14 мин.

Янсруд готов к захватывающему сезону

 

Хеге Люннвед Одинсен

                                         Готов к захватывающему сезону

VG 19 ноября 2016

Норвежские горнолыжники готовы к новому захватывающему сезону. Хьетиль Янсруд говорит, что он никогда ничего не боится. Но к нервам прислушиваться нужно.

1

Только однажды, когда зима была настолько суровой, база трассы такой обледенелой, а погода настолько плохой, что в его душу заполз страх. Он посмотрел с холма вниз и подумал: «Боже мой, разве может быть хорошо?»

Лучшие горнолыжники мира находились в Кицбюэле, и в течение ночи не предвещавшие ничего хорошего звуки капели в средневековом тирольском городке становились все сильнее. Теплая погода и туман заползали в долину и делали лед на этом устрашающем спуске изрытым ямами, а езду по нему опасной.

На рассвете горнолыжники отправятся на скоростной спуск по одному из самых сложных склонов в мире.

Хьетиль Янсруд спал хорошо, так, как всегда. Он выиграл здесь скоростной спуск в прошлом году. Но когда он и его напарник по команде двинулись вниз по холму, они осознали всю серьезность положения. Условия стали очень трудными.

Ребята разогрелись, поднялся ветер, пошел снег. Трассу должны сократить для безопасности спортсменов. Они стартуют один за другим. Соседи по комнате  Янсруд и Свиндал начинают готовиться. Шея у Янсруда взмокла не только от теплой погоды. Сотрудник сервис-службы провожает Акселя на старт. Хьетиль - следующий за ним, но прежде, чем он подходит к линии старта, он слышит, как нарастает шум в публике. Что-то на спуске пошло не так. Внезапно  Хьетиль видит, что его сервисер  поворачивается к широкому экрану. Он думает, что часы пока не запущены и нужно кое-что изменить на трассе. Он не знает, что случилось с Акселем.  Он плотнее обхватывает палки, закрывает глаза, мысленно представляет себе трек, прежде чем отправиться в гонку. Все, что Янсруд слышит по пути вниз, это «привычный рев нервов». Когда он пересекает финиш четырнадцатым,  к нему подбегает его мать, на ее лице слезы радости. Вот сейчс Хьетиль узнает, что Аксель Лунд Свиндал пропустит весь оставшийся сезон из-за серьезной травмы колена.

Девять месяцев спустя, сидя перед камином в домике в Ломе, Хьетиль Янсруд разминает ноющие мышцы бедра и углубляется в то, почему он боится испытывать чувство ужаса.

-Страх связывает вас. Я никогда не боялся, что могу не выиграть. Но свои нервы нужно слушать, чтобы они помогали вам избегать ненужных  рисков и не давали делать ошибки.

-У тебя есть психолог, который помогал бы тебе?

-Нет. Насколько я знаю, ни у кого из наших психолога нет. Это мне не нужно. Никто не заставит тебя стать львом, если ты курица.

Он не исключает, что психолог может помочь. Кроме того, горнолыжники должны получать такую помощь после травм.

-Но если бы мне нужен был психолог, вряд ли я смог бы бежать чертовски быстро на крутых ледяных горных склонах.

С дьявольской скоростью он должен будет гнать, когда горнолыжники перейдут к скоростному спуску и супер-G в этом сезоне. На самом деле они должны  бы уже выступить  в Лейк-Луис на следующей неделе, но гонки здесь отменены из-за отсутствия снега. Когда Янсруд приехал сюда в 2015, он забрал победы в обеих дисциплинах.

В тренировочном лагере на Ювасбреен снег есть.

-Сухой шампунь, ты помнишь о сухом шампуне?

Янсруд просит зарядник для мобильника. У него осталось 2 % зарядки.

Сборная горнолыжников на своем последнем сборе перед сезоном.

2

Сегодня его разбудили в 6 утра, в восемь он пошел на тренировку. Через четыре часа он снял лыжи и сейчас стоит с головой, окруженной облаком сухого шампуня. Привычным движением он взбил свой чубчик  и уложил прическу в виде шлема. Он готов к фотосессии.

