8 мин.

Раздельное решение

В блоге Smokin’ драматичная история боксера Гильермо Ригондо, который стал одним из сильнейших представителей Кубы в профи, пройдя путь от героя до предателя на родине.

Когда Че в последний раз покидал Кубу, чтобы улизнуть в Боливию, он изменил свою внешность и подделал документы. На прощанье устроил ужин с семьей. Жена представила его детям как Рамона, и те за весь вечер так и не признали в нем отца. Когда подали ужин, он по привычке сел на свое место во главе стола. Тут же один из малышей подошел и выхватил из-под него стул. «Вы не можете здесь сидеть. Здесь сидит мой отец».

Че

1962 год. Фидель Кастро запретил на Кубе профессиональный спорт, этим поставив боксеров перед сложным выбором: остаться на родине и сражаться за национальную славу и гордость, либо сбежать в страну, где талант мог их обогатить.

1967 год. Энрико Бланко в возрасте 15 лет побеждает на Панамериканских играх в Канаде. Вскоре после этого поединка он становится первым мигрировавшим кубинским боксёром. 

В 1994-м сбежали еще пятеро. Братья Кастильо, Элайзэсэр и Элизео, несколько дней наблюдали, как акулы атакуют их дрейфующую флотилию. Алексис Барселэй прошел по минному полю, чтобы добраться до залива Гуантанамо. Юриоркис Гамбоа, победитель Афинских Олимпийских игр, продал свою золотую медаль, чтобы купить еду и подарки на первый день рождения дочери. Когда он тренировался в Венесуэле, то просил от кубинской команды зарплаты 10 долларов в день. Они отказали. В 2006-м он бежал.

Бой с тенью

В 2000 году нью-йоркский автор и тренер по боксу Брин-Джонатан Батлер совершил первое путешествие в Гавану, ставшее началом его привязанности к этому отрезанному от остального мира острову. Там он начал снимать фильм, который позже выйдет в прокат под названием «Раздельное решение» (сам автор назвал его «Герой, Предатель, Сумасшествие») и, вероятно, войдет в золотую коллекцию фильмов о боксе. По крайней мере, в это хочется верить.

Фильм рассказывает о Гильермо Ригондо – историю его падения от кубинского героя до «предателя» Фиделя Кастро.

Когда автор познакомился с Ригондо, о нем уже ходили легенды как об одном из величайших боксеров-любителей по прозвищу «Эль Шакал» (Шакал). За его плечами уже было свыше 400 любительских поединков. В месяц он зарабатывал сумму, эквивалентную 30 долларам.

В своих интервью Батлер признавался, что не мог вернуться к нормальным тренировкам после того, как впервые увидел кубинца. Мимо легенды проходили люди, словно не замечая его, а когда прохожий случайно толкнул его, то, не дожидаясь извинений, Гильермо дружески похлопал его по плечу и ушел с глазами, полными грусти. На узких улочках ссохшей Гаваны Батлер встретил старого друга, который рассказал, что бывшим коллегам Ригондо по национальной сборной запрещено с ним общаться. Наказание нарушителям – штраф. Друзья избегали его дома. Власти конфисковали автомобиль, который сами же предоставили (за второе золото он получил Mitsubishi Lancer). Он много говорил о том, как трепетно Риго любил и лелеял ту маленькую машинку, которая была его самым любимым сокровищем в целом мире. Даже среди олимпийских чемпионов автомобиль был редким подарком от правительства.

«Когда он уедет, то бросит жену и ребенка в сложной ситуации. Каждый, кто был с ним знаком, пострадает. Правительство любит сводить счеты, у него повсюду глаза:  полиция, шпионы, соседи. Может помешать с трудоустройством, может карьеру сровнять с землей. А вдобавок может отобрать дом Ригондо. Все кубинцы прокляты с рождения. Прокляты, если остаются, и прокляты, если сбегают».

Дело в том, что 22 июля 2007 года Ригондо и его коллега по команде Эрислэнди Лара не явились на Панамериканские игры в Бразилии. В то же время было объявлено, что Ригондо переходит в профессионалы и присоединяется к своим бывшим коллегам-олимпийцам  2004 года Яну Бартелеми, Юриоркису Гамбоа и Одланьеру Солису, которые покинули страну ранее. Как и предыдущие кубинские беглецы, Ригондо подписал рекламный контракт с Ареной Бокс-Промоушн. 2 августа Ригондо и Лара были арестованы в Бразилии, хотя они клялись, что хотят вернуться домой, на Кубу. Кастро всенародно объявил, что Ригондо и Лара больше не будут драться за кубинскую команду.

«Они достигли момента, после которого уже нельзя вернуться в кубинскую команду. Спортсмен, который бросает свою команду, подобен солдату, покидающему поле боя в разгар сражения», – Фидель Кастро.

