9 мин.

30 причин не забыть Кубок конфедераций никогда

У Евгения Маркова остались слова. И это не только «Чи-Чи-Чи, Ле-Ле-Ле».

Перед началом Кубка конфедераций мы сомневались и задавали много вопросов, но после назвали его лучшим футбольным турниром в истории России. И сейчас, когда ливень смывает всю радость со стадиона «Спартак», а грустная «El pueblo unido jamás será vencido», наложенная на поражение сборной Чили, идет на десятый круг, хочется вспомнить главные моменты этого Кубка, и они не обязательно будут приятными или веселыми.

Итак, я не забуду этот Кубок Конфедераций, потому что...

1. Я видел глаза испуганных чилийцев, когда они зашли в задымленный туалет на стадионе «Спартак». У писуаров кричали неприличное про британскую королеву (исторические шутки против Австралии), а вокруг стоял запах российского стадиона, каким он должен быть. Народ курил в небольшом замкнутом помещении и создавал кумар, созвучный с испанским глаголом fumar (курить). Такого чилийцы не видели никогда, но они смело стояли в очереди, тихо вздыхали, но не переставали любить Россию. По крайней мере никто из них не разочаровался.

2. У нас появился культ футбольного мяча, и не только потому, что его зовут, как большинство успешных людей в наших городах. Когда мяч улетал на трибуны, где после чемпионата России убрали сетку, все вокруг останавливалось. Люди вставали в очереди, снимали все вокруг на телефон и лезли наверх, только чтобы дотронуться до мяча. Футбол надо любить именно так.

3. После московского Чили — Австралия наши мальчишки шли в сторону метро и в стиле испанских комментаторов выкрикивали фамилии самых известных для них футболистов: Артуро — Видаль! Алексис — Санчес! Клаудио — Браво! Эдуардо — Варгас! Парней было много, они кричали громко, чилийцы вокруг умилялись, а потом заводящий прокричал «Алан», но «Дзагоев» почти не зашел. Дети сами выбирают себе героев, а чилийцы именно такие.

4. Наши болельщики реагировали на надпись «beer free», не совсем понимая, что это значит не «бесплатный», а безалкогольный. Реклама работала.

5. На стадионах выдавали картонные ладошки, где средний и указательный пальцы изображали викторию. Кто-то из болельщиков отогнул указательный и оставил только средний. Так он просидел целый матч, поднимал картонку во время угловых, но вокруг все радовались креативу и футболу.

6. В ста метрах от Черного моря и в километре от стадиона «Фишт» спорт-бар взорвался: «Чили, Чили». Только что Клаудио Браво отбил три пенальти подряд, а страна определилась, за кого болеть, когда наши вылетят.

7. В том же баре мексиканские болельщики в зеленых футболках и с лоскутными флагами учились русским песням: «Калинка-малинка» у них превратилась в «Калима-Калима», зато четко получалось «ЦСКА — ЦСКА».

8. Главный тренер сборной России после поражения от Португалии фотографировался с Криштиану Роналду, который забил Акинфееву, а до или после этого хамил журналистам на пресс-конференции. Мне было не очень приятно, что этот тренер останется на домашний чемпионат мира.

9. Детские голоса в Сочи продолжали кричать «Мексика», даже когда Очоа пропустил от немцев уже три, а Чичарито все не включался в командные атаки.

10. На матче за третье место уже московские дети на мотив заряда «Спартака» кричали: «Мексика сегодня победит».

11. Стюарды в Сочи вряд ли работали где-то, кроме ледовых шоу Ильи Авербуха и вечеров Владимира Винокура, поэтому немного стягивали весь праздник на себя. Во-первых, в черных кепках и кофтах они напоминали чоповцвев из магазина через дорогу от вашего подъезда. Во-вторых, убивали всю активность. Человек вышел на ступеньки с флагом — посадить. Кто-то танцует в пролете — посадить. Не надо так, не забирайте у людей счастье и будьте гибче, и тогда мы запомним вас, как и волонтеров.

12. Волонтеры такие же красавчики, как Забивака. Все это очень красивые и добрые люди. Наверное, это не из-за того, что их так выбирали, а потому что у нас в России все такие. Эти ребята не только вежливо подсказывали, раздавали «пятерки», помогали иностранцам, а еще и шутили. И когда на последних матчах объявляли волонтеров, им аплодировал весь стадион. В американском спорте такие акции происходят почти каждый матч, и здорово, что мы тоже уважаем людей, которые делают не всегда видимую работу.

13. В финале и матче за третье место были стычки, настоящие драки и удаления. Чилийцы, немцы, португальцы и даже расслабленные мексиканцы еще раз показали, что это не товарищеский турнир. Мексика — Португалия, благодаря пикетам у мексиканской скамейки все могло закончиться, как матч молодежный сборных России и Дании в 2005 году (то есть террором со стороны судьи). И это был «ничего не решающий» матч за третье место. В финале на поле выбегал даже Йоахим Лев, а врезать Эмре Джану хотели примерно все, кто был в красном.

