13 мин.

На месте «Местальи» скоро будет пять высоток, а «Валенсия» переедет на стадион, который строят дольше «Газпром Арены»

Евгений Марков – с историей долгостроя и лайфхаком, как встретить Черышева после игры. 

Привычной футбольной Валенсии скоро не останется. 

1. Стоявшую с 1923 года, сожженную в Гражданскую войну и пережившую масштабные наводнения в 1957-м «Месталью» снесут, а на ее месте появятся полсотни квартир, торговые и офисные центры. 

2. Клуб уедет из географического центра (всего один мост от старого города) в современный квартал Nuevo Centro, куда пешком от кафедрального собора со святым граалем (да, он хранится в Валенсии, и Ватикан это признает) идти около часа. 

3. Бар главного болельщика сборной Испании по имени Маноло (был на 10 чемпионатах мира, почти полвека повсюду ездит за сборной Испании со своим барабаном, выбрал жену вместо футбола) продается за 190 тысяч евро. Маноло уже 68 лет, чтобы оставаться и символом, и боссом бара, и разливать напитки у него просто нет сил. 

Но шансы успеть на старую «Месталью» (стадион назван именем оросительного канала) на улице Aragon еще остаются, потому что у «Валенсии» уже 13 лет строится (а точнее застыл без изменений) новый стадион. Проект менялся три раза, а финансовый кризис постоянно рушил загруженный кредитами клуб. 

Евгений Марков собрал всех героев из сериала про строительство нового стадиона (неофициальное название – «Нуэво Месталья») и рассказал, что обязательно нужно сделать на старом, если вы еще не бывали на футболе в Валенсии. 

«Валенсия» хотела вип-стадион на 70 тысяч зрителей,  проект уменьшали и удешевляли, но все равно не закончили 

Во всей Ла Лиге только на бюджет «Валенсии» давят сразу два стадиона: землю старого не успели продать, а новый так и не достроили. В итоге клуб в странном положении – вечно отодвигает сроки, ждет «благоприятного климата» для продажи недвижимости, а новый стадион настолько пустой и заброшенный, что туда забираются блогеры, гуляют по коридорам и показывают царство бетона. 

Кстати, выглядит стадион опрятно, без трещин и пачкающей пыли. После видео даже не удивляешься, что мэрия 13 лет спустя одобрила проект без дополнительной адаптации (за это время ничего не сгнило). 

Но сначала история нового стадиона – в цифрах, фактах и цитатах. 

1. Президент и главный акционер «Валенсии» с 2004-го по 2008-й Хуан Соль хотел, чтобы клуб, побывавший в начале века в двух финалах Лиги чемпионов и выигравший Кубка УЕФА + Ла Лигу с Рафой Бенитесом, стал грандом, владеющим топ-стадионом. 

Проект 2006 года получился роскошным и адаптированным под локальные особенности города. 

Арена на 75 тысяч с покрывающей все зрительские места крышей. 3500 парковочных мест. Внутри – клубный музей, отель, офисные и торговые здания. Внешне стадион, презентованный в музее Принца Филиппа в футуристическом валенсийском квартале «Городе искусств и наук», напоминал обтекаемую летающую тарелку, а линии на фасаде символизировали древнюю реку Турию, разделяющую город пополам. 

Единственное обязательство перед мэрией («Валенсия» – частный клуб, но против просьбы правительства не пошли) – беговые дорожки и зона для легкой атлетики, которая отделяла трибуны от поля. 

2. 1 августа 2007 года заложили новый стадион на улице Валенсийсих кортесов (в один год с «Газпром-Ареной»): чтобы закончить стадион в 2010-м, а через год провести финал Лиги чемпионов. Проект оценивался в 160 миллионов евро. 

Неприятности начались спустя год, когда стадион уже вырастал: на высоте 12 метров оборвались строительные леса с тремя монтажникам и обрушились на рабочего снизу – в результате четыре погибших. Суд решил, что это несчастный случай (никого не наказали), а вот болельщики заговорили о дурной энергетике места.   

Так что в феврале 2009-го «Валенсия» вообще приостановила строительство: во-первых, клуб завис в долгах перед кредитовавшими его банками (547 миллионов евро – и это помимо стадиона); во-вторых, изначально клуб хотел окупить новый стадион за счет продажи земли под старой «Местальей», но из-за финансового кризиса 2008-го земля резко подешевела – клубу было невыгодно продавать «Месталью» в это время. 

Тогда же строительство остановилось намертво – дальше на стадионе не происходило ничего! Его подкрашивали и убирали, но выше фундамента и черновых работ он не вырос. 

