8 мин.

Футбол и коммерция. Пример «Манчестер Юнайтед»

Когда трава была зеленее и воздух чище, футбол был больше любительским видом спорта, нежели профессиональным. Но большие деньги пожаловали в футбол в 90-ых годах, а после «дела Босмана» футболист вовсе стал обычным работником, который работает за деньги и имеет все привилегии работника. Короче говоря, теперь футбол и бизнес стали единым целым, что не могло не привнести свои последствия. Давайте окунемся в историю "Манчестер Юнайтед" о владельцах и финансах.

Теперь есть вероятность, что любой маломальский миллиардер, который естественно мог и не иметь представления о том, что Театр Мечты это вовсе не театр, имея достаточную сумму, мог полностью купить клуб.

В далеком 1990 году, когда ныне великий и ужасный "Манчестер Юнайтед" только-только перерождался из пепла под руководством Сэра Алекса Фергюсона, совет директоров решил выставить акции клуба на публичную продажу (то бишь IPO), что ясно дало понять, что клуб будет позиционироваться как смесь футбольного клуба и бизнес компании. Да, у клуба были разные владельцы до того самого дня и они формально были владельцами бизнес компании под названием "МЮ", но одновременность выхода акции на биржу и общей коммерциализации футбола в 90-ых годах четко прояснило в каком направлении будет двигаться клуб.

А это означало то, что теперь есть вероятность, что любой маломальский миллиардер, который естественно мог и не иметь представления о том, что Театр Мечты это вовсе не театр, имея достаточную сумму, мог полностью купить клуб и взять под свое управление, что даже сейчас невозможно представить в Германии и в некоторых клубах Испании (Реал Мадрид, Барселона, Атлетик). Учитывая, что доходы клубов АПЛ в конце 90-ых начали расти как грибы после дождя, попытки такого захвата (захват бизнесменом, который ищет выгоду) были неизбежены и были лишь вопросом времени. И это время настало.

Первого, кто попытался отхватить, растущий семимильными шагами, кусок сладкого пирога под названием "Манчестер Юнайтед", звали Руперт Мёрдок из корпорации BSkyB, и это произошло через 8 лет после выхода акции клуба на биржу. Совет директоров приняло предложение Руперта в 623 млн фунтов, но покупка была сорвана благодаря из-за «Комитету по Монополиям и Слияниям» (Monopolies and Mergers Commission). Дальше больше, через некоторое время у незаменимого Фергюсона были проблемы финансового характера с крупными акционерами Джоном Магниером и Джоном Патриком МакМанусом, что вылилось в желание ирландцев уволить Сэра Алекса из клуба, но, здравый смысл все-таки победил власть и, в конце концов, совет директоров несколько снизил полномочия ирландцев.

Настал 2003 год. Теперь, "Манчестер Юнайтед" - обладатель нескольких трофеев АПЛ и Лиги Чемпионов  и один из самых популярных клубов в мире, который имеет EBITDA (прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) в 57.3 млн фунтов (рост в 38% с 2002 годом) и EPS (прибыль за акцию) в 11.5 пенсов. Доходы от телевизионных прав и от спонсоров растут в арифметической прогрессии, а стадион заполняется под завязку на каждый божий матч и приносит 70 млн фунтов дохода с 25% ростом по сравнению с прошлым годом. И тут на светлом горизонте Стрэтфорда появляется семья Глейзеров, которая видя огромный финансовый потенциал клуба, начинает потихоньку скупать акции достигнув около 30% в октябре 2004 года.

Глейзеры

Затем, в следующем году, семья скупает акции вышеупомянутых ирландцев и других менее крупных владельцев клуба достигнув 75% владения, что дает им право остановить продажи акции на бирже Лондона. И летом того года Глейзеры доводят свой пакет бумаг до 98% что дает им абсолютную власть в клубе. Позже появляется информация о том, что семейка взяла долг в 265 млн фунтов заложив "МЮ" и 275 млн фунтов прочих долгов. В общем, сумма долга выросла до астрономических 660 млн фунтов, по которому каждый год клуб обязывался возвращать по 62 млн фунтов. После всех этих событий Союз Акционеров (Shareholders United), который успешно противостоял против упомянутого Мёрдока, но проиграл Глейзерам, переименовали себя в Independent Manchester United Supporters Trust (MUST).

Некоторые игроки "МЮ" как бывшие, так и нынешние были против захвата клуба одним акционером, а тем более тем, который не имеет представление о футболе. А более радикальные ненавистники основали свой клуб под названием «Юнайтед оф Манчестер», который сейчас находится в 7-м дивизионе футбольной системы Англии. Так началась борьба между тем, кто хотел выдоить из клуба деньги и теми консервантами, которые пытались сохранить спортивные принципы.

И это был пик ненависти болельщиков к Глейзерам, особенно после появления информации в январе 2010 об увеличении долга "МЮ" до 716 млн фунтов.

