7 мин.

ЦСКА и «Спартак» делят одну арену. Получается дружно

Ноль агрессии, много детей на трибунах. 

Футбольные ЦСКА и «Спартак» делили «Лужники», по очереди гостили на «Локомотиве», и ни разу не возникало вопроса – чья это территория. Потому что строились домашние стадионы, и все понимали: «Лужники», «Локомотив», «Арена Химки» – временная история. 

«Ледовый дворец ВТБ» (он же «Арена Легенд», где проходили матчи чемпионата мира-2016 и снимали сериал «Молодежка») – тоже временный и для ЦСКА (аренда на пять лет), и для «Спартака» (аренда на год, клуб ждет реконструкции дворца в Сокольниках). Но уже поссорил фанатов и руководство ЦСКА.

• В августе президент ЦСКА Игорь Есмантович объявил об отъезде из ЛДС на Ленинградском проспекте: древняя арена на 5,5 тысячи зрителей не подходила под маркетинговые и спортивные задачи главного конкурента СКА. Тогда же Есмантович отметил, что переезд и совмещение арены со «Спартаком» сблизит болельщиков клубов.

«Спокойно относимся к соседству со «Спартаком», и наши фанаты должны к этому отнестись с пониманием. За пример можно взять чемпионат мира по футболу, куда съехались болельщики со всего мира, и нет никаких проблем (…) Вообще наше соседство в «Парке легенд» должно поспособствовать сближению болельщиков клубов».

«ВТБ Ледовый дворец» превратился в «ЦСКА Арену». Над входом появилась соответствующая надпись.

Начинку арены меняют в зависимости от матча: ЦСКА – все красно-синее и звездочки; «Спартак» – красно-белое и ромбики. Но название и вывеска остаются. На трансляции видно, как болельщики «Спартака» заходят на домашние матчи в здание «ЦСКА Арены».

Все потому, что в начале июля «ВТБ Ледовый дворец» выкупила компания «Интер РАО», где председатель совета директоров – владелец ЦСКА Игорь Сечин.

Комментарий «Спартака»: «Изменение названия арены в «Парке Легенд» находится в компетенции новых собственников дворца спорта. «Спартак», выступающий в качестве арендатора, не может повлиять на данную ситуацию».

Комментарий члена совета директоров КХЛ Александра Медведева: «Ситуация печальная, брендирование дворца всегда можно сделать взаимоприемлемым. И не совсем ясно, кого ЦСКА наказывает (…) Это был какой-то надуманный предлог, что, мол, ЦСКА «западло» играть в одном дворце со «Спартаком». Видимо, было желание спровоцировать «Спартак» и его болельщиков, чтобы им стало «западло» играть на «ЦСКА Арене».

Комментарий президента КХЛ Дмитрия Чернышенко: «Как минимум один сезон придется с этим мириться – нет чьей-то вины, что стадион теперь назван именем другой команды. Кому-то это не понравилось, но один сезон надо потерпеть, находить компромиссы (…) Призываю не поджигать эту тему. Болельщики ЦСКА и «Спартака» преданы своему бренду, но уже был опыт, когда клубы делят площадку и никого не обижают, как у нас принято в хоккейной семье».

Фанаты ЦСКА не согласны. Через сайт RBworld.org они объявили, что отказываются от активной поддержки клуба на домашних матчах. Причины: 1) переезд на новую арену из легендарного дворца без учета их мнения; 2) деление стадиона с главным соперником – «Спартаком»; 3) «дерзкая и грубая форма общения [Есмантовича] на состоявшейся закрытой встрече с болельщиками» + приведены цитаты Есмантовича, оскорбившие фанатов: «Кто вы такие, чтобы указывать что нам делать», «Дилетанты, не державшие в руках кубки», «Мы не считаем должным прислушиваться к вашему мнению». 

• Есмантович ответил фанатам в интервью «СЭ». Две главные цитаты:

О «грубости» на встрече с фанатами: «Я бы не хотел комментировать, потому что это точка зрения и мнение людей, которые это написали. Если они считают, что это выглядело грубо… Не готов это обсуждать».

