5 мин.

Почему «Торпедо» должно жить

Торпедо

В связи с шумихой вокруг московского "Торпедо" в голове крутится одна мысль. Нет, не о футболе. Точнее, не только о футболе. Много ли ценностей и традиций, которые нас, россиян, объединяют. Так, чтобы весь народ в едином порыве мог сказать - это мое, национальное, эксклюзивное, то, чем я могу гордиться. Вспомнил только День Великой Победы. Больше, к сожалению, ничего. Нет, это не вина людей, просто так сложилось. Россия в прошлом веке попала в страшную зону турбулентности, из которой, судя по всему, не выбралась до сих пор. Три революции, Гражданская война, коллективизация, ежовщина тридцатых годов, Великая Отечественная Война, крах СССР, гайдаровская шокотерапия - все это не могло не вызвать раскола в обществе. Одна семья до сих пор помнит своего предка, который сумел сколотить крепкое хозяйство на селе, и не прощает Сталину его раскулачивание, другая - не забывает своего деда, отважно воевавшего в 1941-м, но попавшего в бессознательном состоянии в немецкий плен, а затем транзитом проследовавшего в плен уже сталинский, третья - чтит своего родственника, ударника социалистической стройки, лауреата всевозможных государственных наград, основателя семейной династии инженеров, которые оказались не нужны в начале 90 - х, здесь уже даже не камень, а большой осколок метеорита летит в огород Ельцина и Гайдара.  Сегодня, когда Президент с высокой трибуны говорит о важности духовных скреп и традиционных ценностей, многие его подчиненные, похоже, не понимают истинного значения этих слов, или не хотят понимать, а может, финансовая составляющая вопроса перевешивает все скрепы вместе взятые. А раз так, то абсолютно логичным выглядит стремление городских властей уничтожить спортивный комплекс им. Э.А. Стрельцова на Автозаводской ради постройки очередного элитного жилого дома. Какие уж тут сантименты, когда речь идет о комфортабельных квартирах в сердце столицы с видом на Москву-реку.

Торпедо

То же самое и в нашем футбольном хозяйстве. Команды, основанные в Российской Империи канули в лету после революции, чемпионат Советского Союза дал трещину в 1989 - м года, а спустя два года исчез вместе со страной. Мы потеряли прекрасную грузинскую футбольную школу в лице тбилисского "Динамо", украинскую - в лице самоуверенных киевлян, озорного одесского "Черноморца", напористого "Днепра", почти забыли о существовании самобытных коллективов из Узбекистана ("Пахтакор"), Прибалтики ("Жальгирис"), Армении ("Арарат"). Ничего этого у нас теперь нет. Из тех команд, что писали славную историю советского футбола, остались "Спартак", ЦСКА, московское "Динамо" и "Торпедо". Все. Ну, может быть, к ним можно причислить питерский "Зенит", который привез в освобожденный от Блокады город первый послевоенный Кубок СССР. И вот теперь с футбольной карты России может пропасть "Торпедо" вместе со своим домом на Автозаводской. Домом, из которого их настойчиво выгоняют все последние годы.

Воронин

"Торпедо" для нашего футбола - это не просто клуб. Даже не Великий клуб с Великой историей. Это целая эпоха. Эпоха свободы, творчества и мысли - символ оттпели и шестидесятников. В середине прошлого столетия, во время московского фестиваля молодежи, когда впервые Союз распахнул двери для студентов разных стран, в дни хрущевского доклада "О культе личности и его последствиях" расцвела, словно весенняя сирень, игра московского "Торпедо". Лицом команды были вчерашние бесковские выпускники ФШМ - Валерий Воронин, Геннадий Гусаров, Николай Маношин, взявшийся из ниоткуда талантливый самородок Эдуард Стрельцов, блистательный Валентин Иванов, надежные защитники Александр Медакин и Виктор Шустиков, хитрющий наставник и, несмотря на скудное образование, прекрасный стратег - Виктор Александрович Маслов, дед, как ласково его называли игроки и болельщики. А сколько творческих людей болело за команду, навскидку - Аркадий Арканов, Олег Даль, Александр Ширвиндт. И ведь это неслучайно: "Торпедо" показывало свой лучший футбол в момент становления ефремовского "Современника", любимовского "Театра на Таганке", ренессанса русской поэтической школы. Они шли в ногу: "Торпедо", искусство и свобода.

Арканов

И вот теперь нам предлагают все забыть, выдернуть из памяти целый исторический пласт. А ведь "Торпедо" - это не только шестидесятники, это неуступчивый кубковый боец восьмидесятых-начала девяностых, это Юрий Савичев, забивший "золотой" гол на Олимпиаде - 88 в Сеуле бразильцам, это магический треугольник Семшов-Кормильцев-Зырянов начала нулевых, это воспитанники торпедовской футбольной школы - Сергей Игнашевич, Марат Измайлов, Павел Мамаев. Может быть, никому в структуре РФС и РФПЛ это не нужно. Вопрос - нужен ли им сам российский футбол. Если исчезнет "Торпедо", трагедией для них это не станет, как и для журналистов. Многие из них уже ссылаются на Европу, где команды с историей терпят банкротство и теряют профессиональный статус. Правда, забывают господа эксперты о том, что на Западе в каждой Лиге таких команд с историей десятки, а у нас - хорошо, если все пальцы одной руки при пересчете задействовать получится. Вот столько болельщиков приходит на матчи "Брэдфорд Сити" в низшем английском дивизионе.

Брэдфорд

Для англичан сам по себе футбол - это традиция, у нас - нет. И вряд ли когда-нибудь станет. Существует только один способ улучшения ситуации - грамотное руковдство, создание инфраструктуры и условий (прежде всего - для детей), проведение политики популяризации лучших игроков прошлого. Чтобы действующие футболисты, выходя на поле, понимали, какие цвета они защищают, на кого должны равняться и кому соответствовать. "Торпедо" - это спасительная соломинка для всех, кто причастен к российскому футболу. Оно как зеркало: отражает дефекты и тем самым указывает на очаг заболевания, который нужно лечить. Уничтожить команду - значит, по-новой зайти в тот порочный круг, где футбол - это не игра для зрителей, а способ личного обогащения и реализации разного рода бизнес-проектов. "Торпедо" должно жить!

P.S. Надеюсь, команда, несмотря на гигантские задержки по зарплате, сумеет достойно провести оставшиеся в чепионате страны игры и не потерять свою и клубную честь.