После того как Риго объявили предателем, он опять покинул страну. Кубинец приехал в Штаты и заключил контракт с промоутерской компанией Боба Арума Top Rank. Они сдружились с режиссером и отныне все вместе отправлялись в разные путешествия, не забывая прихватить с собой камеру.

В андеркарте Пакьяо-Маргарито, в бою, который должен был принести ему титул и славу, Ригондо повредил сустав. Событие, которого ждали  как первый выход в свет, стало прощальной вечеринкой – настолько Риго разочаровал публику (кто-то из зала даже крикнул «Я не могу смотреть на это дерьмо»).

Нет, он завоевал желанный титул, победив раздельным решением, но титулы – ничто, когда у тебя нет фанатской базы и рынка. Top Rank почти отреклись от боксера, отметив, насколько скучным был бой. Никто не знал правды о том, почему он так плохо бился. Никто, кроме любимой женщины на Кубе…

«Раздельное решение»

После провала в Далласе Ригондо отправили в Ирландию на незапланированный поединок против Вилли Кейси. Батлер тоже поехал, чтобы отснять кадры о первой защите титула против местного фаворита, но видеокамеру сразу украли в машине прямо у него из-под носа. Он потерял надежду закончить фильм, когда на руках осталась жалкая тысяча долларов, которая не могла решить проблему. Но в конце концов у канадца появилась идея, достойная стать сюжетом отдельного фильма.

Риго

«Я решил пойти ва-банк, – объяснял Батлер. – Мне нужно было оценить шансы Ригондо. Двадцать к одному в первом раунде, шесть к одному за то, что он победит в первых трех раундах. Я поговорил со всеми вокруг, и они советовали не делать этого. У меня была лишь тысяча баксов в качестве бюджета фильма. Все отговаривали: «Не делай этого». Я соглашался со всеми, но не видел другого способа сделать фильм за тысячу долларов, поэтому пошел к Риго с вопросом «Ты можешь это сделать?», и он ответил: «Ставь свои чертовы сбережения на меня. Я нокаутирую его за один раунд». И я поставил. Поставил большую часть денег на выигрыш в первом раунде, и остаток на шесть к одному».

«У него было лицо убийцы, и я понимал, что в случае опасности он не задумываясь пустит свое оружие в ход. И, черт возьми, он сделал это. Он победил Кейси в первом раунде.  Я отхватил 12 тысяч баксов. Это показано в трейлере к нашему фильму. После победы над Кейси он сказал своему переводчику: «Я сделал это для него». Можете увидеть в фильме, как он протянул руку со словами «Где моя доля?» – с улыбкой рассказывает режиссер, который сейчас заканчивает монтировать фильм. «Этого действительно могло не случиться. Я забрал те деньги и поехал прямиком на Кубу, взял интервью у его семьи. Возможно поэтому я никогда не откажусь от этой затеи».

Финальные штрихи съемок

На Кубе Батлер снял видео про семью Риго – жену и двоих детей. Правительство установило круглосуточное наблюдение над семьей кубинца, поэтому для гражданина Канады добраться до них было очень непросто, тем более что страна разделена на за-и-против Ригондо. Никто не хотел помогать автору фильма, потому что оказание помощи иностранцу могло иметь последствия. Но он проделал слишком длинный путь и слишком многое испытал, поэтому не боялся рисковать, веря в большую награду – как тогда, в Ирландии.

Дом

Спустя сутки после приезда он нашел сердце Риго – его давно потерянную жену и детей. Дом стоял прямо напротив правительственного здания.

 «Его жена сказала мне: «Он до сих пор нам помогает», – рассказывает Батлер. А еще она сказала: «Этот мужчина – мой герой. Я знаю его 14 лет, была рядом с ним. У нас ребенок. Он заботился о моем другом сыне, который не его».

«Только подумайте обо всем том, что она потеряла. Мужа. Отца двоих детей, – говорил автор. – Она заплакала только один раз, когда сказала: «Во время боя в Далласе (тот самый бой в андеркарте Пакьяо-Маргарито – прим.) он выглядел так плохо, потому что умерла его мать, а он не мог поехать на похороны. А отец отрекся от него за то, что он уехал из страны. Из-за того, что он сбежал в вашу страну, погнавшись за американской мечтой, мы потеряли всё».

***

9 июня Риго будет защищать свой титул в поединке против Теона Кеннеди в андеркарте Брэдли-Пакьяо. Он будет боксировать при полупустых трибунах, на разогреве, пока многочисленные гости будут распивать спиртные напитки в ожидании боя Мэнни. Его жена и двое сыновей ждут его на Кубе – в доме, купленном за счет золотых медалей.  

Его кулаки будут напевать старые ноты народной песни...

В статье использованы личные записи Брина-Джонатана Батлера для серии репортажей «Split Decision».