Реклама 18+

О переезде: «Действия, которые клуб сделал для нового сезона, проходят на высшем уровне. Мы готовимся открыть свой сезон 11 сентября, планируется хорошее шоу. Стараемся сделать для болельщиков отличную программу, заработают буфеты, будет продаваться прекрасная «сувенирка». Если кто-то хочет что-то испортить или пытается это сделать, пусть это будет его личным мнением. Обеспечим нашим болельщикам комфортные условия для того, чтобы приходили и поддерживали родную команду».

• История закончилась. Фанаты не ходят на ЦСКА. А клуб на новой арене бьет прошлогодние рекорды посещаемости – дважды собрал 10 тысяч зрителей (на «Локомотив» и «Спартак»), 6250 на «Северсталь» и 5350 на «Сочи».

*** 

Как ЦСКА и «Спартак» живут на одной арене – за этим лучше сходить на дерби. Хоккей получился не самым динамичным: только в середине третьего периода, когда «Спартак» отыграл одну шайбу и устроил серию коротких атак, стало горячо. ЦСКА победил 2:1.

Хозяином был ЦСКА, поэтому раскраска льда, визуальное оформление и развлекательные точки – в красно-синих цветах. О совместной жизни со «Спартаком» напомнил только заставленный красный стенд с ромбиком: в углу на верхнем ярусе.

Его не заклеивают стикерами, в него не тыкают в пальцами и не просят развернуть. Ноль эмоций и ноль агрессии. То же самое на трибунах, где болельщики обоих клубов сидят вперемешку. Армейцев гораздо больше, но после гола «Спартака» над бортами взлетают красно-белые флаги.

От войны фанатов ЦСКА и Есмантовича страдает только поддержка. Фанатский сектор ЦСКА сложно назвать фанатским. Скорее, просто активный. 50 человек, в основном девушки, с нарисованными от руки плакатами «Побеждать» и «ЦСКА, звезды не падают» стоя кричат, разворачивают шарфы, обнявшись за плечи прыгают под «красно-синий самый сильный». Мощного заряда не получается, женский хор не вытягивает, но в самые эмоциональные моменты к нему присоединяется весь стадион: хлопает в картонные гармошки и выдает вибрацию. 

Найти отсылки к нелюбви фанатов ЦСКА и «Спартака», баннерам про поросят, дракам в ЛДС ЦСКА  – невозможно. Так же, как и к проблемам совмещения. Да, стадион называется «ЦСКА». Да, «Спартаку» это неприятно. Но хоккейной аудитории – наплевать. Ей гораздо важнее привести ребенка в теплый дворец, накормить (берите куриный буррито за 210 рублей – кайф), раскрасить щеки и уехать домой с сувенирами и хорошим настроением. Болельщики с детьми говорили, что новый дворец лучше старого, потому что: а) большой, б) современный, в) а значит – в нем вкуснее и интереснее.

Фанаты ЦСКА (особенно старые) пришли на обычные сектора и в разговоре со мной ностальгировали по ЛДС: его камерности, портретам Харламова и Тарасова, запаху воздушной кукурузы, невысоким трибунам, где сидят только знакомые лица. На новой арене им не понравилось, потому что нет атмосферы, а женская фанатка – вообще позор. 

Но таких ностальгирующих – меньшинство. Поэтому на последнем дерби в регулярке – 10235 зрителей (84% от всей арены). В прошлом году на аналогичном – 3762 (68%).

После матча, при входе в МЦК кто-то крикнул: «ЦСКА – сила». Ему ответил один голос: «Спартак» – могила». Ровно один, потому что остальные шли с детьми, девушками или считали такую кричалку неуместной, потому что она задевает идущих рядом спартаковцев.

В вагонах стоял детский писк. Малыши хотели спать и капризничали. Все они ехали с хоккея. Им и родителям лучше ходить на «Арену ЦСКА». Они не знают, что были какие-то фанаты, которых обидел президент ЦСКА. Они принесут клубу деньги за еду и атрибутику. Они купят абонементы. И раз в период закричат «ЦСКА» под заряд 50 человек с фанатского сектора.

ЦСКА и «Спартак» спокойно уживаются на одной арене. А их дерби – еще один милый матч, которые играют в регулярке каждый день.

Фото: cska-hockey.ru; РИА Новости/Владимир Федоренко, Евгений Биятов; cska-hockey.ru/Elena Rusko; Евгений Марков; spartak.ru; instagram.com/shiolya