7 мин.

Скауз — что это и с чем его едят?

Скауз происходит от английского scouse — это акцент и диалект английского языка, распространённый на территории церемониального и метропольного графства Мерсисайд на западе Англии. В академической литературе скауз иногда называется ливерпульский английский или мерсисайдский английский. Чаще всего этот диалект ассоциируется с Ливерпулем, крупнейшим городом графства. Зона употребления скауза простирается на юге до Флинтшира в Уэльсе, на востоке до Ранкорна в Чешире и на севере до Скельмерсдейла в Западном Ланкашире.

Скауз очень своеобразен и имеет мало общего с диалектами соседних регионов чеширским и ланкаширским. Скауз также распространён не во всех частях Мерсисайда — акценты, например, Сент-Хеленс и Саутпорта гораздо более близки к историческому ланкастерскому, чем к скаузу.

Приблизительно до 50-х годов XX века этот акцент оставался сугубо в пределах города Ливерпуль, когда начался процесс перестройки беднейших районов. Этот процесс вынудил часть населения переселиться в пригороды Ливерпуля, известные в народе под названием Мерсисайд. Таким образом официально это название закрепилось в 1974 году. После пятидесятых годов началось бурное развитие городов и близлежащих территорий, и диалект достиг Прескота, Уистона и Рейнхила в Мерсисайде и Уиднеса, Ранкорна и Элесмир-Порта в Чешире.

Исследования вариантов скауза и его диалектных просторечий показывают, что скауз постепенно отходит от исторического ланкаширского диалекта и демонстрирует всё больше влияния на акценты близлежащих областей.

Жителей Ливерпуля называют «ливерпудлианцами» или «ливерполитанцами» (в отличие от не правильно принятого в русском языке устойчивого «ливерпульцы»), однако зачастую их называют просто «скаузеры». Почему?

Слово scouse является сокращением от lobscouse — это название дешевого блюда из мяса, традиционной еды матросов Северной Европы (норв. lapskaus, швед. lapskojs, дат. labskovs, от нижненемецкого labskaus). В XIX в. scouse был распространенной едой бедных слоев населения Ливерпуля и окрестностей: Биркенхеда, Бутла и Уолласи. Приезжие называли тех, кто ел лабскауз, «scousers».

Изначально Ливерпуль был маленькой рыбацкой деревушкой, которая позднее превратилась в порт. Это привело к развитию морской торговли, в первую очередь, с Ирландией. К XVIII веку Ливерпуль стал крупным индустриальным центром с хорошо развитыми торговыми связями. В результате в городе постепенно смешивались диалекты и языки приезжих моряков из других стран, а также иммигрантов из Англии, Ирландии и из Северной Европы. Блюдо «лабскауз», о котором было сказано выше, было завезено скандинавами.

Скауз отличается быстрой, очень акцентированной манерой речи, с диапазоном роста и падения тона, нетипичным для большинства диалектов северной Англии.

В южной части города акцент более мягкий, лиричный, а на севере грубый, твердый. Эти различия, в основном, можно заметить при произношении гласных.

Многие скандинавы и другие жители Северной Европы отмечали, что для них носители скауза «как будто бы не говорят, а поют» из-за текучего тембра и ритма голосов скаузеров.

Период ранних диалектных исследований в Великобритании мало что сделал, чтобы охватить скауз. Один из ранних исследователей Александр Джон Эллис сказал, что Ливерпуль и Биркенхед «не имели собственно диалекта», поскольку он понимал диалекты как речь, которая передавалась из поколения в поколение от самых ранних носителей немецкого языка. Эллис исследовал некоторые места в Виррале, но те респонденты говорили на традиционном Чеширском диалекте в то время, а не на скаузе. Исследование английских диалектов 1950-х годов зафиксировало традиционный Ланкастерский диалект из города Хейлвуд и не обнаружило никаких следов влияния скауза. Фонетик Джон С. Уэллс писал, что «скаузский акцент мог бы с таким же успехом отсутствовать» на лингвистическом Атласе Англии, что и стало главным результатом исследования. Первое научное исследование скауза было предпринято Джеральдом Ноулсом в Университете Лидса в 1973 году. Он определил ключевую проблему в том, что традиционные диалектные исследования были сосредоточены на развитии одного протоязыка, но скауз (и многие другие городские диалекты) были результатом взаимодействия между неизвестным числом протоязыков. Он также отметил, что средства, с помощью которых скауз так легко отличить от других британских акцентов, не могут быть адекватно обобщены традиционной фонетической нотацией.