14. На русских стадионах появились футбольные формы, которые обычно живут в коллекциях или европейских фан-шопах. Понятно, что было много «Барселоны» или «Реала» с надписями Месси, Денчик и Семеныч, но ими все не закончилось. На матчах Чили мы все находились немного на «Эмирейтс», потому что это был вечер болельщиков «Арсенала», их красных, желтых, темно-синих футболок и приветствий «Come on, Arsenal». Еще были «Аякс», ПСВ, «Фенербахче» и неожиданно много «Валенсии».

15. Москва много освистывала португальцев, когда они тянули время и душили мексиканцев, но после свистка радовалась вместе с ними, аплодировала и прощалась с ними до следующего лета. Уважение — это про наших болельщиков, и это здорово!

16. Наша сборная научилась смеяться над собой, и всем, включая Дмитрия Тарасова, было весело.

17. Юлиан Дракслер, суперзвезда разных сборных Германий и ПСЖ, чемпион мира, написал письмо нашим болельщикам. И несмотря на «российско-германские отношения» внутри, оно выглядело честным, потому что Дракслер весь турнир общался с фанатами, адаптировался к пляжу в Адлере и вообще показывал, как должен себя вести современный капитан.

18. За сборную России не было стыдно. Ребята плакали после поражение, но их не хотелось жалеть, ведь для мужчин это унизительно. Им просто хотелось желать удачи и еще большего огня на чемпионате мира.

19. Звезды футбола, и не только Дракслер, аплодировали российским трибунам, здоровались с нами перед матчем (как Пепе), залезали к болельщикам с футболкой (как Видаль) или делали круг почета (как сборная Германия на «Фиште»). Из меня в такие моменты вылезала гордость за всех нас.

20. Переход возле метро «Тушинская», где обычно толкают какую-то дрянь, превратился во что-то праздничное, там ходили в формах Алексиса, Мигеля Лайюна и Тима Кэйхилла. Можно, чтобы так было всегда?

21. После вылета наших турнир не закончился и не стал скучнее. Наоборот, мы увидели много сборных, выучили песни и увидели, как умеют болеть.

22. В наших городах был только позитив. Когда чилийцы гуляли по Арбату, пересаживались на кольцевую линию или стояли на Знаменке с картой, ничего не понимая, к ним всегда подходили люди и кричали: «Чи-Чи-Чи, Ле-Ле-Ле». Все обнимались и удивлялись, мы мы до этого жили друг без друга.

И еще раз, я не забуду Кубок конфедераций, потому что:

23. Новозеландцы. Их было мало, но они были колоритные. К сожалению, с их сборной я почти не общался, но уверен, у вас будет что добавить.

24. Мексиканцы. Ребята получили всенародную любовь, за них болели все российские стадионы, и вряд ли у кого-то во время таких турниров была похожая поддержка. На матче за третье место настоящих мексиканцев было очень мало, но стадион «Спартак» болел именно за них. Такое не смогло бы удержаться на одном Чичарито, тут постарались мексиканские болельщики, которые делились шляпами, флагами и правилами любви к своей сборной.

25. Немцы. Эти ребята пили больше всех, но только они — втроем и на самом последнем ряду космодрома «Фишт» — могли петь и перекрикивать всех остальных. Следующим летом немцев будет больше и они наверняка задержатся до конца, потому что делают так уже 13 лет.

26. Камерунцы. И дело не только в этой болельщице. Просто африканское боление — особенное, желтое, зеленое, красное и заразительное.

27. Португальцы моментально оттаивали, когда к ним подходили с флагами и фотоаппаратами. Не самые звонкие и прыгающие болельщики, зато чемпионы Европы, которые в составе 30-40 человек могут петь гимн на весь стадион. На верхних секторах их за это зауважали, а в конце матча за третье место, когда португальцам надо было забивать, стадион пустился в «Пуртугал!».

28. Австралийцы. Они притащили резиновых кенгуру и, стоя на скамейках, пели, что сейчас здесь отдыхают чемпионы Азии. За них болели меньше, чем за Чили и Германию, но радовались их голам и удивлялись, как сборная с таким уровнем футболистов так двигается, стреляет и чуть не выходит из группы.

29. Чилийцы не только заразили нас латинскими мотивами, порадовали флагами с надписью Rusia, заставили рыдать под акапелла гимна, а еще и удивили своей подготовкой. В Чили специально под Кубок конфедераций написали песню.

Там под звуки «Катюши» поют, что сборная Чили краснее, чем Красная площадь, играют на аккордеоне и танцуют вместе с музыкальными инструментами. В общем, yo soy chileno, es un sentimiento y no puedo parar («Я чилиец, это невероятное чувство, и я не могу остановиться»). У меня все.

30. Потому что мы уже скучаем. Да, я никогда не забуду этот Кубок конфедераций, потому что я по нему уже скучаю.

Пишите свои истории про Кубок конфедераций в комментариях и статусах на Sports.ru. Рассказывайте, почему вы его (не) забудете.

Фото: Gettyimages.ru/Ian Walton (1); Евгений Марков; REUTERS/John Sibley (3), Нина Зотина (4); REUTERS/Carl Recine (6)