12 мин.

«Слуцк» – душевное советское кино. Игроки живут в общежитии сахарного завода, ездят на рыбалку на тракторе, лидер еще недавно таскал матрасы

Евгений Марков представляет.

«Слуцк» любят во всем мире: Слуцкий помогает им с расстановкой на матч, болельщик из Нью-Йорка написал песню, их главный фан-клуб базируется в Австралии (почти семь тысяч подписчиков на фейсбуке). Клубу повезло, сейчас его матчи – одно из немногих доступных футбольных зрелищ на планете, а еще его название созвучно с английским slut, то есть «шлюха», болеть за него кому-то веселее, чем за «Витебск» или «Энергетик-БГУ», вот у фанатов и появилась целая гора мемов про клуб из городка на 60 тысяч жителей.  

«Слуцк» (не Слуцкого, а тренера Виталия Павлова) идет на втором месте чемпионата Беларуси, уже завел англоязычную версию фейсбука, а его игрокам каждый день прилетают письма и голосовые сообщения на иностранных языках.

«Внимание со всего мира, – говорит полузащитник Егор Семенов. – Перед каждым матчем мне пишет поляк, отправляет мотивационные сообщения на ломаном русском: «Давай-давай», «Разорвем следующего». Не играл матч – болельщики, узнают, что случилось. Отвечаю всем на английском, стараюсь переводить. Как-то стал переписываться с болельщиком из Германии, он записал голосовое на немецком, я ответил: «Спасибо большое, ничего не понимаю».  

«Сейчас по максимуму балдею от того, что происходит, – радуется 35-летний защитник Виталий Трубило. – Не представлял, что в конце карьеры получим столько внимания. Вчера общался со спортивным каналом Израиля, на домашних матчах играет гимн, который написал фанат из США и перепел мой родной брат. Я выхожу на поле под голос родного человека. Фантастика!»

И правда фантастика! Евгений Марков поговорил с игроками «Слуцка» за жизнь, Слуцк и футбол – получилось душевно.    

Из номеров базы игроки «Слуцка» видят трубы сахарного завода и шутят над своими машинами, а клубу помогают болельщики со всего мира  

Сами игроки называют «Слуцк» маленьким клубом из маленького города на 60 тысяч жителей, где есть кафе, несколько магазинов и музей поясов. По словами местного вратаря Ильи Брановца, Слуцк не курорт, но плюсы есть: город расположен в центре страны, откуда удобно ездить за развлечениями в Минск (100 км) или Солигорск (30 км).

Зарплаты в «Слуцке» меньше, чем в больших белорусских клубах типа БАТЭ, солигорского «Шахтера» и брестского «Динамо», игроки не раскрывают суммы, но не скрывают, что живут скромно, «без короны на голове» и смеются над разницей между ними и футболистами клубов побогаче. 

«У меня – вольвочка с аэрографией «ржавчина» на дверях, – смеется полузащитник Егор Семенов. – После победы над солигорским «Шахтером» остановились на заправке по дороге в Минск и встретили наших соперников. Мы – на «Солярисе» одного из партнеров. Они – на «Каене». «Хорошо, что не на твоей Вольве», – шутили игроки».  

Клуб, говорит, что живет с долгами, но ищет спонсоров и запустил краудфандинговую кампанию, открыв благотворительные счета в четырех валютах: белорусских и российских рублях, долларах и евро. Пожертвовавшие деньги получат «подарок из имеющейся в наличии атрибутики (от автограф-карты до сувенирной футболки с автографами футболистов) в зависимости от суммы».

Местные футболисты (их меньшинство) живут дома, а остальные сидят на базе, точнее на выделенном под них втором этаже общежития сахарного завода («Каждый день в Слуцке я вижу трубы», – говорит Виталий Трубило). На третьем этаже – дубль команды. На четвертом – рабочие, с которыми игроки почти не пересекаются. На футбольном этаже есть прачечная, восстановительный кабинет для массажа, кухня, где игроки могут что-то приготовить. В ресторане поблизости команду кормят ужином и обедом. 

«Там не шведский стол, – объясняет полузащитник Юрий Козлов. – Что заказали доктора, то и готовят: макароны с курицей и другие спортивные блюда. Рядом с базой есть искусственное поле, баня, бочки для процедур, а до центрального стадиона с тренажерным залом ехать пять минут на клубном микроавтобусе. Номера на базе – как в гостинице. Живем по двое или по трое. В комнате есть телевизор, холодильник, плакат и герб «Слуцка». 

