.

Фуркад просто позер: поиздевался над Бо после стрельбы

Мартен порой нарушает кодекс биатлонных дуэлей: он больше не бок о бок с противником, а становится лицом к нему.

«Иногда я веду себя немного провокационно. Я могу оказать прямое влияние на психологический настрой моих соперников» (Мартен Фуркад в своей книге «Моя мечта о золоте и снеге»).

Рафаэлю Пуаре тоже случалось играть с границами правил и фэйр-плэй, чтобы деконцентрировать противников. Он признается, что в начале карьеры вел себя немного неуважительно. Он вспоминает гонку, когда пришел на огневой рубеж позади Франка Люка. «В тот момент я откашливался и дышал очень сильно, чтобы он меня услышал». Немец промахнулся двумя первыми выстрелами. «Думаю, он это вспоминает до сих пор», – улыбается француз.

В правилах говорится, что «стрельбище представляет собой зону молчания, начинающуюся за 10 метров до установки номер 30 и заканчивающуюся через 10 метров за установкой номер 1. Любое общение между спортсменом и тренером в этой зоне запрещено, под страхом дисквалификации. Правила не уточняют, имеют ли спортсмены право общаться между собой, но этот закон негласно соблюдается.

Есть правила, а есть практика, и Рафаэль Пуаре имеет последователей. Приходя на огневой рубеж, биатлонисты делают глубокие вдохи, чтобы замедлить сердечный ритм. Они пользуются этой возможностью иногда и для того, чтобы производить больше шума, чем это необходимо. Способ деконцентрировать соперника, не нарушая правил.

«Это землетрясение? Нет, это всего лишь Мартен Фуркад» (Йоханнес Бо о том, как дышит Мартен, приходя на стрельбище).

Эти маленькие хитрости на границе установленных правил не смущают IBU. «Я не видел большого числа протестов относительно этой практики», – говорит Макс Кобб, член исполнительного совета IBU. – Думаю, это никогда не достигает того размаха, чтобы биатлонисты чувствовали, что им создают серьезные помехи».

Эмиль Свенсен мог бы протестовать против поведения Фуркада в пасьюте Контиолахти в 2017 году. Француз с силой наехал на лыжи соперника, чтобы их замедлить – это привело к падению норвежца. В результате оба проскочили свои места для стрельбы. Один промах у Свенсена, два у Фуркада. Эмиль не слишком злится. «Это было некстати для нас обоих. Однако, можно сказать, что с его стороны это было не очень вежливо».

«Если я использовал такого рода тактики, это чаще заканчивалось тем, что я сам терял концентрацию, больше, чем мои соперники» (Эмиль Свенсен).

Вернемся в лес Тюрингии. Пытаясь превзойти Йоханнеса, Мартен поторопился, несмотря на порывы снежной бури. Первая пуля – динь. Вторая пуля – паф. «Он немного переиграл», – анализирует Зигфрид Мазе. – Он хотел сделать хороший второй выстрел, тогда как Йоханнес только заканчивал изготовку, и это привело к ошибке. Но это риск, на который он должен был пойти».

На этот раз риск привел к проигрышу. Но он много раз позволял ему выиграть.

Делая тот торопливый второй выстрел, Мартен не думал, что уже совершил революцию в биатлоне. Молчаливый лыжник, который бежит по лесу с винтовкой на спине, остался в прошлом. Публика хочет интриги, напряжения, зрелища. Она хочет то, что принес ей биатлон, даже сполна это не осознавая – силу дуэли.

Источник: L’Equipe

Фото: globallookpress.com/Stefan Adelsberger, Matthias Balk/dpa, Johan Axelsson