9 мин.

Любимый футбольный комментарий: финал Лиги Европы «Атлетико» – «Атлетик» от Казанского. Как же эмоционально он комментировал в День Победы!

Вспоминает Марков. 

От редакции: да, вы все поняли верно, мы запустили новый карантинный сериал – про комментарий, который мы помним/любим/ценим больше всего. Женя Марков шикарно рассказал о том, каким был репортаж Дениса Казанского – а какие события у вас так же четко ассоциируются с комментаторами, их фразами, шутками или эмоциями? Делитесь в комментах!

Бывают футбольные матчи, когда личное накладывается на спортивное, и вы вспоминаете не только сюжет, а весь тот день: как проснулись и готовились к матчу, как переживали за футболистов и что-то личное, как ловили в словах комментатора надежду и на свою победу. 

9 мая 2012 года я лежал на диване: готовился к суровому зачету по литературе, учил пушкинского «Демона», волновался и был готов расплакаться, потому что вечером Дня Победы традиционно настигают грусть и боль. Хочется помолчать, вспомнить и всплакнуть. А тут еще и главный болельщик папа находился в другой стране, так что финал я смотрел один, мало что зная о командах, изначально больше переживая за литературное испытание. 

Но вечер спас Денис Казанский. 

Благодаря Казанскому (работает на хоккее, РПЛ и АПЛ) я полюбил испанский футбол 

В начале трансляции Денис не просто поздравил с Днем Победы, а рассказал о своем деде: шел через Бухарест, где 68 лет спустя проходил мирный футбольный финал, говорил, что в этот день надо не только кричать «ура», но и вспоминать. Этот подход мне запомнился. Я и сейчас прокручиваю слова Казанского, а тогда они так попали в мое настроение, что «Демона» я отложил на следующий день и просто слушал, как эмоционально, понятно и без самолюбования комментатор общался со зрителями. 

Он нежно рассказывал про басков, которые прошли к финалу через «МЮ» и были совсем рядом с первым в истории евротрофеем. Резвые футбольные карлики с Льоренте, Сусаэтой и Муньяином впереди против мощной и клыкастой команды Симеоне: он впервые вывел «Атлетико» в финал, его не остановить, но как же хочется, чтобы болельщики из Бильбао в красно-бело-зеленых беретах плакали (от счастья же плачут), а не ревели.

Но они ревели. Еще в первом тайме: Фалькао к 34-й минуте сделал дубль. Баски огрызались, лысая голова Де Маркоса что-то выкручивала в центре, но стало очевидно: романтическая команда умрет в финале. 

Они и гибли под прессингом «Атлетико», а комментатор все рассказывал про Бильбао: что есть такая Страна Басков, что там красота и современное искусство, непохожий на испанский язык эускера, что Бьелса проводит автоматизированные тренировки с компьютерами, что изначально цвета «Атлетика» – бело-синие, но, по одной из версий, на закупках в Британии в начале прошлого века нашли только красно-белую форму, она с командой и осталась. 

Я слушал, переживал за «Атлетик» еще сильнее, узнавал новое и просто хотел туда – в Бильбао. Чуть позже это вылилось в то, что из-за интереса к клубу я начал вести группу болельщиков «Атлетика» во «Вконтакте»: обновлял новости, делал онлайны матчей и переводил интервью Итурраспе и Аморебьеты. 

0:3, Диего расстрелял «Атлетик». Баски именно ревели, и Льоренте – тоже.

Награждение и эмоциональное прощание Казанского: внутри меня – легкая грусть и умиротворение. Проиграли, но прыгали на мяч как львы (одно из прозвищ «Атлетика»), они провели лучший сезон в истории на много лет назад и вперед, методы сумасшедшего Бьелсы работают, у меня появился любимый комментатор, а еще все будет хорошо, зачет обязательно сдам. 

Благодаря Денису Казанскому – комментатору хоккея, РПЛ и АПЛ – я полюбил испанский футбол, увлекся «Атлетиком», а потом и вовсе пересел на Ла Лигу. 

Так этот матч видел и слушал я, а каким он был для самого комментатора? 

Казанский был в ужасе, узнав, что в финале играют испанцы. Помогла мощная подготовка, приобретенное на хоккее внимание и книга от Маслаченко 

Реклама 18+

– Система выбора комментатора на «НТВ-Плюс» – это совместное решение Анны Дмитриевой, Дмитрия Чуковского (сына Дмитриевой, директора дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс» – Sports.ru) и Васи Уткина. Плюс есть негласное понятие очереди: один человек не комментирует финалы подряд. Я уже работал на финале Лиги чемпионов «МЮ» – «Барселона» в 2009-м и, видимо, через три года решили, что я снова созрел: «Финал ЛЕ – Казанский». Тогда еще не знали, что там сыграют испанские команды, – вспоминает Денис подробности своего назначения.

Когда я узнал об этом, был в ужасе: я внимательно слежу за Россией и Англией, за Испанией хуже, не смотрел сезон целиком и не знал каждую деталь. Но к конкретному матчу приготовиться легче, хотя он и требует утроенной подготовки.

Конечно, я не посмотрел все матчи «Атлетика» и «Атлетико» в сезоне, только за последний месяц – что-то в хайлайтах, ключевые матчи – полностью с комментарием коллег. Как это выглядело: в редакции садился перед компьютером с записной книжкой и смотрел футбол. Не для удовольствия, без пива и чипсов, а решая с карандашом в руке математический пример: как в этом матче «Атлетико» получился счет 2:0, какие факторы к этому привели, почему созрела предголевая атака «Атлетика».

