9 мин.

Отличный от обычного сезон. Посещаемость Лиги ВТБ в цифрах и графиках

Без сенсаций тихо и планомерно закончился очередной сезон Единой Лиги ВТБ. Говорят, получился он отличным. Пришло время посмотреть на цифры средней посещаемости команд, сравнить их с прошлогодними, а заодно посмотреть как у команд менялась посещаемость за время участия в турнире.

Начнем с посещаемости. В прошлом сезоне рост посещаемости показали три клуба: «Локомотив-Кубань», «Химки» и «Калев». В этом сезоне ни одна из этих команд продолжить рост не смогла, у «Калева» и вовсе падение едва не достигло 50%. Рост посещаемости вновь показали три команды: на сей раз ЦСКА, «Енисей» и «Астана». Девять команд лиги показывают отрицательную динамику как минимум второй сезон подряд.

Рекордное падение у «Красного Октября». Об этом было много и написано, и сказано, добавить к этому нечего. Огромное падение и у «Байзонс», на 44% – и это на фоне скромной прошлогодней цифры в 1448 зрителей! Хотя в прошлом году такая цифра была достигнута во многом благодаря матчу с «Зенитом» в HK Arena: на матч пришло 8900 человек, и это стало рекордном сезона 14/15.

В этом сезоне максимальное количество зрителей было на матче «Локомотив-Кубань» – «Химки»: 7284.

alt

 Общая аудитория по сезонам и средняя посещаемость одного матча:

alt

Лучшим был сезон 12/13. В сезоне 13/14 еще играли литовские клубы, но посещаемость уже пошла на спад.

За 15 домашних матчей «Вита» собрала аудиторию меньшую, чем вместимость ее арены – суммарно 7920 человек увидели сие зрелище при вместимости арены 8539.

Графически динамика изменения общей аудитории смотрится нагляднее:

alt

Аудитория прошедшего чемпионата была наименьшей за пять сезонов. В сезоне 10/11 играло 12 команд, по 6 в каждой группе, затем был «Финал Четырех».

По средней посещаемости матчей прошедший сезон худший в истории лиги:

alt

Три сезона подряд средняя посещаемость матчей падает, в сравнении с сезоном 12/13 она сократилась почти вдвое: на 1287 зрителей или 43,7%.

Теперь наглядно посмотрим на динамику изменения посещаемости клубов, проведших в лиге три и более сезона («Зенит» не включен», считать в вопросе посещаемости его преемником «Триумфа» не правильно: другой город, другой уровень финансирования команды)

БК Астана

alt

После удачного прошлого сезона, когда команда вышла в плей-офф, сохранить и без того скромный интерес к команде не удалось. В этом сезоне два матча команда провела в Караганде.

alt

ВЭФ

Интерес к команде в Риге первые три сезона неизменно рос, однако потом что то пошло не так: в сезоне-13/14 падение посещаемости более чем в два раза, а затем за следующие два сезона аудитория уменьшилась еще вдвое:

alt

Калев 

У эстонцев положительная динамика была неизменной вплоть до этого сезона. В сезоне 15/16 аудитория уменьшилась почти вдвое. 

alt

Цмоки-Минск

alt

Последние два сезона в Минске посещаемость не ахти. В прошлом сезоне это можно было объяснить спортивными результатами: предпоследнее место в регулярном чемпионате (хотя в сезоне-13/14 это не мешало минчанам собрать аудитории почти в три раза большую). В сезоне-15/16 «Цмоки-Минск» выступил относительно неплохо – 12-е место.

