5 мин.

В суперлиге-1 в новом сезоне опять новый формат. И это плохо

 

Фото: БК Самара

Что делают с продуктом, у которого репутация резко и неожиданно возросла благодаря одному удачному решению? По-разному, но любой владелец такого продукта заинтересован в дальнейшем росте, а если речь идет о старом продукте с подмоченной репутацией, то наверняка многие сочтут оптимальным не делать резких движений и закрепиться на внезапно достигнутой отметке, а уже потом, отдышавшись и хорошо подумав, пойдут дальше. Так себе это представляю я, наверняка со мной согласятся многие. Но в руководстве РФБ сиюминутную выгоду считают главной и ради нее готовы пожертвовать всем.

Что произошло?

Прошлому сезону в суперлиге-1 хвалебные оды не пел разве что ленивый, в момент решающих матчей плей-офф на спортсе единомоментно бывало по 3-4 качественных статьи о развитии событий во втором по значимости баскетбольном турнире (к слову, о главном турнире страны писали куда скуднее).

Во многом успешным формат оказался благодаря количеству команд: 14 команд исключили возможность появления откровенных аутсайдеров. Да, слабо проводила сезон Рязань, но в итоге именно она испортила планы Иркута на апрель-май, не пропустив их в плей-офф. Удивлял приятно и не очень и Зенит-фарм, остальные же команды долгое время сохраняли шансы на попадание в плей-офф, дарили интригу и повышали интерес к лиге. Окончательный состав четвертьфиналистов определился в последний игровой день, было несколько раскладов, куча сюрпризов и овертаймов – красота, а не турнир! И это при том, что команды играли в три круга – представьте, 38 матчей им было недостаточно, чтобы распределиться в турнирной таблице. Ну а про плей-офф уже написано настолько много, что остается лишь согласиться со всем ранее написанным и сказать – это было круто.

Иначе как успех расценивать сезон было нельзя, во время финальных матчей РФБ отчиталась о резком росте посещаемости страниц суперлиги-1 на ее сайте, резко возросло и количество просматривающих матчи через сайт федерации. На этом моменте всем бы раздать по медальке и оставить в покое многострадальный формат суперлиги, но нет. Тут как в той рекламе – «Все меняется, когда приходят они». Взносы…

Что же изменилось?

Сразу по окончании сезона БК Рязань стала посматривать в сторону суперлиги-2 – финансовые проблемы окончательно вымотали клуб, в Рязани задумались о перезагрузке.

Из этой ситуации очевиден был красивый выход: в суперлигу-1 рвался на правах победителя суперлиги-2 ярославский Буревестник. Идеальное решение: победитель меняет аутсайдера, можно сразу же возродить давно ушедшую традицию спортивного обмена между лигами. Более того, Ярославль отлично вписывался по логистике вместо Рязани, никаких загадок при составлении календаря.

Не жизнь, а сказка. Но тут пришлось чиновникам РФБ выйти из зоны комфорта: занявший третье место в суперлиге-2 Уралмаш, а следом за ним и очередной клуб-новодел из Южно-Сахалинска изъявили желание играть в суперлиге-1.

Казалось бы, сохраняйте спокойствие и жесткость, отправляйте оба клуба в суперлигу-2 решать между собой, кто получит путевку в суперлигу-1 с сезона 19/20. А параллельно пригрозите суперлиге-1: мол, занявший последнее место по итогам сезона в следующем сезоне будет играть в лиге, где иногда матчи не заканчиваются из-за бенефиса судей.

Но нет, Андрею Геннадьевичу не хватает жесткости, поэтому спортивные принципы отходят на задний план, когда слышится вопрос "АК, а как поднять бабла?".

Тут конечно можно подискутировать на предмет возможного массового инфаркта в офисе Эльбруса от перспективы отправиться на два матча в Южно-Сахалинск (клуб за сезон пользуется самолетами считанные разы из-за весьма скромных финансовых возможностей), но все это демагогия – было бы желание, а решение всегда найдется.

Взносы - главный смысл суперлиги-1

В РФБ прекрасно умеют считать, 16 клубов в суперлиге-1, безусловно, выгоднее, чем 14, а если еще и повысить сам размер взносов…

Давайте немного посчитаем чужие деньги:

В минувшем сезоне клубы платили по 4,095 млн взносов, за сезон с учетом плей-офф было сыграно 303 матча. Выходит, условная стоимость матча (отношение суммы взносов всех команд к количеству матчей) равна 190 тысячам рублей.

В новом сезоне взносы составят 4,6 млн рублей с команды. Формат турнира окончательно неизвестен, но предположим, что 8 не попавших в ¼ финала сыграют между собой в турнире уныния за места с 9-го по 16-е. Суммарное количество матчей за сезон будет около 300. Соответственно, условная цена матча составит 245 тысяч рублей – на 23% больше! 

… Сразу после заседания клубов суперлиги птичка в клюве принесла весть – «Будет 16 команд и 2 круга». Здравый смысл, опираясь на факт повышения взносов на 11% сию новость категорически отвергал. Посчитав, выходило неплохо, за счет повышения взносов как раз получалось бы сыграть третий круг, но для этого аппетиты федерации должны остаться неизменными. В итоге права оказалась птичка, здравый смысл же недоумевает, осознавая что будет 2 круга и остались лишь формальности при составлении календаря (обыденные, вроде прошлогодних: как бы подгадать так, чтобы ЦСКА-2 играл со всеми этими Иркутсками, Владивостоками, Южно-Сахалинсками за один выезд).

Поговаривают, что изначально по окончании сезона собрались 14 клубов и единогласно проголосовали за сохранение формата турнира...

Был уже однажды случай, когда клубы единогласно поддержали сохранение ПБЛ, но следом за отправленными в офис ПБЛ факсами в офисах клубов стали звонить телефоны. Беспокоили из Единой лиги, говорили, что клубы ошиблись с адресом отправки факсов, но это не страшно, ведь есть еще несколько часов хорошо подумать и понять ошибку. Клубы подумали, поняли, получили лигу с надутыми щеками и матчем звезд.

РФБ же, говорят, первой частью договора («сохраняем формат») пренебрегла, а второй («увеличиваем взносы») – нет. 

Но мы федерацию не ругаем, мы все понимаем. Спонсоры в РФБ если и идут, то их название вызывает лишь улыбку. Даже баскетболоориентированный СИБУР вытер руки по локоть и вышел из состава спонсоров, разрешив лишь при открытии новых площадок в регионах президенту РФБ отмечаться на фотографиях – типа, то заслуга нашего дорогого Леонида Ильича Андрея Геннадьевича.

Можно бесконечно пытаться убедить всех в том, что «мы развиваемся, мы побеждаем, мы верной дорогой идем», но реальные проблемы от этого не убавляются.

Господа, что вы там популяризуете, если у вас за сезон длиной в полгода команда играет дома всего 15 раз (пусть на втором этапе сыграет еще 4-8 раз, цифра от этого смешной быть не перестает)? С каким вы там боулингом и прочими ежедневно доступными развлекаловками собираетесь конкурировать и как? Какое вы поколение игроков хотите воспитать за 30-40 матчей в году?! Какие частные инвесторы, о которых вы часто говорите, в здравом уме захотят вкладываться в играющий 1-2 раза в месяц дома клуб?!

Вы уж там не перепопуляризуйте, будьте добры!

P.S. О буднях суперлиги мы стараемся рассказывать в группе Вконтакте, а в инстаграме вы найдете информацию обо всех подтвержденных трансферах обеих суперлиг. Присоединяйтесь к нам.