4 мин.

На матч Нидерландов пустили 5 тысяч зрителей, распределив их по 9 «пузырям». Это эксперимент, который поможет вернуть фанатов к Евро

Хорошие новости.

Матч Нидерландов и Латвии должен был стать обычной игрой фаворита группы с аутсайдером. И, наверное, так бы и было, учитывая, как голландцы весь матч возили Черномордого и компанию. Но не в нынешних условиях. Когда включаешь обзор матча, сразу обращает на себя внимание непонятный шум – а потом на трибунах появляются болельщики.

Для Западной Европы это то, от чего уже отвыкли: ведь в основном болельщиков на трибунах не было больше года, где-то, как в Англии, их ненадолго пускали перед второй волной ковида.

Нидерланды в этом плане – одна из передовых стран ЕС. Здесь больше месяца тестируют систему допуска на массовые мероприятия (пока в небольшом количестве – на «Йохан Кройфф Арене», например, было всего 5 тысяч человек при вместимости в 55). Как это работает?

Голландцы запустили инициативу «Возвращение к жизни» (ее поддерживает правительство). Болельщикам, которые купили билеты на игру, нужно сделать экспресс-тест на коронавирус (обязательно актуальный – сделанный в последние сутки) и загрузить в день матча его на специальный сайт, записав это в приложение CoronaCheck, которое также отслеживает местоположение в день игры.

По результатам тестов людей поделили на 9 групп, которые запустили в разные сектора стадиона в формате так называемых «пузырей» – чтобы они контактировали только с представителями этой группы. Причем некоторые сектора могут быть в масках, а некоторые – нет. И даже дистанцию соблюдать не надо! Пока это все эксперимент.

«Каждый пузырь используется для проверки потенциальных рисков и поведенческих факторов, связанных с возвращением зрителей на массовые мероприятия без соблюдения полутораметровой дистанции, – говорилось в заявлении пресс-службы стадиона. – Например, изучая различные возможности рассадки, порядок, в котором заходят зрители, различные схемы рассадки и разделение зрителей по прибытии».

У каждого «пузыря» внутри собственные ограничения и собственная цель тестирования. Например, технологический университет Эйндховена, которому досталась одна из групп для исследования, разрешил болельщикам активно поддерживать команду, а также не соблюдать дистанцию и находиться на трибуне без масок. Почему? Дело в том, что на трибунах установили более ста датчиков, чтобы изучить, как разлетаются мелкие частицы (жидкость, капли) по воздуху на трибуне.

В туалетах за главной трибуной были установлены ультрафиолетовые лампы, гарантирующие дезинфекцию помещения после каждого посещения. Зеленые и красные огни над входом в туалеты указывают, доступна ли эта зона. В скайбоксах настроили систему вентиляции, чтобы сократить риски. 

Каждый болельщик получает браслет с тегом, который позволяет следить за его поведением на трибуне, а также за числом близких контактов. С учетом определения локации фанатам прилетали уведомления, настроенные под их местонахождение: например, что на пути толпа людей.

Из приятных бонусов: через одно из обязательных к установке приложений капитан сборной Джини Вейналдум утром поприветствовал всех болельщиков и сказал, что их с нетерпением ждут на игру.

Футболисты и тренеры тоже с нетерпением ждут результатов эксперимента. «Мы хотим играть не при пустых трибунах, а для болельщиков. Будем надеяться, что это первый шаг и что мы сможем увидеть еще больше людей во время чемпионата Европы», – сказал Франк де Бур.

Матч Нидерландов с Латвией – не первый опыт. На двух матчах второй голландской лиги пускали по полторы тысячи человек. Их поделили на 6 секторов, в каждой был различный уровень контакта и меры по предотвращению. Заболевшим после этих матчей был только один присутствовавший на стадионе.

“Это хороший эксперимент, с помощью которого мы можем показать, что вскоре мы сможем снова собрать людей на стадионе, –  признавался генеральный секретарь KNVB Гийс де Йонг. – Если тесты отрицательны, болельщики могут показать это в приложении на стадионе и попасть туда, имея билет. Это могло бы работать и на клубном уровне, и на Евро».

Верим?

Фото: REUTERS/Piroschka Van De Wouw