10 мин.

Женщина-президент и недостроенный стадион. Куда уехал лучший защитник в истории «Зенита»

Евгений Марков – о новой жизни Эсекиэля Гарая, которая очень похожа на старую.

«Прекрасно помню свой первый гол, – рассказывает Эсекиэль Гарай. – Это было 6 ноября 2004 года: Ортега сделал великолепную подачу со штрафного, и я смог подставить под нее затылок». Дебют 18-летнего защитника за «Ньюэллс Олд Бойз» получился красивым и невероятно эмоциональным. В том сезоне ребята из красно-черной части Росарио стали чемпионами Аргентины, и свой единственный гол за «Ньюэллс» Гарай забил именно в дерби против «Росарио Сентраль».

За аргентинский клуб Эсекиэль сыграл всего 13 матчей и сразу же уехал в Испанию – где не смог закрепиться парень, сделавший на него ту историческую голевую передачу. Ариэль Ортега забил «Барселоне» самый невероятный гол в истории «Валенсии», но слишком нагло себя повел с Клаудио Раньери и в итоге отправился по пути капризного Ромарио: сбежал с «Местальи», сказав, что не пригласил бы итальянского тренера «даже на стакан воды».

«Мы забивали много голов, а наши контратаки были самыми опасными в Европе». Клаудио Раньери в «Валенсии»

В новой истории «Валенсии» участвуют похожие персонажи – аргентинец Гарай играет у Чезаре Пранделли – но защитник сильно отличается от разгульного Буррито и работает не на публику, как это делал Ортега, а на раздевалку. Тем более в Валенсии всегда здорово играли футболисты из Росарио: это по-прежнему молодой и талантливый Эвер Банега, а также легендарные Клаудио Лопес и Кили Гонсалес.

«Слава богу, у меня не было проблем с наркотиками и алкоголем, ведь родители правильно меня воспитали», – вспоминает Гарай о родном городе, где через год после него родился Лионель Месси. В отличие от своих успешных земляков, Эсекиэль приехал в «Валенсию» в самое кризисное время из всех возможных. Именно в таких условиях он будет усиливать исторически один из самых аргентинских клубов испанской примеры (40 игроков за все время), где играло много защитников «альбиселесте». В том числе и любимый игрок Гарая – Роберто Айяла. Сейчас его портрет висит на главной трибуне «Местальи», но лицо капитана сборной Аргентины повернуто от поля: так плохо в защите «Валенсия» не играла уже 52 года.

Хуже было только в сезоне-1967/68, когда команда после 11 туров пропустила 23 мяча. Сейчас у «лос чес» на два гола меньше, но самое грустное (особенно для итальянского тренера), что «Валенсия» остается единственной командой в чемпионате, пропускающей абсолютно в каждом матче, и ее не спасают даже ритуальные танцы на ленточке от Диего Алвеса.

Вратарь, который берет 50 процентов пенальти. Кто это?

Поэтому в Валенсии надеются, что Гарай станет новым Отаменди и до дыр искусает лучших форвардов Ла Лиги. Еще до отъезда в «Манчестер Сити» Нико считался лучшим валенсийским сапером, забивал важные голы и здорово освежал игру своим лидерским напором. В похожей роли видят его соотечественника и партнера по сборной, которого скоро зауважают на каждой из трибун «Местальи», а с Элиакимом Мангаля он сообразит связку, не уступающую лиссабонскому тандему Гарая и Луизао.

От новичка ждут многого тренер, болельщики и крайние защитники, потому что все слишком привыкли ошибаться и оправдываться фразой «работаем дальше». У Гарая есть необходимый опыт, чтобы закрыть самую проблемную зону современной «Валенсии» и поверх дырявого половика бахнуть немного бетона.

Итальянская перестройка команды вряд ли начнется с нападения, поэтому на Гарае большая и даже символическая нагрузка – он должен страховать быстрых, но слишком непослушных латералей и правильно общаться со вторым центральным защитником. В команде уверены, что главным в этой паре будет именно аргентинец. Так было два года назад, и «Валенсия» попала в Лигу чемпионов. Так должно быть и сейчас, когда «летучие мыши» пробуют не вылететь в сегунду и хоть как-то зацепиться за Лигу Европы.