Но на команду ходить в Минске перестают: даже на матч с ЦСКА, который в Минске обычно вызывает ажиотаж, пришло всего 1950 человек.

alt

Нимбурк

Нимбурк провел лучший сезон в лиге, попал в плей-офф, однако играет в маловместимом несоответствующем регламенту зале. Рост спортивных результатов дал 28% роста посещаемости. Однако в зрителях прирост смотрится куда скромнее, чем в процентах: всего +274. Если раньше хотя бы часть матчей чехи проводили на O2 арене и благодаря этому имели более высокие цифры посещаемости, то теперь даже матч плей-офф против ЦСКА они играли в своем скромном спортзале.

alt

БК Енисей

Одна из трех команд, показавшая в этом сезоне рост посещаемости. Однако на уровень сезона-13/14 красноярцы так и не вернулись.

В следующем сезоне команда будет играть в маленьком зале: единственная в Красноярске площадка с 3000 зрительских мест, дворец спорта имени Ярыгина, закрывается на реконструкцию. Смотря на разное отношение в этом году к «Красному Октябрю» и «Байзонс» с «Нимбурком», за «Енисей» становится тревожно: как бы лига их не исключила с пафосной трактовкой «зал у них маловат для второй по силе лиге Европы». 

alt

Нижний Новгород

alt

7 из 15 матчей в этом сезоне «Нижний» провел в ФОК «Мещерский», который является маловместительным и труднодоступным. Это сказалось на средней посещаемости клуба, до этого бывшей на вполне приемлемом уровне. Второй сезон подряд посещаемость команды падает.

alt

ЦСКА

ЦСКА в этом сезоне поработал над привлечением болельщиков. Шутка ли, даже «Мегаспорт» на нескольких матчах Евролиги собирал аншлаги. Однако на уровень сезонов-10/11 и 11/12 в Единой Лиге клуб пока что не вернулся.

alt

БК Химки

Посещаемость сократилась незначительно, всего на 45 человек.

alt

УНИКС

alt

Самый малозначащий график, ведь ни для кого не секрет, что казанцы творчески относились к определению посещаемости: даже при незаполненном нижнем ярусе они с легкостью насчитывали 3000 зрителей. Однако после предупреждения от Единой Лиги ВТБ к вопросу посещаемости стали относиться серьезнее, благодаря чему в этом сезоне цифры посещаемости уже не вызывают ухмылку.

Посещаемость сезона-15/16 была бы более низкой, если бы не финальные матчи с ЦСКА, суммарно собравшие 11500 человек (общая аудитория матчей УНИКСа 44070 человек, то есть двумя финальными матчами они собрали 26% от суммарной аудитории). Даже несмотря на это, УНИКС показал худшую посещаемость за время выступления в турнире – вот что честность с цифрами делает.

alt

Локомотив-Кубань

В вопросе посещаемости «Локомотив-Кубань» и «Автодор» – наше все.

Ни разу средняя посещаемость в Краснодаре не снижалась ниже отметки в 3 тысячи человек. Если бы не краснодарцы, то общая аудитория матчей лиги и показатель средней посещаемости матчей были бы совсем низкими.

alt

Красный Октябрь

Тут комментировать нечего: был бы у клуба доступ в зал, где они играли предыдущие два сезона, вряд ли изменение посещаемости было бы ощутимым и значительным.

Однако директорат лиги считает что лучше заставлять команду играть в Москве в зале, отвечающем требованиям регламента, при пустых трибунах:

alt

Телевизионная картинка и атмосфера матчей в пустом «Крылатском», по их мнению, гораздо привлекательнее, чем в крохотном «Альянс-Баскете»

alt

Волгоградцам надо отдать должное: поменяв по ходу сезона больше половины состава, испытав проблему с финансированием, клуб закончил турнир на девятом месте – это к вопросу об уровне команд нижней части таблицы.

alt

В целом наглядно видно падение зрительского интереса к матчам лиги, причем не только в России (еще в прошлом году некоторые пытались привязать экономическую обстановку в стране к падению посещаемости), но и за границей.

Отличный или нет был сезон – судите сами. Однако по посещаемости он был отличным от предыдущего, это без вопросов.

Фото: официальные сайты БК Астана, Цмоки-Минск, Красного Октября, Нижнего Новгорода и УНИКСа