13 мин.

Дудь слетал в Замбию к бывшему водителю игроков «Зенита»: он переехал, чтобы учить детей футболу

Продал машину и создал команду «Восход».

Иосиф Тимченко раньше жил в Петербурге и работал на футбольный клуб «Зенит». В январе он отправился в Замбию, чтобы учить африканских ребят играть в футбол, и создал команду «Восход». Тимченко – герой нового интервью Юрия Дудя. 

Кто он такой

– Я работал около футбольного клуба «Зенит». Водителем футболистов, я пришел как водитель футболистов. Сначала работал с Акселем Витцелем, потом с Акселем и с Юрой Лодыгиным. Когда Аксель ушел, я дорабатывал с Юрой.

Впоследствии сваливалось все больше и больше обязанностей. Я был и бэйби-ситтером, и доктором семейным. В общем, слово это звучит как «батлер» (butler). В американском варианте – немножко неправильное значение, потому что оно близко к слову slave – раб. Но в Англии батлер – человек при королевском дворе.

Вот есть условный король Монако, у него есть батлер, который утром стучится: «Ваше величество, вы уже проснулись? Вот ваше расписание на сегодняшний день, вот ваша одежда, она поглажена». Перенесем на футбольный язык: вот ваша форма, сегодня с логотипом «Газпрома» или без логотипа – в зависимости от матча. Тренировка с 11 до часу, едем к 9, потому что у тебя массаж-процедуры или разминка-процедуры. Возвращаемся в 3, едем на обед. Или вот обед, я уже все заказал. Семья у тебя прилетает во столько-то, я организовал доставку…»

– То есть ты человек, который решает вопросы?

– И рабочие, и которые возникают. В том числе бытовые.

Тренировки и турниры «Восхода»

Перед тренировкой на горе сидит местный парень. Оказалось, это Алекс – бывший ассистент Иосифа. В начале их было трое, но сейчас осталось всего два – сидящего на холме парня Иосиф уволил.

– Я им плачу деньги: за транспорт и за еду. Алекс меня подставил неудачно, когда мы строили поле. Я ему дал деньги на проезд, а он не пришел, хотя вся работа в тот день зависела только от него. У нас весь день провалился, потому что не пришел Алекс. Он выключил телефон на 3 дня и пришел только в пятницу, когда узнал, что я тут жарю курицу для парней.

Я ему сказал: я тебе даю немного времени – я должен быть в тебе уверен, а не бегать за тобой. Он может приходить по вторникам-четвергам играть. Я буду на него смотреть, когда увижу немножко другой подход – приглашу. Сегодня тренировка в 15, сейчас 11 – он на 4 часа раньше пришел».

Иосиф дал парням денег на сок и пончики. Ребята шли на тренировку 10 км под солнцем.

Когда гол забили, мой воротчик упал. Я спросил, что он сегодня ел – он ничего не ел ни сегодня, ни вчера. Для них это обычная жизнь: некоторые из них кушают нормально – 2-3 раза в день, есть ребята, которые даже кушают курицу 1 раз в день, но есть и те, кто ест 1 раз в день, для них это – норма жизни. Это просто данность такая».

Если вас вдруг интересует проблема переписанных футболистов, то Тимченко затронул и ее. Ребята в Африке не празднуют дни рождения. Часто ребенка регистрируют только лет в 5 – как говорит Тимченко, «если дожил».

Иосиф считает, что футбол в Африке любят больше, чем в России. 

– Да-да-да, в процентном соотношении. Все! Вот мужская половина населения здесь – они все будут играть. Я не видел ни одного, кто не смог бы начеканить мяч 5 раз или что-то такое сделать.

По субботам Иосиф проводит еженедельный турнир. Команда-победитель получает приз: ребята идут к Иосифу домой, рубятся в PlayStation и едят мясо. Но для участия в турнире надо быть на всех тренировках за неделю – их 3.

Команды на турнире назывались «Ювентус», «Барселона», «Ман Сити» и «Восход».