В Санкт-Петербурге такой весны не было: там Гарай каждый год вместе со всем португалоговорящим «Зенитом» играл в Лиге чемпионов и даже два раза по-питерски задерживался в плей-офф. Но в Валенсии не будет даже еврокубковой осени, потому что там пошли по пути импортозамещения и осталась только с чемпионатом и Кубком Короля. Уже второй сезон подряд команда живет за унылой чертой, где маринуются новички примеры и не самые веселые консерваторы уровня «Депортиво». Однако чудо не происходит, красный гаспачо не становится зеленым песто, а «Валенсия» из успешного клуба превращается в умирающую легенду.

«Наша задача – по окончании сезона оказаться в еврокубках», – говорит Гарай. К сожалению, это скоро пройдет, и аргентинец увидит, какие турнирные задачи клуб решает на самом деле. Семь поражений в одиннадцати турах намекают, что сейчас аргентинец оказался в самой слабой команде за всю карьеру, ведь даже ностальгический «Расинг» перед его приходом аккредитовался на групповой этап Кубка УЕФА.

Несмотря на то, что в первом же матче за новый клуб Гарай забил, «Валенсия» дома проиграла «Бетису», потом быстро избавилась от Пако Айестарана, а сам игрок получил травму. По такому циклу живут многие футболисты «летучих мышей»: сауна за 60 тысяч евро почему-то не помогает, и еще до завершения первого круга команде дважды выписывали нового тренера – сначала и.о Воро Гонсалеса, а потом и дона Чезаре.

И туда Гарай поехал после того, как вместе с «Зенитом» выиграл все богоспасаемые кубки: «Первый год в России получился невероятным, и мы стали чемпионами (в оригинале – «взяли Ла Лигу») после нескольких лет ожидания». Защитник даже стал привыкать к голосу нового румынского массажиста и его победной песне «Бесаме мучо», но уехать из Питера, не доработав пятилетний контракт, ему подсказала замерзшая на расстоянии жена Тамара Горро («Думаю, она раздает автографы чаще, чем я»), ее испанский бизнес, а также многолетний интерес «Валенсии».

В любимом городе многих аргентинских футболистов Гараю больше всего нравятся рестораны на побережье и оживленная улица Колон, где находится фирменный магазин «Леванте». Но если пройти ее целиком и остановиться возле арки времен Франко, можно увидеть рыжий кусочек стадиона. В этом месте прощаются со старым городом и направляются к Цветочному мосту, чтобы перейти на его футбольную половину. И весь этот маршрут – в окружении пальм и бархатного солнца, радующего валенсийцев чаще жителей других испанских городов.

«В России мне не хватало теплого климата, привычной еды и возможности спокойно пойти в кино, – рассказывает футболист, который теперь приходит на интервью в одних шлепках. – В Испании же будет тяжело без моих питерских друзей». Любимый музей Юрия Лодыгина сменится камерной, по сравнению с ним, галереей изящных искусств с синей зенитовской черепицей, а вместо седого «Петровича» в жизни Гарая появится элегантная старушка. Она старше своего русского кавалера всего на два года.

Работа с болельщиками

После креативного «Зенита» и его небанальных акций Гарай оказался в еще более открытой «Валенсии», где на тренировку после поражения от «Барселоны» пришли 3 тысячи человек. Болельщики – и многие с детьми – поддерживали игроков во время беговых упражнений и стоя аплодировали им после двухсторонки. В Питере резвые социальные сети и самая добрая в истории российского ТВ скрытая камера, но Удельный парк – место закрытое и заповедное. Особенно после валенсийской Патерны.

«Зенит» ни в одном из городов нефутбольной страны не страдает от пустых трибун, но настолько близкое общение с болельщиками – то, по чему Гарай мог соскучиться в России. Пока «валенсианиста» выстраиваются в очередь за час до начала открытой тренировки, питерские мальчишки рассказывают, что могут смотреть за любимыми футболистами только из-за забора.

В Валенсии – где футбол последнее время приносит только нервный крик и призывы держаться – умеют делать приятно своим болельщикам. Так, несколько недель назад не последние игроки «летучих мышей» (в том числе и Гарай) приехали в Альменару – родной городок запасного вратаря Джауме – и провели там целый день. Санти Мина, Элиаким Мангаля, Закария Баккали, Мартин Монтойя и другие сыграли с местными парнями в футбол, а потом долго общались с болельщиками, фотографировались и дарили подарки. Когда уже стемнело, Гарай в одних шортах выбежал к толпе, развернулся к ней спиной и, чтобы никого не обидеть, не глядя бросил туда свою футболку.

Встреча с игроками проходила в маленьком городке на выставленных столах и пластмасовых стульях, но выглядел этот футбольный пикник гораздо солиднее, чем любая из акций ЦСКА: то есть со вкусом, без лишних подворотов и, самое главное, с душой.