3. К проекту (но не к работам) вернулись 12 декабря 2011 года, когда новый президент «Валенсии» Мануэль Льоренте договорился с банком Bankia, что они профинансируют дальнейшее строительство – залогом стали земли старой «Местальи». В 2012-м Льоренте обещал мэрии закончить стадион за 22 месяца – то есть в 2014 году, но через 8 месяцев – в сентябре 2012 года – Bankia разорвала договор. Снова бахнуло мировую экономику: из-за нового витка кризиса банк забирал дома у должников и накопил слишком много неликвидной недвижимости – земля еще и под стадионом стала бы слишком большой нагрузкой. И так приостановленная стройка «Местальи» встала окончательно.  

4. В 2013 году новый президент «Валенсии» Амадео Сальво удешевил проект стадиона со 160 миллионов до 100: всего 225 парковочных мест, крыша покрывала 75% зрителей (этого достаточно, чтобы получить пять звезд от УЕФА), 61 500 мест вместо 75 тысяч, нет масштабной зоны вип, ресторанов и офисных помещений. 

Но и тут не получилось: не нашли инвестора, своих  денег не хватало.  

Новый владелец «Валенсии» убрал из проекта беговые дорожки и обещал стадион к столетию клуба, но тут снова пришел кризис 

В 2014 году «Валенсию» купил сингапурский миллиардер Питер Лим (пообещал закрыть все долги клуба – до сих пор нет информации, что закрыл) и уже через день после получения контрольного пакета акций заехал на стройку, где попросил отказаться от беговых дорожек (об этом клуб договорился с новым мэром): Лим хотел «более прагматичный» стадион по типу английских, где болельщик максимально близок к полю. 

Новый проект оценивался в 120-130 миллионов. Стадион выглядел уже по-другому и напоминал краснодарский Колизей. Крыша покрывала 75% мест, но пропала обтекаемость стадиона (больше открытых и продуваемых мест в фасаде, как у «Лужников»). Вместимость сократили до 55-60 тысяч зрителей (старая «Месталья» вмещает 55), про парковочные места до сих пор не сказали ничего. 

4 ноября 2016-го президент «Валенсии» Лей Хун (ставленица Лима) сказала, что к 2019 году стадион точно не построят: «Проект сложный и требует больших инвестиций от клуба. Нам надо продать старую «Месталью», когда перестанет бушевать кризис». 

С тех пор стадион стоит. Вы можете подойти, заглянуть в дырочку в заборе и увидеть голые стены. 

Правда, что «Валенсия» переедет на новый стадион уже в 2022 году, ведь старую «Месталью» почти продали под квартиры?  

Клуб просто молчит, а местные медиа раз в несколько месяцев выдают заголовки «Эта новость изменит вашу жизнь», под которыми начинается пустота в стиле «когда стадион закончат, тогда заживем».  

Правда, появились сроки. «Валенсия» может начать на «Нуэво Месталья» сезон-2022/23, потому что в апреле 2019 года земли старой «Местальи» за 120 миллионов евро захотела выкупить компания ADU Mediterraneo (занимается куплей-продажей недвижимости). Бумаги пока не подписали, поэтому генеральный директор «Валенсии» Аниль Мурти осторожничает: «Надо дождаться момента, когда покупатели смогут дать нам гарантии, тогда и вернемся к разговору о новом стадионе». 

ADU планирует выкупить земли, снести старый стадион, а за 400 миллионов евро построить на его месте пять жилых башен по 22 этажа (там поместятся 485 квартир) + офисы и торговый центр + зоны для спорта и отдыха. Проект планируют сдать к 2025 году. 

Если «Месталью» все же продадут (при этом «Валенсия» останется на стадионе до постройки нового стадиона), тогда клуб на вырученные ≈ 120 миллионов евро построит стадион, который оценивают между 100 и 140 миллионами евро. 

2022-й скоро, а это значит, что на посещение старой «Местальи» осталось два года. Рассказываем, где встретить игроков и почему дешевые места – лучшие

«Месталья» – самый старый стадион Ла Лиги – встретит переливающейся на ветру рыжей летучей мышкой на фасаде и расскажет, как дела в чемпионате Испании: в дни матчей на трибуне за воротами расставляют флаги клубов Ла Лиги в турнирной последовательности. 

На стадион идем из старого города по красно-розовому цветочному мосту Puente de las flores через сухую широкую реку Турию – из-за сильных наводнений ей поменяли русло, и с конца 80-х на дне образовался парк: теперь там играют в футбол, катаются на велосипедах, бегают и даже спускаются еще ниже – в метро. 