-Хе-хе, это мы можем. Дьявол кроется в деталях,- широко ухмыляется он, стоя на леднике с Ютунхаймом во взгляде.

- Причесочку укладываешь в честь дамы?

-Это о чем, черт возьми, ты думаешь?

-Эээ, возможно, вот об этом?

-На сленге это «жены и подруги», но их не так много, как принято думать. У Марселя Хиршера и Боде Миллера довольно часто есть подружки, которые ждут их внизу. Но мы, норвежцы, как правило, избегаем этого. С подружкой можно встречаться несколько раз в год, и тогда все идет хорошо. Если же кто-то все свое время проводит с подругой, то он прежде всего отрывается от команды, от тех ребят, у кого нет девчонки. Необходимо принимать это во внимание.

3

У Хьетиля Янсруда нет подруги. Продолжавшиеся два года отношения подошли к концу весной прошлого года.

-Приятно иметь подружку. Но это значит искушать судьбу, когда ты так далеко.

Сборная отдыхает час после обеда, прежде чем снова приступить к тренировке. На ужин их ждут тефтели с коричневым соусом, тушеной капустой и брусникой. Ни один диетолог не подходит горнолыжникам, они сами рассчитывают для себя потребление и расход калорий. Янсруд всегда знает, сколько калорий он использует за день.

-А как вы поддерживаете вес?

5

-Ну, знаешь, принцип 90-х годов «жир дает скорость» не продержался долго. К счастью, у меня нет необходимости постоянно измерять объем бедер, чтобы проверить, не меньше ли он, чем на прошлой неделе. Я могу бежать так же быстро, как на тестировании, потому что сама сила еще не определяет, насколько ты хорош.  В этом смысле горные лыжи нравятся мне и потому еще, что допинг не дает здесь преимущества.

-Что ты думаешь по поводу случая с допингом Тересе Йохауг?

-Мне очень жаль Тересе, и я думаю что ее объяснение правдиво. Но в целом, я думаю, что спортсмен заслуживает осуждения, если в его организме есть допинг – и только так.

6

Хьетиль Янсруд жует печеньице и пьет газировку в коттедже в Ломе. Панели на стенах и деревенская мебель контрастируют с шиком его квартиры в Грюнерлёкке в Осло, с итальянской кухней и обеденным столом из цемента. Но там он проводит мало времени, а 250 суток в году он путешествует с «ребятами», всегда останавливаясь в двухместных номерах.

-Устал так жить?

-Нет, это отлично. Вы хорошо знаете друг друга, обмениваетесь впечатлениями, опытом, радостями и печалями, разговариваете или молчите. Но это имеет смысл, если ты нашел соседа по комнате, с которым у тебя схожие интересы и суточный ритм. Мне нужно, чтобы я мог взять свою гитару и сыграть песню Оге Александерсена, а потом мне нравится играть во что-нибудь.

Норвежские горнолыжники известны тем, что они имеют хорошую традицию помогать друг другу и подсказывать друг другу вместо того, чтобы вонзать ножи в соседей.

-Мы жестко боремся друг с другом на трассе во время гонки. Но мы убираем свое эго подальше по пути к двери гостиницы, независимо от того, был у нас хороший или плохой день. Существует внутренняя справедливость, которая живет в команде с 90-х годов.

Янсруд в гневе сломал палку и бросил шлем на землю.

-Может быть, ты забыл, что у тебя сегодня плохой день?

-Да, пожалуй. Буду ворчать на тебя во время ужина, чтобы ты слушал. Это разрушает команду. У меня плохие дни почти каждый день, хе-хе. Это бывает, когда гонки и соревнования идут уже давно, а ты все никак не можешь выиграть. Но я становлюсь слишком стар, чтобы злиться долго.

-Когда тебя в последний раз ругали в команде?

-Во время сбора в Чили ругал Аксель на завтраке. Я положил себе много еды и не съел булочку. Правилом команды является то, что если тебе подают еду, ты ешь, сколько можешь. Если у тебя хороший аппетит – просишь принести побольше, а если нет – поменьше. Если ты обслуживаешь себя сам – ешь все, что положил, и так всегда! И вот я услышал от Акселя «съешь все, что положил». Очень неприятно получить в челюсть от товарища по команде, на самом деле.