– У тебя нет тренерского образования. Как ты тренируешь детей?

– У меня сын играл в футбольных школах, я сам занимался в футбольных школах. Владивосток, футбольная школа «Спартак». А потом я просто приходил играть на школьный стадион, где занимался дубль «Луча» (тогда еще не «Энергии»). Я интегрировался в эту тусовку.

Еще я привез с собой кучу учебников. Да, я самоучка. Но самоучка, который достаточно долго наблюдал за Виллаш-Боашем, Спаллетти. За Манчини не наблюдал, за Луческу – тоже. Доступ к тренировкам был, когда играл Аксель.

– Почему назвал «Восходом»? Совковое же название.

– Мы и искали немножко совковое название. Выбрали путем голосования в инстаграме. Но в нем есть некое значение для этих ребят, что их жизнь с этим футболом может иметь некий восход.

– Ну ты же понимаешь, что один может сыграет в чемпионате Замбии – я легко в это верю. Но остальные нет. И что? В чем восход?

– Я это вижу, что я их вытащил из сточной канавы. Если бы не футбол, они бы сидели и играли в грязи. Я тебе зуб даю – всех в школу отправлю. Они все будут учиться в школе.

– А сколько стоит в год учиться в школе?

– Бесплатно до 7 класса, но там расходы порядка 30 долларов в год – на униформу, рюкзак, обувь. Это чтобы закончить начальную школу. А дальше порядка 50 баксов в месяц – это частные школы уже.

Зачем он приехал

– Я ехал сюда с одной целью, а когда приехал – увидел, что действительность немножко другая. И я изменил вектор. И я понимаю, что я здесь правильно. Ехал, чтобы привезти футбол пацанчикам, у которых нет детства. Просто играть с ними год, общаться на языке футбола. И, громко звучит, менять судьбы.

– Как?

Теперь я хочу, чтобы все пацаны учились в школе. Они не учатся в школе. Я хочу их вернуть в школу, а футбол – как мотивация. Если они хотят играть в моей футбольной команде это обязательное условие. Я нахожу для них спонсоров и пути возврата».

– То есть твоя задача – сделать команду популярной, чтобы пацаны из трущоб хотели в нее попасть. А если ты не ходишь в школу – ты в ней не играешь.

– Они все хотят туда попасть. Они уже априори все туда хотят попасть. Каждый пацанчик будет объяснять, что он с детства мечтает быть футболистом. Даже каждый взрослый будет тебе объяснять, что он провалился, потому что мечтал стать футболистом – и даже в 30 лет он верит, что у него есть шанс. Лишь бы играть, играть, играть.

Про цель приезда рассказала и Ира – жена Иосифа и мать троих его детей:

– Это звучало так: Иосиф привозит футбол в Замбию. Но потом оказалось, что футбола тут довольно много. И Лусака – столица Замбии – город, в котором много чего есть: и футбольные клубы, и лиги и так далее. От такой формулировки мы отказались. Но когда приехали в районы, где живут бедно, мы поняли – там не то что футбола нет, но и нормальных мячей. Цель – с помощью футбола разукрасить жизнь детей.

Как приехал

– Чтобы сюда приехать, тебе нужно было много лавэ. Где ты его взял?

– Я продал машину Volkswagen Polo – за 7 сотен. Купил билеты – сначала one-way ticket. Я купил отпуск: длинный, хороший, настоящий отпуск – он был по пути в Кении. Мы там почиллили очень хорошо. Машина ушла на билеты и на отдых.

Мы с женой провели 3 гаражные распродажи – это когда ты все свое распродаешь. Они часто делаются, чтобы не захламляться. Обозначили, что у нас вот такая миссия, что едем в Африку и нам нужно собрать деньги, чтобы прожить год в Африке. Это еще порядка 300 тысяч.

Плюс у меня были скоплены деньги. На них я закупил мячики, манишки, сетки, весь футбольный инвентарь, все что нужно было. И у меня был один большой донат – меня поддержал Юра Лодыгин. С этими деньгами я сюда приехал.