Стадион виден между домами – вас приветствуют лица Маты, Барахи, Айялы, Канисареса, Клаудио Лопеса, Кемпеса (смотря откуда вы зайдете). 

Все это появилось пять лет назад, а до прихода Питера Лима «Месталья» снаружи – это визуально непротопленный серый сарай, будто стадиону осталось жить несколько дней. 

Сейчас повсюду оранжевые и черные цвета, новые кресла, инфографика с победными годами и чемпионскими составами. Хотя внутри все же заметны старые ребра стадиона, в разрезе он трескается даже под свежей оранжевой краской, не на всех трибунах есть туалет (где-то надо идти несколько этажей вниз). 

Попробуйте местный бутерброд-бокадильо с сыром, хамоном и томатной пастой за пять евро и запейте баночкой пива. На площади ФК «Валенсия» (так и называется) фанаты переходят из бара в бар, покупают булочки у китайцев, семечки – у испанцев, паленые шарфы – в палатках с атрибутикой и сладостями, фирменные – в фан-шопе рядом с белоснежным офисом в старинном здании.

Загляните к Маноло: на потолке его бара висят больше сотни шарфов со всего мира (есть даже липецкий «Металлург»), его фотографии с членами королевской семьи и игроками сборной, а также знаменитые барабаны. Еда там не очень (холодные омлеты и какие-то булки), пиво обычное, зато атмосфера – bomba. Можно надеть шляпу барабанщика и сфотографироваться с ним. Повсюду выездные и домашние болельщики, пьют, галдят, рассматривают картины и газетные вырезки. 

Правда, Маноло устал и рассказал мне, что после 29 лет существования бара хочет, чтобы владельцы (Маноло – арендатор) его продали, а он остался символом и просто приходил фотографироваться. «Хочу передать бар тому, кто любит футбол», – сказал мне барабанщик перед матчем «Валенсия» – «Эйбар», первым для «Местальи» в 2020-м.  

Сейчас цены на билеты начинаются с 25 евро на самый верх за ворота – туда и идем.

Трибуна Gol Xicotet Alto, но лучше всего Gol Gran Alto – за воротами, над поющим фанатским низом Curva Nord. Перфоманс со своего места вы не увидите (он будет ровно под вами), зато посмотрите на Валенсию с лучшей смотровой города – купола, летучие мыши на фасадах, черепичные балконы и заруливающие в аэропорт Manises самолеты. 

А ведь футбол еще не начался. 

Скоро прозвучит гимн клуба, а диктор на валенсийском языке (похож на испанский, но рублеными слогами ближе к каталанскому) объявит игроков: «Наш дорогой вратарь Джауме, наш земляк Хосе Луис Гайя, суперфорвард Родриго». И под шелест семечек, а также запах жаренного мяса из соседского бутерброда начнется матч. 

Здесь болеют неспешно, но эмоционально: могут весь тайм что-то жевать, а после гола запеть всем стадионом или же пять минут материть судью. 

В Валенсии любят футбол и готовы ждать игроков час после игры, тем более бутербродные и кебабные никто не закрывает. 

Небольшая подсказка: ждите футболистов либо у центрального входа (одни пойдут на парковку в клубный офис через дорогу, то есть к магазину). Я много раз видел, как из  рыжих дверей без охраны выходили молодые Андре Гомеш, Пако Алькасер или Жоау Канселу, перебегали дорогу, раздавали сидячим в кафе болельщикам пятерки и спускались на паркинг. 

Как-то раз после сумасшедшей ничьей с «Барселоной» (вырванные в самом конце 1:1 в 2015-м) я встретил на улице автора гола Санти Мину. «Спасибо за этот гол, я самый счастливый» – «Не за что, друг». И пошел.      

Черышев обычно выезжает с самого стадиона (там тоже есть часть парковочных мест для легионеров и основных игроков) – с левой стороны, если стоять лицом к главной трибуне. У выезда выстраивается толпа болельщиков, игроки раздают автографы, фотографируются и уезжают, еще раз улыбнувшись. 

Вот такая она «Месталья». 

Лучше прочувствовать, чтобы потом не жалеть. 

«Месталья» изнутри – интервью и экскурсия по стадиону с фотографом «Валенсии» Ласаро

Внутри «Местальи» есть памятник слепому болельщику. Он ходил на «Месталью», даже когда уже не мог видеть

Инстаграм и твиттер Евгения Маркова с фотографиями Валенсии и других городов мира 

Фото: Gettyimages.ru/Manuel Queimadelos Alonso, Alex Caparros; REUTERS/Andrew Boyers, Heino Kalis, Susana Vera; instagram.com/cd_arnedo; Евгений Марков