Хьетиль тогда не доел, но он полностью поддерживает товарища за его упрек. Он считает, что люди должны стараться говорить и об этом тоже.

-Мы все видели, как в столовой вытаскивают ломтики бекона из чужой порции  яичницы или кромсают пироги, чтобы взять больше начинки. Черт возьми, если так будет продолжаться, это станет нормой. Нет уж, кто-то должен сказать.

Когда Хьетиль Янсруд в начале 90-х пришел в сборную по горным лыжам, он, по словам источника из его окружения, был «нахальной маленькой звездой из Гудбраннсдалена».

-Вероятно, я был очень избалован серьезным успехом и тем, как он оценивался моим ближайшим окружением. Я был желторотый и совсем недипломатичный. Таким образом, курс обучения в сборной вышел очень крутым, но это было абсолютно необходимо. И это было здорово, что я попал в сборную в такой период, когда я только еще формировался. К счастью для меня вокруг были сильные люди.

В 2006 году произошел самый серьезный спад в его карьере. Спина была совершенно разбита.

-Я не знал, удастся ли мне вернуться, но усиленно трудился над этим. Но это так хреново, когда ты думаешь, что того, к чему ты испытываешь страсть, что ты так любишь, никогда больше не будет. Так я чувствовал себя иногда в то время после травмы. Я был в отчаянии. Я даже в конце концов пошел к даме без медицинского образования, она лечила, накладывая руки. Но и это не помогло.

6

После упорных двухлетних тренировок он наконец вернулся в горные лыжи. Товарищи по команде почувствовали, что он вернулся лучшим лыжником, чем был, и стали к Янсруду относиться более бережно.

Самым впечатляющим послужным списком у горнолыжников обладает Свиндал, который сейчас является символом норвежской горнолыжной сборной. Хьетиль считает, что это вполне естественно.

-В целом, у него лучше результаты, у него хороший образ, и он старше. У меня все почти так же хорошо, но я немного моложе, у меня не такие хорошие результаты,  и я намного сварливее.

-Ты считаешь, что  находишься в тени Акселя?

-Нет, никогда. Тем не менее, я нахожусь в тени, потому что до сих пор он был лучшим. На самом деле никому из нас не нужно быть боссом. Я рад за него. Сейчас я чувствую, что между нами в группе все распределено 50Х50.

Хьетиль вырос в Винстре, в семье, где было четверо детей, и он никогда не был в тени. Первые лыжи для слалома подарили ему дядя и тетя, вскоре он страстно увлекся горными лыжами, когда отец взял его в трескучий мороз на склон Голо.

-Мы ездили туда вечером во вторник, среду, четверг и оба дня уик-энда. Папа приходил домой с работы и проводил весь вечер в дороге к Голо и на склоне. Когда мы возвращались домой примерно в одиннадцать часов, мама уже стояла с ужином. И так мы продолжали, пока мне не исполнилось 15 лет.

Параллельно он занимался и другими видами спорта – футбол, дзюдо, прыжки с трамплина и бадминтон.

-Всегда любил воду. Пусть я здесь выгляжу непрезентабельно, но тому виной папина желтая шапочка.

8

-Ты чувствуешь, что на тебя давили, чтобы заставить работать, когда ты был маленьким?

-Никакого давления не было. Да, были четкие границы, четкие требования, но и с другими подростками было то же самое. Для папы было совершенно очевидно, что когда он выделял время для меня, ничто не могло остановить его на половине дороги. Да, бывали дни, когда я хотел пропустить тренировку, а он говорил «нет». Но он никогда не давил на меня, этого не было и я никогда не делал того, что не хотел,- говорит Янсруд.

9

-Что ты думаешь о том, что отец уделял тебе так много времени?

-Я был рад видеть, что он так же хорошо относится к моим брату и сестрам. Несмотря на то, что я не так уж много времени проводил дома. В то же время … я видел, что мой отец очень азартный и склонный к соревнованию человек. Я  предполагаю, что это было удовольствием и для него тоже, не только для меня.

Сегодня Хьетиль, его брат и сестры разбросаны по всей стране. Чтобы не потерять родственных связей, они регулярно проводят выходные «братьев и сестер». Родные описывают Хьетиля как очень целеустремленного, но и очень доброго и щедрого брата. Он часто оплачивает счет, когда они вместе идут в ресторан.