Если в финансовом плане команду укачивало и появлялись некоторые беспокойства, то и на футбольном поле "МЮ" в 2005-2006 годах перестал показывать привычные хорошие результаты, попав под горячую руку богатого Челси имени Моуринью. Но, здравый смысл новых владельцев (в этом плане их нечем упрекнуть), которые доверились профессионалам своего дела, позволило клубу вернуть к себе спортивные успехи и немного успокоить фанатов в период 2007-2009 годов. Но к концу 2009 года активизировались MUST и полномасштабная фанатская кампания под названием Love United Hate Glazers. В сезоне 2009-2010 Театр Мечты был густо окутан золотисто-зеленымы цветами предшественника "МЮ" клуба Newton Heath под видом баннеров и шарфов.

HGLU

И это был пик ненависти болельщиков к Глейзерам, особенно после появления информации в январе 2010 об увеличении долга "МЮ" до 716 млн фунтов после выпуска облигации и включая Payments in Kind (Высоко рисковый кредит который полностью оплачивается только в конце срока). В тот же год объединение финансовых состоятельных болельщиков Red Knights под лидерством Кейта Харриса попыталось полностью купить клуб, но такие причины как отказ Глейзеров, потенциальная цена в 2 млрд фунтов и здравый смысл отказа от такой дорогущей покупки оставили мечты ненавистников Глейзера у разбитого корыта.

Но, в тот же год владельцы объявили о неожиданной единовременной выплате всех долгов суммой 249 млн фунтов (которые Payments in Kind) и некоторых облигации, что позволило снизить общий долг до около 460 млн фунтов и сегодня этот долг опустился до отметки 367 млн фунтов благодаря стабильному обслуживанию и первому выходу акции на биржу во времена американцев. И вот, в мае этого года, появилась радужная информация о том, что 193 миллионный долг "МЮ" был рефинансирован под 2.78% у Bank of America вместо прежних грабительских 8.7%, и теперь клуб будет платить по счетам 21 млн фунтов каждый год, вместо прежних 31 млн.

Ниже приведены пару графиков об обслуживании долгов "МЮ". Выводы можете сделать сами исходя из трансферных и игровых результатов каждого сезона.

Обслуживание долга МЮ
Расходы МЮ

Подытоживая, можно сказать, что некоторые большие клубы благодаря многомиллионным ТВ и спонсорским контрактам сейчас превратились в бизнес компании, где в угоду всем ставится прибыль, а не спортивные результаты. Вообще, стиль управления больших клубов можно поделить на три вида:

  1. Частный владелец, который ищет только выгоду.

  2. Частный владелец, который любит футбол, и тратить большие деньги.

  3. Совместное владение клубом болельщиками или мелкими инвесторами

В каждой из них есть свои минусы и плюсы. Не будем вдаваться в эти подробности. Но факт остается фактом, клубы АПЛ превратились в бизнес компании, а цены на трансферы, ТВ и спонсорские контракты растут как дрожжи. Как и в любой экономической сфере, период затяжного роста когда-нибудь достигает пика и начинается коррекция, то есть мыльный пузырь взрывается, принося большие потрясения этой сфере. Но, только превентивные меры, такие как ФФП от европейских футбольных чиновников может спасти ситуацию. Коммерция естественно принесла большую пользу футболу, сделав его ярче, интереснее и доступнее, но также принесла свои подводные камни, которые нужно успешно обходить прямо сейчас, не то будет поздно.

А если говорить конкретно про "МЮ": очень даже понятно, что растущая финансовая могучесть футбола привлекла семью Глейзеров в 2003 году и уже сегодня можно сделать вывод, что они реально сделали отличную инвестицию лично для себя, так как теперь, через 10 лет после покупки, "МЮ" оценивается в 3.165 миллиарда долларов. После всего этого, финансовая ситуация клуба начала стабилизироваться, спонсорские контракты растут, долги потихоньку уменьшаются и самое главное Глейзеры не лезут в дела профессионалов футбола (тренеров и директоров), что все еще приносит успех на поле. Но есть одно но, в трудные и беспокойные финансовые времена популярность, имидж и спортивные успехи клуба сохранились и даже приумножились под чутким руководством Фергюсона, который обеспечивал гарантированный спортивный результат, что только увеличивало доходы клуба. Но, имея в активе непогашенный долг в 370 млн фунтов, сможет ли Мойес правильно провести такой большой клуб через долговые дремучие леса коммерции?

Очень надеюсь, что ответ на этот вопрос будет положительным, и мы увидим, как клуб в своей истории пережил еще одну напасть, теперь от лица коммерции имя которому «Глейзеры» и продолжит добиваться успехов на футбольном поле, принося радость своему главному капиталу – болельщикам.

P.S. Более детальную экономическую информацию о состоянии долгах Юнайтед в текущем году можно прочитать здесь