До того финала, да и сейчас, не могу назвать себя профессором футбола – он для меня больше фан, чем исследование. Но в 2011-м, за год до финала Лиги Европы, я комментировал из Северной Америки финал Кубка Стэнли «Бостон» – «Ванкувер» и, как мне кажется, усовершенствовал сам процесс подготовки. Учебника по подготовке к конкретной игре не существует, но можно прокачать свои вопросы к ней и ее анализ, добавить в подготовку больше науки. Тогда на хоккее я стал внимательнее смотреть, что происходит в первые секунды, как тренер влияет на игру: не «замена, ну и замена по позиции», а копался, почему он меняет именно этого игрока и именно на этом отрезке игры. Почему проседает та или иная зона. Почему туда ставят левоного, а не правшу. До 2011-го я особо не заморачивался. Думал о художественной составляющей репортажа. То же самое проделывал, когда смотрел в записи матчи «Атлетико» и «Атлетика».  

К этому времени пару раз прочитал туда и обратно «Тактику футбольной игры» Бориса Аркадьева, которую мне подогнал Владимир Маслаченко: сказал, чтобы сделал эту книгу настольной. Тогда разнообразия текстов про тактику еще не было, но сейчас при подготовке добавляю футбольную аналитику: разборы Сани Дорского, Михаила Борзыкина, паблик «СБГ Аналитика» и британский сайт The Athletic (который перевернул мир местных медиа – Sports.ru). С такой экспертизой анализировать спорт гораздо проще. 

Кроме просмотра матчей я читал: просил испаноязычных друзей переводить тексты перед финалом, еще много писали англичане. Но важно не узнать про команды вообще все, чтобы не случился синдром переподготовки. Розанов и Вася [Уткин] обращали внимание, что молодой комментатор хочет впихнуть в репортаж все что подготовил, ему обидно, что расскажет не все. С таким надо бороться.

Перед финалом удивил Бьелса – самые сложные упражнения и лучшая открытая тренировка на памяти Казанского 

До финала я не сильно въезжал в феномен Бьелсы, просто знал, что у него особенные тренировки, начитался его биографии, потом взялся за историю Бильбао и как туда попадают футболисты. Понимал, что на финале телевизоры включают даже те, кто не особенно следит за сезоном и вряд ли знают, чем «Атлетико» отличается от «Атлетика», а баски – от жителей Мадрида. Исследование Бьелсы и «Атлетика» меня увлекало, а потом я приехал в Бухарест и попал на открытую тренировку.

Обычно тренировки перед финалами – муть. Кто-то открывает всю, кто-то – 15 минут, но это вообще ни о чем: встали в кружочек, попинали мяч, квадратики, двухсторонка – все. Максимум – когда команды надевают манишки и по ним ты предполагаешь, как будет играть команда в финале.

Так и было у Мадрида.

А у Бильбао – лучшая открытая тренировки в моей жизни. Сложно описать, что они делали, но это были очень крутые и дико сложные упражнения с миллионом элементов. Стеночки и забегания – самое простое. Бьелса что-то проверял на компьютере, дико непонятно расставлены фишки, до сих пор не подберу слов, чтобы это описать, – шок!

Казанский расстроился, что победили эмоции, а не футбольная наука, но вспоминает комментарий как один из лучших  

Работа комментатора и репортера сильно отличается: мы приезжаем, идем на тренировку, ужинаем, с утра перечитываем всю свежую прессу, обедаем и выдвигаемся на стадион. В городе обычно без сюрпризов: болельщики ходят, выпивают и готовятся к игре. Вопрос только в цвете футболок – в Бухаресте все было красно-белым.

Реклама 18+

Мой дед шел через Румынию в 1944-м – это я уточнил у мамы и рассказал в трансляции. А во время игры разочаровался: на поле у «Атлетико» все получалось слишком просто, а «Атлетик» испортила переподготовка – они настолько изучили Мадрид (а он до сих пор играет без сюрпризов), что угробили себя. «Атлетик», как студент: все выучил, пришел, переволновался и завалил экзамен. Только я, в отличие от экзаменатора, знал, что готов он был превосходно.

Я ни за кого не болел, но мне очень хотелось, чтобы победила футбольная наука, чистый научный эксперимент, но кубок завоевала эмоциональная работа Мадрида.

Обычно я недоволен своим комментарием – пересматриваю большие матчи, думаю, где и чего не хватило, что в паре мест не докрутил мысль. После финала в Бухаресте я испытал удовлетворение: внутреннее ощущение подсказывало, что отработал качественно. Потом даже у кого-то из больших коллег (точно не вспомню, кого именно) нарвался на похвалу, что матч удался. Одно дело когда хвалят зрители – дико приятно и важно. Другое дело – хвалят коллеги, когда это у нас почти не принято.

Таких матчей в моей карьере очень мало. И если составлять список, то комментарий финала – точно в топе.

Вспоминаю, становится тепло. Спасибо, что напомнили.

Лучший футбольный комментарий: Уткин и шоу в матче Англия – Тринидад. Василий чуть не упал в обморок, страдал от жажды и стебал англичан 

Фото: instagram.com/kazzzansky; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Scott Heavey; globallookpress.com/Zhou Lei/Xinhua