7

-Мои родителя потратили на меня и мой вид спорта столько сил и денег, что я думаю, что все это естественно. Здесь нет понтов, а только благодарность  моим брату и сестрам.

Он настолько «беспонтовый», что не хочет, чтобы мы сфотографировали его в огненно-красном спортивном автомобиле Audi S7, в котором 450 лошадиных сил  и на котором он подъехал к Ювассбреен.

-Привет, я же из Винстры, так что я помешан на машинах. Я купил ее для собственного удовольствия, а не для показов,- говорит откровенно Янсруд.

-Ты быстро ездишь?

-Слушай, я выбираю свою квоту адреналина, когда лечу в скоростном спуске, так что это не то, что я делаю на дороге. На автобане я выжимаю 200-230 км/ч и 270 на скоростной трассе.

-У тебя есть штрафы за превышение скорости?

-Да, несколько, но это не то, чем я горжусь. Есть веские причины для ограничения скорости, и они должны соблюдаться. Я езжу уже 13 лет, и сейчас у меня нет никаких проколов, и права у меня ни разу не отбирали. Вот и все,- сказал он.

Хьетиль открывает свой шестнадцатый сезон. Он хорошо понимает, что впереди у него намного меньше времени для профессионального спорта, чем он провел в сборной.

-Нужно подвести итог своим 30 годам. Посмотреть на людей вокруг. Они много работали, уже создали семью, дом, у них устоявшаяся жизнь классического формата А-4. А то, что я до сих пор странствую по всему миру, катаюсь на горных лыжах и хлопаю пластиковыми воротцами – так это мой вклад в развитие общества. Хе-хе, очень странно, на самом деле. Но я очень счастлив.

Янсруд искренне улыбается. Заводит руки за голову.

-Ты не скучаешь по своей подруге? Может быть, это шутка?

-Нет, собственно, нет. Надеюсь, и она тоже.  Не хочу, чтобы это звучало эгоистично, просто я стал еще больше любить спорт и получать от него все больше удовольствия. Ребята мне почти как семья, и сейчас я просто очень радуюсь тому, что у меня есть.

-Но это же не будет длиться вечно?

-Конечно, нет. Вот поэтому нужно наслаждаться всем этим в то время, когда можешь. С этим трудновато расстаться. В тот момент, когда я найду себе подругу, я уйду, но, конечно, буду скучать по этому времени.

11

Он смотрит «Nobel». Впечатляет высокий уровень актерской игры, режиссуры и достоверность истории. Андерс Даниэльсен Ли играет просто безумно хорошо.

Он слушает радиопередачи: «Misjonen», «Alt du sier er feil, Espen» og «Krisemøte», ему нравятся хорошие развлекательные передачи о больших и малых жизненных проблемах.

Он любит пиво и свежесваренное «живое» пиво. «Я простой человек, Schou Pilsner это лучшее, что я знаю. Если его нет, то  Fat Tire из пивоварни New Belgium. И из свежесваренного рекомендуются все сорта от Дамм Brewery».

Он знает, что нужно получать удовольствие от каждого дня.

-Я помню прекрасное детство в Винстре. Всегда по соседству что-то происходило, было много спорта. Кроме того, была хорошая школа, хотя я не вписывался в график обучения, потому что всегда что-то было более важным, чем учеба.

10

К двадцати годам началось снижение, хотя в моей жизни происходило много замечательного.  Попал в национальную сборную. Потом случилась травма спины, которая выбила меня из колеи на два года. После того, как я восстановился после травмы и смог себя контролировать, все снова пошло хорошо. После этого был только большой путь, несмотря на травму спины и связок. Перерыв весной 2015 года был очень трудным, в то время я испытал свой самый большой успех как спортсмен. Теперь стрелка графика указывает вверх, и я надеюсь, что он поднимется на новый уровень к 32 годам. «Волшебство», хе-хе. Если бы я достиг 40 лет…то тогда у меня было бы несколько медалей, хрустальные глобусы и моя собственная семья, это был бы потолок, после которого начинается путь вниз.

12