Запасного вратаря «Слуцка» воспитывала бабушка (готовит блины с творогом и яблоками), болельщики называют его легендой 

Илья Брановец, 30 лет (девять из них – играет в «Слуцке»), в этом сезоне провел четыре матча за дубль   

– Мы живем в квартире, но в черте города хватает частного сектора, вокруг Слуцка много деревень – можно выехать на природу, посидеть на реке Случ, пожарить шашлыки или порыбачить.

Болельщики в шутку называют меня легендой, потому что очень давно в команде: могут остановиться на улице и спрашивать о клубных делах – я никогда не отказываю. Еще в моем районе живет бабушка-болельщица, она при встрече любит повторять: «Ты такой молодец, из простой семьи». 

– Расскажите про семью. 

– Моя бабушка Елена Григорьевна (ей 72 года) тоже любит футбол, даже сейчас ходит на все наши игры, бывает, включит дома матч по телевизору и звонит: «Илья, ты смотришь?» 

Я из деревни Ветка в 20 километрах от Слуцка, нас со старшей сестрой вырастили бабушка и дедушка: родители развелись, мама погибла, с третьего класса мы жили с бабушкой в квартире в Слуцке, я занимался рисованием, потом переключился на футбол. Бабушка подшивала форму, готовила фирменное блюдо – блинчики с яблоком и творогом. Очень вкусно! С нами еще жил кот Кузя: он ел только мясо, мы откормили его до 14 килограмм, но в один день не успел перебежать дорогу… 

Дедушка умер, когда я был в 10 классе. 

Отец живет в деревне – иногда приезжаю к нему, обид не осталось. 

Сейчас никуда не выходим и не ездим, с женой и ребенком гуляем во дворе, играем в шашки, шахматы и прятки, а в свободное время на телефоне – в Pubg Mobile. В этой игрушке ты со своей командой прыгаешь с парашютом, собираешь оружие, побеждает тот, кто выживет. 

Перерыв в чемпионате у нас зимой, отдыхать летом не получается, поэтому я отправляю жену с ребенком на море – в Турцию и на Кипр. Но в этом году никуда не ездили – ждем пополнение.

Уходил из футбола и грузил памперсы, теперь – лучший ассистент «Слуцка»    

Юрий Козлов, 28 лет, полузащитник, 1+3 в шести матчах этого сезона 

– Обычно по ходу сезона пару раз в неделю езжу на своем Mitsubishi Outlander домой в Минск – встретиться с семьей, посидеть с друзьями на квартире и поиграть в плейстейшн, посмотреть фильмы и сходить в кафе. Но сейчас – из-за вируса – сижу в Слуцке, никуда не выхожу, играем с ребятами в покер, днем могу поспать и посмотреть телевизор. Люблю детективы, читаю «Человек с острова Льюис», смотрю сериал про Джордана на Netflix.  

10 причин, почему «Последний танец» – продукт для тех, кто не шарит

С детства профессионально занимался футболом, в 2011 году ездил в аренду в «Слоним» во второй лиге Беларуси. Играли на огородах, далеко от Минска, зарплату задерживали по два месяца, мне такого футбола не хотелось, и принял решение – перестать мучиться. С премиальными тогда выходило 700-800 долларов в месяц – эти же деньги мог получать на другой работе поближе к дому. Сначала получал 500 долларов грузчиком автоинструментов, разгружал фуры и передавал товар клиентом. Первое время болели спина и руки, но через две недели втянулся. 

Потом грузил шампуни, памперсы и стал кладовщиком ортопедических матрасов, а на второй год работы вернулся на любительский уровень в команду «Луч», которая дошла до Высшей лиги (а потом объединилась с могилевским «Днепром»), зарплату 300 долларов подняли до тех же 700-800, так что не пришлось больше совмещать.     

В «Слуцке» условия получше – чувствую себя очень комфортно. В команде постоянно смеемся – недавно угарали над Сердюком, который влетел ногой в рекламный щит. Смотрели видео под музыку и всякие мемы.  

Защитник «Слуцка» играл в Чехии и катался на BMW, а теперь мчит на тракторе по бездорожью и самоизолируется на рыбалке 

Виталий Трубило, 35 лет, провел семь сезонов в Высшей лиге Чехии, 1 голевая передача в 7 матчах этого сезона 

– Играл в «Богемианс-1905» – родном клубе того самого Паненки. Он почетный президент, общался с нами на играх, от него исходили ностальгические мысли, что раньше играли лучше и футбол вообще был другим. 

Живу на базе в Слуцке. Не вижу смысла везти семью из Минска: два-три раза в неделю езжу домой, да и моей жене после Петербурга (она оттуда) в Слуцке будет скучновато. Мы познакомились в интернете: я тогда играл в «Славии», пригласил ее на экскурсию в Прагу, пообщались, она стала ко мне приезжать, так все и завязалось. 