Женщина-президент

Говорят, что во многих испанских городах агрессивные фанаты (да и фанаты вообще) вымерли с появлением в стране футбольной сборной, но движ и его небольшие активности в Валенсии все же присутствуют. Татуированные парни из «Курвы Норд» (главной пьющей и поющей силы «Местальи») уже несколько лет повторяют за болельщиками «Локомотива» и выступают против женщины-президента. Сингапурская бизнес-леди Лей Хун Чан не может нормально выговорить название клуба, но при этом запрещает болельщикам старше 30 лет приходить на фанатскую трибуну. «У любви к клубу не бывает возраста», – написали болельщиками перед последним домашним матчем и по-валенсийски передали госпоже Хун, что без нее паровозу будет легче.

Поэтому сейчас «Месталья» ведет себя гораздо тише, чем несколько сезонов до этого. За нищую «Валенсию» – без сингапурского владельца Питера Лима, но с яйцами – болели громче и постояннее, а сейчас из-за частых протестов «Курва Норд» (а значит, и все остальные трибуны) часто молчит или вовсе игнорирует матчи, как в прошлом сезоне после 0:7 на «Камп Ноу».

Конечно, стадион сходит с ума и реагирует, но это обычно случается во время главных игр сезона – против «Барселоны» и «Реала». Последний раз «фанатка» реально искрилась, не бросая при этом бутылки, прошлой зимой, когда «Валенсия» отправила в отставку Рафаэля Бенитеса. С этого времени песни сменились свистом, и остался только язык верхних секторов – которым кроют судью и реагируют на спорные эпизоды.

В Валенсии у Гарая точно не будет «Виража» с песнями Ленинграда и сине-бело-голубых текстов группы «Бивни». Зато будет невероятная атмосфера испанского стадиона, иногда гимн Валенсийского сообщества и эмоциональные фиесты после побед. Сейчас в городе они случаются редко, а значит, ценятся так же, как песня «В Питере пить» среди трезвых жителей России.

Недостроенный стадион

Лей Хун от лица компании Meriton (которой владеет Лим) призналась, что новый стадион «Валенсии» не построят к 2019 году, как это обещали раньше. На самом деле для города это радостная новость, потому что новую «Месталью» местные немного презирают и не хотят прощаться со своим легендарным стадионом без глупой приставки «нуэво».

«Нуэво Месталью» начали строить в 2007 году и даже хотели провести на ней финал Лиги чемпионов-2011, но потом все еще раз посчитали и красиво передвинули на 2019-й – год столетия клуба.

Журналисты на стройке валенсийской арены пока не живут, но без сроков строительства стадиона многие в городе чувствуют себя некомфортно.

Странные миллионы

Сейчас «Валенсия» всего на очко оторвалась от зоны вылета, и в городе надеются на удачное зимнее трансферное окно. Правда, для команды оно может захлопнуться прямо сейчас. Поток холодного воздуха напоминает, что у клуба есть странные 23,3 миллиона евро (примерно столько стоит сейчас Аймен Абденнур), и нужно еще доказать, что они поступали законно.

Гарай выбрал для жизни самый коррумпированный регион Испании, а Европейский союз оштрафовал его новый клуб за «финансовую помощь от компаний, зависимых от городского правительства».

На тех же самых нарушениях попадались «Реал», «Барселона», «Осасуна», «Атлетик», «Эльче» и «Эркулес», но дело «Валенсии» решили отложить. Так что сейчас команда Лима будет искать юридические оправдания и как-то уживаться с той мыслью, что бывший вице-президент «летучих мышей» Мигель Сорио собрался выкупить клуб у сингапурского миллиардера.

***

«За это время я съел уже пять блюд паэльи», – Гарай наслаждается испанской кухней и вряд ли подозревает, что столько же кубков у «Валенсии» за первые шестнадцать лет XXI века. С тех пор, как «летучие мыши» в последний раз что-то выигрывали (Кубок Короля в сезоне-2007/08), защитник уже девять раз побеждал в клубных турнирах, и свой юбилейный трофей он собирается завоевать на «Месталье».

Ради него Гарай даже готов побрить выращенную в Петербурге бороду.

Фото: valenciacf.com (1,2); REUTERS/Heino Kalis; facebook.com/pg/ValenciaCF; Gettyimages.ru/Manuel Queimadelos Alonso; instagram.com/nuevo_mestalla