На миссию нужно было 2 800 000 рублей, но получилось всего 12 тысяч долларов (сейчас это около 800 тысяч – Sports.ru), 3 тысячи ушло на обустройство – кровати, холодильник, стол для уроков. На жизнь осталось 9 тысяч. На жизнь уходит 1800 долларов. Этих денег хватит до августа.

Но у Иосифа есть краудфандинговая платформа, где ему донатят люди. Есть еще люди, которые спонсируют Тимченко тихо – так прилетает 5-10 тысяч в месяц.

Почему Африка, а не Россия

– Когда я ехал, у меня был такой ответ: я еду в футбол. Я везу футбол. Детям, у которых нет возможности заниматься футболом. У них нет мяча, они не видели никогда мяча. В России возможность есть. Но нет желания. Ментальность другая.

По сути я вышел здесь на задний двор и с пацанами начал пинать мячик. Это не секция, не футбольный клуб, который я привез и сразу построил. В России каждый ребенок может взять футбольный мяч и выйти. Здесь, даже если скинутся вдесятером, у них не хватит. А если хватит, то он на местном грунте разносится за 2 дня.

Здесь делают такие мячи, называются «Мпомбуа». Плавят целофановые пакеты, между ними прослойка воздуха тонкая. Получается воздушный и прессованный мячик. Они ими играют. Это был мой ответ, когда я приехал сюда.

– А когда приехал?

– А когда приехал, у меня отпали эти вопросы. У меня он сейчас не возникает.

Жена Ира объяснила это на примере цветочного магазина: если ты откроешь такой в Питере – никто и не заметит, но в Африке это изменит реальность.

Про смысл

– Ребята в возрасте 12-15 лет ищут себе героя, пример для подражания. Здесь ни один родитель не осознает и не ищет никаких героев для своего ребенка. А ребенок будет искать. Я убираю слово герой – не хочу быть героем для них. Хочу быть корешем, другом в то время, когда им нужен пример для подражания.

– Ты же понимаешь, что это никогда не будет приносить тебе денег?

– Денег? Нет, не будет приносить. Успех – в другом. Ты баланс находишь и все. Это благотворительность, но она в понимании другая. Ты даешь деньги бабушке деньги в переходе. А это другая благотворительность. Я что-то сделал и увидел результат.

Второй момент – это мой сын. Этой поездкой он смотрит на меня. Если думать о том, что я забрал детей из цивилизации в глушь Африки. И вот они у меня живут теперь в худших условиях, чем жили там. Я думаю не так. У меня сейчас более качественное время с сыном, оно сконцентрировалось в одном времени.

Он со мной на тренировках, я с ним в школу, со школы. Мы все время вместе здесь. Нет такого, что я куда-то уехал, а он остался. И он смотрит, и он учится. Важно то, какой я месседж ему дам.

– И какой месседж ты ему даешь?

– Что можно жить не только лишь в себя. Можно еще жить широко, легко, свободно, трушно, но при этом – для окружающих.

Жена рассказывает про планы

– Я объясняю, что я замужем – и я не буду менять мужа. Для меня важно, чтобы он реализовывался, чтобы он тоже был счастлив по жизни. Вот сейчас он подошел к такому рубежу, когда то, что он делал – не имеет смысла продолжать делать.

В то же самое время этот опыт и знакомства, которые он получил вращаясь в этой сфере, – это можно как-то использовать.

Иосиф:

– Не футбольный лагерь, не футбольный клуб. Я приехал не взращивать футболистов, я приехал играть с детьми, у которых нет детства. И я действительно увидел, что у детей нет детства, но мы ступенька за ступенькой растем в футбольный клуб.

Я сюда приехал на год – это флэш-миссия такая. Приехал, сделал, завел моторчик, все дальше работает – я уезжаю.

***

Если вы прочитали текстовую версию, не забудьте посмотреть сам выпуск. Мы старались ухватить важные спортивные и философские моменты, но многое осталось в видео. Там еще до очень много захватывающего.