За карьеру уже наигрался в карты и плейстейшн, поэтому в свободное время езжу на рыбалку, где самоизолируюсь и дышу свежим воздухом. Три года назад впервые сходил на рыбалку, и с тех пор не могу оторваться, даже перевез в Слуцк все оборудование, оно лежит в складском помещении на базе, потом гружу его в машину и еду на Солигорское водохранилище. 

Ловлю на фидер (удилище с катушкой, где на леске висит не приманка, а целая кормушка), беру раскладной стул и забрасываю удочку на 50-60 метров. Покупаю в магазине специальную прикормку из печенек, отрубей, кукурузы и смеси бисквита, который рыба как будто бы любит. Видимо, все же любит, потому что приходит. 

Это на спиннинг ловят хищников (окуня и судака), а я больше люблю мирную белую рыбу: леща, плотву и густера. Иногда отпускаю, иногда забираю, отдаю пару рыбин двоюродному брату или нашему капитану Игорь Бобко – они их солят и сушат. 

Для меня рыбалка – это спортивный интерес и общение с природой, особенно в труднодоступных местах, где ни людей, ни звуков машин. Люблю выехать к бабушке в деревню на реку Припять – радиации в той части нет, если бы вы увидели, насколько там чистая воды, сразу бы поняли, что там безопасно. Добираюсь в эти дикие места на тракторе-мотоблоке: еду по канавам и лесам, улыбаюсь, это очень романтично. 

Виталий Трубило рыбачит

Виталий Трубило рыбачит

Елки-палки, еще недавно я жил в Праге! Ходил расфуфыренный, нравилось покупать красивые шмотки и машины (у меня была пятерочка BMW), а теперь забираюсь в дикие непроходимые места. Езжу на Volkswagen Golf GTI – она у меня 260 лошадей, но по Минску в обычное время могу проехать на троллейбусе или маршруточке. Не стесняюсь – короны на голове нет. 

Теперь в соцсетях все пишут «привет» и «как дела», просят игровую форму, но у меня самого ни одной футболки «Слуцка»: у нас в команде их немного, когда заканчиваем сезон, передаем их в дубль.   

«Нас, слава богу, не били». Бразилец Семенов из видео Слуцкого в 19 лет работал учителем физкультуры и нравился восьмиклассницам, потом помогал отцу вести свадьбы 

Егор Семенов, 32 года, полузащитник, 1 гол в 7 матчах этого сезона, Слуцкий назвал его бразильцем    

– Занимался футболом с детства, но медицина была такой, что никто меня особенно не обследовал, в 18 лет выявили проблемы со здоровьем, и пришлось взять паузу. Я учился на заочном в физкультурном и пошел работать в школу учителем физкультуры, поигрывал в любительских лигах, смог играть в низших лигах – оказалось, что здоров как бык и вернулся в футбол. 

На втором курсе в 19 лет устроился в школу – в те годы как раз вводили экспериментальные 12 классы, где учились совершеннолетние ребята, мои ровесники, которые могли покуривать перед уроками на крыльце. В школе был хоккейный класс (рядом находился ледовый дворец): эти парни не ходили на уроки, но уважали меня, потому что играли у меня в настольный теннис и баскетбол, а я не докладывал директору. Нервно проводились занятия младших классов, где надо внимательно за всеми следить, а я то забуду кого-то забрать из класса, то не отведу на обед, а один раз мой любимый ученик, на котором я показывал все упражнения, прыгнул через козла и сломал руку – меня чуть не уволили. 

Зато была симпатия от девочек – особенно от восьмого класса, они забегали ко мне, просили какие-то мячи, стеснялись, краснели и убегали.

Потом, уже во время футбола, помогал отцу – ведущему свадеб, сидел за пультом. Хватало всего: и спящих, и гиперактивных людей, и драк. Нас, слава богу, не били. 

В прошлом году снимали квартиру в Слуцке, но сейчас семья – жена и двое детей – в Минске, им помогают бабушки и дедушки, а я на базе в Слуцке, домой приезжаю на большие выходные, общественным транспортом не пользуюсь. Если многим нашим футболистам надо в Минск, садимся в чью-то машину и едем. Последние годы досуг завязан на детях – детские центры, аквапарки, прогулки, на длинных выходных ездим в Польшу. 

– А что дальше? 

– Если выиграем чемпионат – попросим подъемные, хаха. 

«Один дома» – канал Маркова с карантинными интервью спортсменов

Еще больше душевного и фотографического – в инстаграме Маркова

Фото: vk.com/sfc.slutsk; sb.by/Максим Гилевич; sugar.by