Реклама 18+

До середины XIX века скауз не сильно отличался от любого другого диалекта Ланкашира. Но под влиянием диалектов иммигрантов с острова Мэн, из Уэльса, Скандинавии, Германии, Шотландии и, преимущественно, из Ирландии, он сильно изменился. Это позволило скаузу стать особым акцентом и диалектом, характерным только для жителей Ливерпуля и близлежащих окрестностей. Первое упоминание об отдельном, самостоятельном ливерпульском акценте относится к 1890 году. Лингвист Джеральд Ноулс предположил, что такая особенность скауза, как «говорение в нос», появилась из-за плохого здоровья большинства жителей Ливерпуля XIX века. В то время почти все ходили с насморком, из-за чего говорили «в нос», а новые иммигранты воспринимали это как норму и учились говорить похожим образом. В итоге это закрепилось в качестве особенности акцента.

Скауз сильно отличается от других английских диалектов и в связи с этим Кит Шлэмп 16 сентября 1996 года обратился в IANA («Администрация адресного пространства Интернет») с просьбой признать скауз одним из официальных диалектов Интернета. Он предоставил несколько источников, на основе которых IANA удовлетворила заявку 25 мая 2000 года и теперь документы в Интернете можно пометить как написанные на скаузе с помощью языкового тэга «en-Scouse».

Скауз также стал хорошо известен как акцент группы Битлз, международном культурном феномене. В то время как члены группы, как известно, родом из Ливерпуля, их акцент имеет больше общего со старым Ланкаширским ливерпульским диалектом, найденным в южных пригородах; акцент эволюционировал в скауз с 1960-х годов, в основном в центре и северных районах города, причем некоторые эксперты идентифицируют улучшение качества воздуха как потенциальный фактор.

На этом исторические экскурсы в фонетические дебри подошли к концу и далее я хотел бы сделать топ сколь-нибудь известных личностей-скаузеров, но, боюсь, что кроме всех без исключения участников группы Битлз (о том, за кого же болели знаменитые музыканты у меня в блоге есть отдельная статья) и футболистов «Ливерпуля» обычный русскоязычный читатель там и не узнает никого, соответственно, полезность этой информации будет близкой к нулевой. А отдельную статью о футболистах-скаузерах я сделаю обязательно в каком-либо обозримом будущем. Кстати, не лишним будет их обозначить здесь, чтобы хоть в тэгах прописать побольше игроков: это Рони Моран, Иан Каллахан, Крис Лолер, Рой Эванс, Хью Макколи, Фил Томпсон, Джон Олдридж, Стив Макмахон, Гари Аблетт, Стив МакМанаман, Робби Фаулер, Джейми Каррагер, Стивен Джеррард, Трент Александр-Арнольд, Кертис Джонс.

Автобиографию Робби Фаулера, кстати, я сейчас перевожу и ее можно прочитать в моем новом блоге с переводами книг helluo librorum. Милости прошу!

И раз уж речь зашла о футболе (ну, а как без него на такой-то Трибуне), то не лишним будет сказать, что в графстве Мерсисайд всего три профессиональных футбольных клуба: это «Ливерпуль», резервная команда «Ливерпуля» и «Транмер». Шучу-шучу, есть еще  и «Эвертон». «Ливерпуль» и «Эвертон», как вы вероятно знаете, играют в АПЛ, а вот «Транмер» очень обидно вылетел из Лиги Один (третьего по силе дивизиона Англии) в Лигу Два, заняв 21 место в досрочно завершившимся из-за COVID-19 турнире.

Напоследок расскажу вам анекдот, в котором очень иронично показывается жизнь типичного скаузера:

Заходит как-то скаузер в центр занятости, чтобы устроиться на работу. Он сразу же идет к стойке регистрации и спрашивает: «У вас есть для меня работа?». На что ему отвечают: «Конечно же есть! Вы пришли очень вовремя. Только что поступил заказ от очень богатого бизнесмена, которому требуется водитель и телохранитель для двух его дочерей-нимфоманок. Нужно сопровождать их по городу и в заграничных поездках. Конечно, работа утомительная, но вас будут кормить обедами. Вы будете ездить на Мерседесе и получать двести тысяч фунтов в год». Скаузер, не веря своему счастью, произносит: «Вы, должно быть, шутите!», на что получает ответ: «Вы же первый начали!».

А в самом конце, не на правах рекламы, а просто, потому что самому нравится, посоветую вам Youtube-канал Спик Изи Алексей Ярошевского, страстного болельщика «Ливерпуля», который просто и доступно рассказывает о различных акцентах английского языка (и, надо сказать, не только о правильном его произношении). Видео о скаузе у Алексея еще нет, но, как мне кажется, это только вопрос времени.

update: Собственно говоря, Алексей не подвел и ровно через неделю после моего поста выкатил видео о том, как говорить на скаузе. Милости прошу ознакомиться

Всем хорошего дня и живите преКрасно!